Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.

Социальная политика─ это совокупность идеол. представлений общества и гос-ва о целях соц. развития и деят-ть по достижению соц.показателей, отвечающих этим целям.

– это действия госорганов разл. уровней по решению проблем, затраг-их все общество, это действия, нацеленные в перв. оч-дь на обесп-е мин. ур. удовл-ия потреб-ей потенциально опасные слои населения (нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы); это инструмент, смягчающий негативные последствия индивид. соц.неравенства через систему перераспред. мер. РФ – социальное гос-во (по К. РФ)

Объект СП -: все население страны (акцент на соц.защиту малообеспеченных); основные структуры социально-трудовой сферы: образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, безработица, социальное партнерство, социальная защита, оплата труда, охрана труда, социальное страхование и пенсионная система т.д.

Субъекты СП – гос-во, государственные ведомства и учреждения, ОМСУ; внебюджетные фонды; общественные, религиозные, благотворительные, иные учреждения; коммерческие структуры и объединения; профсоюзы, профессиональные структуры социальной сферы; отдельные граждане, трудовые коллективы, благотворительные фонды, индивидуальные предприниматели. При През-те работает Совет по СП, комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. В ГД работают комиссии по СП, по делам женщин, семьи и молодежи, по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере. Основными звеньями управления социальным развитием в России являются органы Министерства здравоохранения и социального развития, контролирующее по сути все направления СП. К вопросам мест.значения относятся образование и здравоохранение, в данных сферах ОМСУ также реализуют соц.политику.

Приоритеты (осн. направления) СП опред-ся исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших с-э и соц.-полит. проблем.

1. Здравоохранение:ориентация на разв. более дорогост-ей стацион. мед.помощи (расход – до 80% средств) в ущерб первичн.догоспит. мед. услугам, недостат. обесп-ть участк. врачами, низкая оснащ-ть поликлиник диагност. обор-ем, деклар-ть госгарантий бесплат. медпомощи, отсут-е долгоср. прогр-ы разв. здравоохр-я, недоступ-ть медуслуг и неудовл-ть их качеством, высок. цены на услуги в спец. мед.учреждениях.

Уже есть: пути развития здр. на среднеср. персп-ву (Основы законод-ва о здр., от 1993 г.; Концепция развития здр. и мед. науки на период до 2010 г., от в 1997 г.; приорит. нацпроект «Здоровье» вкл-ет 2 напр-ия: «Развитие первич. медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехн.мед.помощью») Мероприятия: доп.подготовка в 2006 – 2007 гг врачей, повышение з/п врачам общ. практики и медсестрам, Оснащение мун. учр-й здравоохр-я диагност. обор-ем и службы скорой медпомощи санитарным автотр-том, пров-ие доп. иммунизации и др.меропр-я. Однако программа имеет краткосроч., тактич. хар-ер.

2. Поддержка семьи, детства, материнства и отцовства:изм-ие репродукт. повед-я женщин (↑ % ж-н, родивших только 1 ребенка, ↓% ж-н, имеющих 3 и более детей), измен-е ур. репр. здоровья ж-ны (бол.кол-во абортов отриц-но сказ-ся на репр. потенциал, малая доля неосложн. родов), ↑ % детей с функцион. отклон-ми до 60% от общ. числа, с хронич. заболев-ми.

Уже есть: принятие НПА, в рамках нацпроекта «Здоровье», оплата мед.помощи, оказ-мой гос. и мун. учр-ми здр. ж-ам в период берем. и родов, массовое обсл. новор. детей (1 из эфф.спос-в раннего выяв-ия наиб. распр. врожд. и наследс. забол-й, позв-щий обес-ть их своевр. леч-е и ост-ть разв. тяж. прояв-й заб-й.

3. Жилищная политика.недост. обесп-ть жильем, кач-о жилья (3% ветх. жилья, хрущовки – истекает срок экспл-и), орг.вопросы (землеотводы, надо переселять из бараков), дороговизна жилья для осн.части нас-ия и пост.растущая стоим-ь 1 м².

4. Поддержка престарелых и инвалидов:низк.ур. пенсий, отмечают ↓соц.бремени с гос-ва.

5. Условия труда и занятость:низк. уровень мин. гарантий в опл. труда; рост задолж-и по з/п; распр-е скрыт. форм опл. труда; выс.дифф. з/п: м/у среднемяч. з/п рук-ей и остал. раб-ов 8-10 раз.

6. Образование и культура: ↓числа детсадов, библ-к, сниж-е к-ля гос-ва в сфере обр-я → ↑слаб.вузов, взяточ-во препод-й, старение корпуса преп-й; ↓престижа аспир-ры; работа студ-в и аспир-в не по спец-ти.

