Анализ правовых основ социальной политики
В Российской Федерации
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Россию страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. «Социальное государство — характеристика (принцип) относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязательства государства»[26]. Содержание политики социального государства, направленной на достижение декларированных в Основном законе целей, отчасти проясняется в ч. 2 этой же статьи, указывающей на то, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В дальнейшем права и социальные гарантии граждан Российской Федерации уточняются в целом ряде положений действующей Конституции:
1. Право на труд, его вознаграждение: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (п. 3 ст. 37 Конституции РФ).
2. Социальная защита населения: «В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (п. 2 ст. 7)-«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (п. 1 ст. 38).
3. Право социального обеспечения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом» (п. 1,2 ст. 39).
4. Право на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» (п. 1—3 ст. 40).
5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей...» (п. 2 ст. 7). «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения» (п. 1,2 ст. 41).
6. Право на образование: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальной образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (п. 1-3, 5 ст. 43).
7. Право на пользование учреждениями культуры: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (п. 2 ст. 44).
8. Право на гарантируемую государством защиту прав и свобод: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» (п. 1 ст. 48).
В настоящее время сложилась следующая общая схема формирования нормативно-правовой базы в социальной сфере:
1 Укрупненный перечень основных видов (не всех) социальных обязательств государства и (в ряде случаев) их сжатое изложение даны, как было показано выше, в Конституции РФ.
2. По большинству направлений социальной политики (или по соответствующим отраслям социальной сферы), обозначенным в Конституции РФ, принимаются базовые федеральные законы (например, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и т.п.).
3. На основе или с учетом положений вышеуказанных базовых федеральных законов принимаются специализированные федеральные законы по конкретным категориям лиц, на которых распространяются социальные обязательства государства или по конкретным видам обязательств (например, Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
4. Конституция РФ, блок базовых и специализированных федеральных законов создают основу для разработки базового регионального законодательства по однотипным направлениям социальной политики.
5. На базе вышеуказанных законов принимаются соответствующие муниципальные нормативные акты.
6. На основе всех перечисленных выше нормативно-правовых актов органами исполнительной власти всех уровней, а также органами управления отдельных отраслей или объектов социальной сферы принимаются соответствующие подзаконные акты — от постановлений Правительства РФ и до ведомственных или учрежденческих инструкций.
Совокупность нормативно-правовых актов является основой для регулирования социальной политики, поэтому важное значение приобретает вопрос о том, как понимался ее содержание[27].
Например, Н.А. Волгин приводит следующие принципы существования социального государства, характеризующие основы его социальной политики[28]:
• обеспечение экономической свободы человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда, профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
• формирование доверия к регулирующей роли рынка через здоровую конкуренцию на рынке спроса и предложения;
• обеспечение ответственности государства за формирование и регулирование рыночных отношений, упорядочение экономической и социальной жизни, обеспечивающей благополучие граждан;
• формирование социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным;
• создание системы участия работника в управлении производством и распределением в общественной и государственной жизни; развитие механизмов экономической демократии.
