Методические рекомендации для подготовки к коллоквиуму

Коллоквиум - это вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой собеседование преподавателя со студентами по проблемам учебной дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права».

Цели коллоквиума – добиться глубокого изучения студентами рекомендованных работ, тем, разделов курса; пробудить стремление овладеть методологическими подходами и теоретическими наработками в области межсекторного взаимодействия; осуществить контроль самостоятельной работы магистров.

Коллоквиум проводится как индивидуальная беседа преподавателя с обучающимся. Однако, так как одной из главных задач коллоквиума является углубление знаний студентов, собеседование следует проводить в присутствии группы обучающихся. Если студент, с которым беседует преподаватель, не отвечает на поставленный ему вопрос, рекомендуется

адресовать этот вопрос другим присутствующим. Таким образом, беседа идет с группой обучающихся по отдельной проблеме теоретико-методологических проблем курса. В этом случае небольшой коллектив обучающихся работает активно и вдумчиво, так как каждый следит за работой, дополняет другого, участвует в споре и обсуждении.

В ходе собеседования преподаватель может задавать вопросы при изложении магистрами материала, направлять беседу, включать в беседу других присутствующих. Собеседование не должно носить формального характера. Поэтому не рекомендуется на коллоквиум одновременно вызывать большую группу студентов. К студентам, сдающим коллоквиум, предъявляются обычно следующие требования. Каждый должен иметь конспект ответов, который может быть относительно кратким, но содержательным. Коллоквиум без конспектов ответов проводить не следует, ибо не может быть глубокого, серьезного изучения работ без их конспектирования, знания категорий, раскрытых в работе. Студент должен видеть за каждой концепцией и категорией реальные процессы и явления общественной жизни.

На коллоквиуме обучающийся хорошо «раскрывается», он высказывает все свои сомнения, задает вопросы, иногда полемизирует с преподавателем. Поэтому предоставляется возможность лучше узнать каждого обучающегося и лучше организовать дифференцированное обучение.

Преподаватель постановкой вопросов может направлять беседу.

Примерные вопросы для коллоквиума

1. Понятия избирательного права, системы, процесса и выборов, их соотношение. Выборная правосубъектность. Источники избирательного права.

2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Понятие избирательного ценза. Избирательные цензы по российскому избирательному праву.

3. Мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы. Порядок организации и проведения выборов. Изменение и тенденции развития избирательной системы России.

4. Организация и порядок проведения выборов. Информационное обеспечение избирательной кампании. Новые информационные технологии в избирательном процессе.

5. Основные черты и особенности процесса проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

6. Контроль и надзор за соблюдением избирательного законодательства.

7. Избирательно-правовые споры и конфликты. Разрешение и предупреждение споров и конфликтов.

8. Право участия в референдуме. Предмет референдума. Инициатива проведения референдума: порядок реализации. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.

9. Иные формы непосредственной демократии: понятие, правовое регулирование и тенденции развития.

Методические рекомендации по проведению «круглого стола»

Круглый стол - это формат проведения научных и научно-практических мероприятий, представляющий собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25), компетентных в данной области.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Участниками Круглого стола являются: слушатели Программы, эксперты, модератор.

Указанным лицам целесообразно придерживаться следующих принципов участия в данном мероприятии:

• компетентность относительно обсуждаемой темы;

• соблюдение этических требований к выступлению и дискутированию.

При подготовке Круглого стола необходимо придерживаться следующей

последовательности:

1. Выбор темы.

2. Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3. Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

Применительно к обозначенной в программе проблематике, в качестве экспертов могут выступать политики, государственные и муниципальные служащие префектур и районных управ, имеющие практический опыт в области государственного управления, а также компетентные студенты. На предварительном этапе подготовки Круглого стола необходимо разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии.

4. Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5. Подготовка анкеты для участников Круглого стола. Цель анкетирования состоит в том, чтобы оперативно и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемой проблематике государственного управления. Целесообразно проводить сплошное анкетирование, при котором опрашиваются все участники Круглого стола. При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы формирования и размещения социального заказа, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, ресурсным центрам поддержки НКО, органам городского управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

В процессе проведения круглого стола целесообразно учесть следующие рекомендации.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, оглашает повестку мероприятия, предоставляет слово выступающим, направляет ход дискуссии, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, анкетирует участников круглого стола, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки. Ведущий следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории.

Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Вопросы для «круглого стола»:

1. Конституционная система и принципы формирования государственных органов Российской Федерации.

2. Понятие и основные признаки государственного органа. Конституционные основы классификации государственных органов Российской Федерации. Принцип разделения властей как основа построения системы органов демократического правового государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Специфика и функции судебной власти. Место органов государственной власти в системе разделение властей. Особенности правового положения отдельных государственных органов.

3. Осуществление государственной власти Президентом, Федеральным собранием, Правительством Российской Федерации и судами РФ. Законодательная и исполнительная власть, их взаимодействие. Проблемы укрепления единства исполнительной власти.

4. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации. Конституционный статус Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

5. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Неприкосновенность депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

6. Стадии законодательного процесса. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.

7. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти. Конституционный статус Правительства Российской Федерации. Место и роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти и в системе разделения властей. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ.

8. Порядок формирования, состав и сроки полномочий Правительства Российской Федерации.

9. Структура и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Виды федеральных органов исполнительной власти. Соотношение формы федерального органа исполнительной власти и основ его компетенции. Акты федеральных органов исполнительной власти.

10. Реформа системы федеральных органов исполнительной власти, ее правовые и социально-политические аспекты. Результаты преобразования, изменения формы и структуры федеральной исполнительной власти.

11. Прокуратура РФ: понятие, структура, порядок формирования и деятельности, компетенция, место в системе органов государственной власти. Центральный банк РФ: порядок формирования, статус, полномочия. Центральная избирательная комиссия РФ: порядок формирования, статус, полномочия. Уполномоченный по правам человека РФ. Счетная палата РФ.

12. Понятие, система и принципы местного самоуправления. Местное самоуправление - конституционная форма осуществления народовластия.

13. Особенности взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государственная поддержка местного самоуправления.

14. Реформа местного самоуправления в России. Сравнительный анализ правового регулирования местного самоуправления по федеральному закону от 1995 г. и от 2003 г.

15. Территориальная основа местного самоуправления. Структура и виды органов местного самоуправления. Система правовых актов органов местного самоуправления. Правотворчество. Правотворческая инициатива. Формы непосредственного участия населения в самоуправлении. Территориальное общественное самоуправление. Финансовые основы местного самоуправления. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

16. Конституционные способы и формы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти и управления.

17. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации. Развитие конституционно-правового механизма организационной, экономической и финансовой основ местного самоуправления. Конституционные гарантии прав местного самоуправления.

18. Ответственность органов местного самоуправления.

19. Реализация принципа разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации.

20. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Федеральные законы и конституции (уставы) субъекта Российской Федерации о системе органов государственной власти субъекта.

21. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, срок полномочий, компетенция, принимаемые акты, статус депутатов. Двухпалатные и однопалатные законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

22. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Акты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

23. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

24. Судебная система субъектов Российской Федерации. Структура, виды судебных органов, их компетенция. Статус судей. Порядок формирования судов.

25. Иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

26. Проблемы и тенденции развития системы органов государственной власти субъектов РФ. Изменение порядка формирования органов государственной власти субъектов РФ.

Наши рекомендации