Организация управления в области безопасности
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:
возглавляет Совет Безопасности РФ;
руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности;
в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности;
выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Правительство РФ в области безопасности осуществляет следующие полномочия:
в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти;
осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;
принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации.
Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:
обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
Основными функциями Совета Безопасности РФ в соответствии с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации *(291) являются:
рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
подготовка проектов решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
подготовка проектов указов Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;
организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ и научного совета при Совете Безопасности РФ;
организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
Совет Безопасности РФ формирует и возглавляет Президент РФ.
В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности РФ, постоянные члены Совета Безопасности РФ и члены Совета Безопасности РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. N 1328 "Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации" *(292) постоянными членами Совета Безопасности РФ являются Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, первые заместители Председателя Правительства РФ, министр обороны РФ, министр внутренних дел РФ, министр иностранных дел РФ, директор Федеральной службы безопасности РФ, директор Службы внешней разведки РФ, руководитель Администрации Президента РФ и Секретарь Совета Безопасности РФ.
Членами Совета Безопасности РФ являются полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, министр финансов РФ, министр юстиции РФ, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Генеральный прокурор РФ и президент Российской академии наук.
Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях субъектов РФ для участия в работе Совета Безопасности РФ привлекаются их полномочные представители.
Решения Совета Безопасности РФ принимаются на его заседании постоянными членами простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Члены Совета Безопасности РФ принимают участие в заседаниях с правом совещательного голоса. Решения Совета Безопасности РФ оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности РФ. Для реализации решений Совета Безопасности РФ могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ.
Основными рабочими органами Совета Безопасности РФ являются межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ. Совет Безопасности в соответствии с его основными задачами образует постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ, которые могут создаваться по функциональному или региональному признаку. В случае необходимости подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии Совета Безопасности.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 28 октября 2005 г. N 1244 "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации" *(293) функционируют семь межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ: по безопасности в экономической и социальной сфере, по военной безопасности, по информационной безопасности, по общественной безопасности, по проблемам Содружества Независимых Государств, по проблемам стратегического планирования, по экологической безопасности.
В соответствии с Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации *(294) научный совет при Совете Безопасности РФ образован в целях научно-методологического обеспечения деятельности Совета Безопасности РФ.
На научный совет возлагаются следующие функции:
совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, прогнозирования и выявления угроз национальной безопасности Российской Федерации, а также научная оценка мер по обеспечению национальной безопасности;
сравнительный анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности в зарубежных странах и в Российской Федерации;
участие в рассмотрении и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах;
научная проработка актуальных вопросов стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, а также научная экспертиза предложений по важнейшим направлениям государственной политики в этой области;
научная экспертиза проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности;
участие в подготовке аналитических материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности РФ и его рабочих органов;
научное обоснование проектов решений Совета Безопасности РФ и его рабочих органов по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности;
подготовка предложений по направлениям научных исследований в области обеспечения национальной безопасности.
Научный совет формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности РФ. В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.
В целях эффективного осуществления функций, возложенных на научный совет, образуются секции научного совета по основным направлениям его деятельности, в состав которых входят члены научного совета. Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета председатель, заместители председателя научного совета и руководители секций научного совета образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.
Деятельность научного совета осуществляется в форме пленарных заседаний научного совета, совещаний членов президиума научного совета и заседаний секций научного совета.
В соответствии с Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации *(295) аппарат Совета Безопасности РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ (на правах управления Президента РФ).
Основными задачами аппарата Совета Безопасности РФ являются:
информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ и Совета Безопасности РФ по вопросам обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, оценки этих угроз, выявления их источников, а также подготовка аналитических материалов по указанным вопросам, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по разработке стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, организации подготовки федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за реализацией этих программ;
подготовка предложений Совету Безопасности РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальной безопасности и решений Совета Безопасности РФ;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по осуществлению контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений Совета Безопасности РФ;
подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ.