Определяя социальную политику применительно к условиям трансформирующейся социально-экономической системы в России, нельзя не упомянуть о принципиальных изменениях в российской модели социальной политики[29]:
1) отказ от патернализма, т.е. отказ государства от жесткого детерминированного поведения человека в социальной сфере, набора социальных услуг, который может или даже должен получать гражданин;
2) разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Государство постепенно перестает применительно многим видам социальных услуг быть оператором, выдающим потребителю эти услуги. Оно отводит себе роль в одних случаях только законодателя, который устанавливает правила, в других случаях — посредника. Функция государства как оператора на рынке социальных услуг не является необходимой для государства. Отказ от нее, с одной стороны, позволяет уменьшить прямые бюджетные расходы, а с другой стороны — освобождает место для более эффективных операторов;
3) формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей, с реально повышающимся качеством и снижением издержек на производство социальных услуг. Практическому внедрению рынка социальных услуг объективно способствует порядок закупки товаров и услуг для государственных нужд, утвержденный Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Указанный порядок предполагает организацию закупок товаров и услуг (в том числе в социальной сфере) на основе конкурсных торгов при участии не менее двух поставщиков, при этом критериями отбора являются качество, стоимость, сроки поставки и т.д.;
4) новейшая тенденция — переход к так называемой «монетизации льгот», т.е. к замене натуральных льгот денежными выплатами. Еще со времен плановой экономики одним из важнейших принципов социальной политики в нашей стране являлось законодательное установление многочисленных льгот для тех или иных групп населения. При этом льготы выступали как бесплатные «выдачи» со стороны государства. При численности населения России около 144,5 млн. чел. число получателей различных социальных льгот составляло до недавнего времени 103 млн. чел., т.е. почти 70%. Иными словами, государство в рамках своих собственных законов взяло на себя обязательства, которые физически выполнить не могло. По оценкам аудиторско-консалтинговой компании ФБК, проводившей исследование на тему социальных льгот в России, размер этих обязательств составляет 2,8 трлн. руб., т.е. 21% валового внутреннего продукта. Реальные же расходы на покрытие социальных льгот составляют около 500 млрд. руб[30]. От всевозможных не обеспеченных финансированием законов, принятых за годы реформ центром и регионами, страдают граждане России, падает престиж государства. Поэтому важнейшее значение в формировании социальной политики страны имеют законодательные акты, направленные на частичную замену множества провозглашенных льгот денежными компенациями, чтобы гражданин сам принимал решение о расходовании полученных средств. Однако при этом, как указано в преамбуле федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
• при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
• реализовать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
• предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
• не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. все «льготные категории» граждан получают социальный пакет, в который включены бесплатные медикаменты, санаторные путевки, билеты для проезда в пригородных поездах. Все остальные льготы заменяются денежными выплатами. Их размер зависит от категории льготника, при этом с 2006 г. граждане РФ смогут выбирать социальный пакет или его денежный эквивалент.
Еще одна система обязательств, принимаемых на себя государством в сфере социальной политики, регламентируется международными социальными документами. В частности, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ можно прочесть, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные привила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, Российская Федерация как социальное государство взяла на себя обязательства следовать следующим международным документам о социальном развитии и правах человека: Международный билль о правах человека, Всеобщая декларация прав человека, Копенгагенская декларация о социальном развитии, Европейская социальная хартия, документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Все это позволяет сформировать базовые нормы социального права РФ.
Многоаспектный характер обязательств, взятых на себя государством в социальной сфере, предопределяет достаточно широкое предметное поле социального права: правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения, положения беженцев, вынужденных переселенцев; социальное обеспечение, социальное страхование и пенсионное обеспечение; правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (граждан пожилого возраста, инвалидов, военнослужащих, ветеранов, граждан, имеющих детей; женщин и детей); порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, проживающим на территории России и нуждающимся в социальной защите; регулирование деятельности органов социальной защиты[31].
Т.С. Сулимова указывает, что социальное право выполняет следующие основные функции[32]:
• экономическую (воздействие права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда);
• политическую (фиксирование основных положений социальной политики государства);
• организационную (создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социального обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха);
• воспитательную (повышение культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, формирование уважения к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, воспитание доброты к людям, утверждение принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе).
Конституция РФ - блок базовых и специализированных федеральных законов создают основу для разработкибазового регионального законодательства по однотипным направлениям социальной политики.
На базе вышеуказанных законов принимаются соответствующие муниципальные нормативные акты.
На основе всех перечисленных выше нормативно-правовых актов органами исполнительной власти всех уровней, а также органами управления отдельных отраслей или объектов социальной сферы принимаются соответствующие подзаконные акты — от постановлений Правительства РФ и до ведомственных или учрежденческих инструкций'.