Решение проблем: Все изменения д. носить долгоср., страт. хар-р!!!!

Прав-во приняло «Осн. напр-я с-э политики Прав-ва РФ на долгоср. перспективу» до 2010г. Соц. цели в ней: «переход от патернал., как не оправдавшей себя, к субсид. модели гос-ва. Инструментами объективно обусл. СП становятся гос. гарантии, соц. стандарты, потреб. бюджеты и др. рычаги.

СП на мун. уровне вкл.: ─ назн-ие и выплату пенсий, пособий; ─ содей-е обесп-ю занят-и трудосп. населения; ─ предотвр-ие сниж. реал. доходов за счет создания систем соц. адресн. помощи и т.д.

Жилищная политика: предоставление жилья. Сущ-т мун. программы, ведутся списки очередников. Проблемы в плане жилищной сферы – это недостаточная обеспеченность жильем, качество жилья (3% ветхого жилья, хрущовки – истекает срок эксплуатации), дороговизна жилья, организационные вопросы (землеотводы, надо переселять из бараков). Регулирует Жилищный кодекс, Жилищное законодательство Свердл.обл. и г.ЕКБа.

Политика ЖКХ: Программа «Жилище – 2007» (коммерциализация, сбережение, т.е. счетчики, развитие конкурсных подходов в выполнении мун. заказов, усиление адресности, т.е. помощь только тому кто в этом действительно нуждается. Осн. направления деят-ти: нормативное регулирование, взыскание платежей в полном объеме, применение программ. Проблемы: износ около 70%, отсюда потери воды, тепла. Финансовые проблемы – несовершенство тарифов, низкая заработная плата работников ЖКХ.

Здравоохранение и образование – сохранение действующей сети школ и детских садов, реализация муниципальных программ «Кардиология» и «Онкология», организационно-методическая помощь, надбавки учителям и т.д., проблема – мало финансов, нет материальной базы (оборудование, парты), социальные заболевания (наркомания), социальная дифференциация (появление элитных учебных заведений).

СП на регион. уровне.Начало ХХI в. характ-ся переносом части ƒƒ СП в регионы. Это предполагает выработку регионами собств. СП. Назовем, н-р, такие взаимосв. соц. программы, принятые ПСО, как: «Осн. напр-я и План меропр-й по борьбе с бедностью в Св. обл. на период 2005 ─ 2007 гг.» и Концепция «Сбережение нас-я Св. обл. на период до 2015 г.». Обобщающим документом выступает «Стратегия с-э разв. Св. обл. на период до 2020 г.» ‚ разраб-я Минэк в 2008 г.

Соц.рег. политика направлена на сглаживание рег. дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества соц.среды.

Причина, препятств. эффективной реал-и СП - сильная дифференциация регионов в эк. сфере.

Качество жизни и возможность самореализации в совр.России зависит от места жительства. ИРЧП, индекс качества жизни населения, показатели здоровья, продолжительности жизни и обеспеченности жильем населения наглядно отражают контрасты рег.развития. Положительная динамика обусловлена некоторым снижением уровня бедности в последние годы и ростом доходов населения. Однако эти изменения связаны не только с оживлением экономики, но и ↑ объема межбюджетных трансфертов из фед. бюджета. Доноры в РФ: Ямало-Ненецкий АО, Тюменская обл., Самарская область, Липецкая область, Свердловская область, Ленинградская область, Московская область, Респ. Татарстан, Респ. Башкортостан, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО. Остальные - регионы-реципиенты (более 80%), кот. получают дотации на выравнивание ур. бюдж. обеспеченности. ® В большинстве регионов затруднена реализация приорит. нац. проектов.

Также проблема, что в соотв. с новой редакцией БК РФ не предусматривается система соц. стандартов. ® отсутствует фин. основа для выравнивания условий с-э развития регионов. ® необходимо принятие закона о минимальных социальных стандартах. На S РФ и местные органы возложен значительный объем полномочий, среди кот. выделяют: предоставление первичного медицинского обслуживания населения, финансирование дошкольного и школьного образование, предоставление услуг культурного и духовного развития человека.

Бюджеты больш-ва S РФ не позволяют выделить приоритеты в СП, поэтому социально-культурные мероприятия финансируются по остаточному принципу. Большинство соц. программ реализуются в рамках нацпроектов, финансируемых за счет фед. бюджета. Требуется фин. помощь и установление мин. соц. стандартов для решения вопросов. Также стоит проявлять активность и властям регионов, чтобы активно привлекать инвесторов для увел-я доходов в бюджете.

Наши рекомендации