Основными функциями аппарата Совета Безопасности РФ являются:
разработка проектов планов работы Совета Безопасности РФ, межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ и научного совета при Совете Безопасности РФ;
обеспечение подготовки заседаний Совета Безопасности РФ и материалов к ним;
подготовка проектов решений Совета Безопасности РФ;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по выявлению внутренних и внешних угроз объектам национальной безопасности;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по анализу соответствия системы обеспечения национальной безопасности степени угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по организации подготовки предложений об отнесении внутренних и внешних угроз к угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства; по организации разработки стратегии развития Российской Федерации;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по координации взаимодействия органов государственной власти при разработке стратегии развития Российской Федерации;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по подготовке предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности, мониторингу показателей состояния национальной безопасности, а также рекомендаций для принятия решений по конкретным вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, исполнение которых требует межведомственной координации;
обеспечение подготовки оперативных совещаний и совещаний по стратегическому планированию, подготовка проектов решений этих совещаний;
анализ и прогнозирование состояния обеспечения национальной безопасности;
подготовка предложений по разработке стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;
организация исследований, касающихся разработки стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также ученых и специалистов;
подготовка предложений по нейтрализации внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
анализ и прогнозирование развития событий, которые могут привести к кризисным ситуациям в сфере обеспечения национальной безопасности;
подготовка доклада Президенту РФ об обеспечении национальной безопасности при подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
проведение экспертизы проекта бюджетного послания Президента РФ в части, касающейся экономической безопасности Российской Федерации;
организация подготовки документов по вопросам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;
разработка проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности;
представление Секретарю Совета Безопасности РФ предложений по проектам нормативных правовых актов, касающихся вопросов обеспечения национальной безопасности;
участие в подготовке предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения, военного положения, а также в подготовке оперативных решений о предотвращении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ и научного совета при Совете Безопасности РФ;
участие в разработке предложений Президенту РФ по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности;
осуществление контроля за реализацией решений Совета Безопасности РФ;
обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также государственных организаций при проведении единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности;
подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации решений Совета Безопасности РФ;
подготовка предложений по выработке и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации;
участие по поручению Президента РФ в организации взаимодействия Совета Безопасности РФ с органами безопасности иностранных государств и международными организациями коллективной безопасности;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с государственными организациями при выявлении, предупреждении и устранении внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, а также при принятии согласованных мер реагирования на кризисные ситуации;
участие в подготовке предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
участие в подготовке предложений по совершенствованию политики в области государственной и военной службы в интересах обеспечения национальной безопасности;
осуществление по поручению Президента РФ контроля деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
осуществление по поручению Президента РФ контроля за выполнением планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, планов в области военно-технической политики, военно-технического сотрудничества;
рассмотрение проектов нормативных правовых актов и иных документов, поступающих на имя Президента РФ, по вопросам военно-технического сотрудничества, включая документы о назначении на должность и освобождении от должности лиц, непосредственно занимающихся вопросами военно-технического сотрудничества или курирующих их в федеральных органах исполнительной власти;
подготовка предложений по совершенствованию порядка осуществления военно-технического сотрудничества и контроля за его соблюдением, а также по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества;
документационное обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии по защите государственной тайны осуществляет Президент РФ.
В соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны *(296) Межведомственная комиссия по защите государственной тайны осуществляет следующие полномочия:
координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны;
рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство РФ;
определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;
осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника;
рассматривает в случаях, предусмотренных Законом РФ "О государственной тайне", запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;
рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения;
принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации;
организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;
рассматривает по поручениям Президента РФ и Правительства РФ экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
рассматривает по поручениям Президента РФ и Правительства РФ проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам;
дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения;
координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации;
координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;
дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан РФ в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности;
координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны;
осуществляет разработку методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение указанных руководителей от государственной аттестации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формируется в составе председателя, его заместителей и членов Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Состав Межведомственной комиссии по должностям утверждается Президентом РФ, а персональный состав - Правительством РФ.
В состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям входят директор ФСТЭК России (председатель Межведомственной комиссии), первый заместитель директора, заместитель директора или руководитель службы Федеральной службы безопасности РФ (заместитель председателя Межведомственной комиссии), первый заместитель или заместитель министра обороны РФ (заместитель председателя Межведомственной комиссии), первый заместитель или заместитель министра внутренних дел РФ, первый заместитель или заместитель министра иностранных дел РФ, заместитель министра образования и науки РФ, заместитель министра промышленности и энергетики РФ, заместитель министра финансов РФ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ, заместитель Министра юстиции РФ, директор или заместитель директора Федеральной службы охраны РФ, начальник или заместитель начальника Главного управления специальных программ Президента РФ, первый заместитель директора - начальник службы или заместитель директора - начальник службы Службы внешней разведки РФ, заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, руководитель или первый заместитель руководителя Федерального агентства по атомной энергии, представитель Администрации Президента РФ, заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ, заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Структура Межведомственной комиссии по защите государственной тайны включает председателя Межведомственной комиссии, заместителей председателя Межведомственной комиссии, членов Межведомственной комиссии, ответственного секретаря Межведомственной комиссии, структурное подразделение центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, которое осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии, а также межведомственные рабочие и экспертные группы по направлениям деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации *(297) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Президент РФ руководит деятельностью ФСБ России. Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти. ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
При ФСБ России действует Академия криптографии Российской Федерации.
Основными задачами ФСБ России являются:
управление органами безопасности, а также организация их деятельности;
информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности Российской Федерации;
организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности;
организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью;
осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;
организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;
организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;
обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов безопасности;
организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;
организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.
Для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие функции:
организует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и международных договоров Российской Федерации в органах безопасности;
самостоятельно осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование и участвует в разработке и реализации государственных программ;