Как отмечает Л.И. Берестова, «выстраиваемая таким образом совокупность нормативно-правовых актов является основой для регулирования социальной политики."поэтому важное значение приобретает вопрос о том, как понимается ее содержание»[33].
В Российской Федерации социальная политика реализуется на государственном уровне, региональном уровне и муниципальном уровне. Каждый из них имеет собственные полномочия по поводу правотворчества в этой сфере. В частности, на федеральном уровне принимают законодательные и нормативные акты, регулирующиебазовые принципы социальной политики в стране. Отметим, что основополагающие направления общегосударственной регламентации по управлению социальной сферой формируются правительством или отдельными министерствами (т. е. исполнительной властью). В то же время на уровне региональных органов власти формулируются и реализуются региональные законы и социальные программы (в том числе проводится организация адресной социальной помощи, регулируется деятельность учреждений социальной инфраструктуры).
Содержание деятельности местных властей в социальной сфере (местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, реализуемых на уровнемуниципальных образований, и т. п.) регламентируется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Напомним, что науки разделяются на естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические. «Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой — связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками.
Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. Отметим, что характерными признаками научной дисциплины являются наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и учебников. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлены и изданы несколько учебных пособий по теории и методике социальной работы.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.
Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предварительными, дискуссионными суждениями.
В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика*. Существует мнение, что второй подход к выявлению закономерностей социальной работы более обоснован*. Вероятно, с этим можно согласиться, учитывая, что закон (общественная закономерность) представляет собой наиболее существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах их проявления.
Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основныхпринципов теории социальной работы.
Это общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Наконец, специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).
Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.
Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.
Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность(вспомо-жение).
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них называются такие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.
Подметодами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.
Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.
Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Основы социальной работы» понятия и категории. Прежде всего это понятие «социальная работа» и примыкающие к нему, близкие, пересекающие— ся с ним, но не тождественные ему понятия «социальная защита», | «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.
Подсоциальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по j обеспечению гарантированных минимально достаточных условий ;
жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. |
Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь — это система социальных мер в виде содей-ствия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. |
В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.
Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.
Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению. Вот как, например, развивалась социальная помощь в Швеции за последние 70—80 лет. Вначале в стране оказывалась помощь только по дому и хозяйству престарелым и семьям с детьми. Потом к этим услугам прибавились услуги по уходу за больными детьми и детьми работающих родителей, а еще позже — такие сферы обслуживания, как доставка престарелым и инвалидам продовольствия на дом; помощь в мытье больных, престарелых и инвалидов; стирка; уборка помещений; выполнение тяжелых хозяйственных работ; стрижка, маникюр и педикюр на дому; организация развлекательных мероприятий, лечебной и спортивной гимнастики; экскурсионное обслуживание; открытие дневных центров разнообразного назначения (лечебных,спортивных, игровых, для умственно отсталых, для алкоголиков,наркоманов и т.д.)*.
Ясно, что такой объем работы под силу только огромной армии социальных работников, включающей в себя как специально подготовленных квалифицированных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, так и тех, кто получил определенные знания на курсах, людей, участвующих в этой работе по призванию, по зову своего сердца и души.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяютсясоциальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
Важной категорией курса являетсясоциальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Подсоциальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей. !
Социальное управление представляет собой один из видов управ-' ления в обществе, функции которого заключаются в регулировании! социального положения всех участников общественной жизни,' в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики! применительно к группам социального риска, людям с девиантным, поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населе-д ния исключительно важно выяснить сущность, механизм и основ-Д ные компоненты социального управления.
Наконец, еще одно важнейшее понятие курса — социальный работник (т.е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса.Социальный работник — это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем плане ее функциями являются:
информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о ее объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается информационной работой.
На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.
Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно/легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро—долго придется заниматься «пациентом» и т.п.
В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-Оптовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет весьма важный и необходимый компонент ее содержания.
Социальная работа осуществляется с помощью средств.Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое — кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.