Основные направления реализации социальной политики в России

Анализ правовых основ социальной политики

В Российской Федерации

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Россию страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека. «Социальное государство — характеристика (принцип) относящаяся к конституционно-правовому статусу госу­дарства, предполагающая конституционное гарантирование эконо­мических и социальных прав и свобод человека и гражданина и со­ответствующие обязательства государства»[26]. Содержание политики социального государства, направленной на достижение деклариро­ванных в Основном законе целей, отчасти проясняется в ч. 2 этой же статьи, указывающей на то, что в Российской Федерации охра­няются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государствен­ная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В дальнейшем права и социальные гарантии граждан Российской Федерации уточняются в целом ряде положе­ний действующей Конституции:

1. Право на труд, его вознаграждение: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигие­ны, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (п. 3 ст. 37 Конституции РФ).

2. Социальная защита населения: «В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает­ся система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (п. 2 ст. 7)-«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (п. 1 ст. 38).

3. Право социального обеспечения: «Каждому гарантируется со­циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установ­ленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом» (п. 1,2 ст. 39).

4. Право на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления поощряют жи­лищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за до­ступную плату из государственных, муниципальных и других жи­лищных фондов в соответствии с установленными законом норма­ми» (п. 1—3 ст. 40).

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: «В Рос­сийской Федерации охраняется труд и здоровье людей...» (п. 2 ст. 7). «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреж­дениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других по­ступлений. В Российской Федерации финансируются федераль­ные программы охраны и укрепления здоровья населения» (п. 1,2 ст. 41).

6. Право на образование: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профес­сионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в го­сударственном или муниципальной образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федераль­ные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (п. 1-3, 5 ст. 43).

7. Право на пользование учреждениями культуры: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (п. 2 ст. 44).

8. Право на гарантируемую государством защиту прав и свобод: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» (п. 1 ст. 48).

В настоящее время сложилась следующая общая схема формиро­вания нормативно-правовой базы в социальной сфере:

1 Укрупненный перечень основных видов (не всех) социальных обязательств государства и (в ряде случаев) их сжатое изложе­ние даны, как было показано выше, в Конституции РФ.

2. По большинству направлений социальной политики (или по соответствующим отраслям социальной сферы), обозначен­ным в Конституции РФ, принимаются базовые федеральные законы (например, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и т.п.).

3. На основе или с учетом положений вышеуказанных базовых федеральных законов принимаются специализированные федеральные законы по конкретным категориям лиц, на ко­торых распространяются социальные обязательства государ­ства или по конкретным видам обязательств (например, Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О соци­альном обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов»).

4. Конституция РФ, блок базовых и специализированных феде­ральных законов создают основу для разработки базового ре­гионального законодательства по однотипным направлениям социальной политики.

5. На базе вышеуказанных законов принимаются соответству­ющие муниципальные нормативные акты.

6. На основе всех перечисленных выше нормативно-правовых актов органами исполнительной власти всех уровней, а также органами управления отдельных отраслей или объектов соци­альной сферы принимаются соответствующие подзаконные акты — от постановлений Правительства РФ и до ведомствен­ных или учрежденческих инструкций.

Совокупность нормативно-право­вых актов является основой для регулирования социальной полити­ки, поэтому важное значение приобретает вопрос о том, как понима­лся ее содержание[27].

Например, Н.А. Волгин приводит следующие принципы существования социального государства, характеризующие основы его социальной политики[28]:

• обеспечение экономической свободы человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда, профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнер­ства;

• формирование доверия к регулирующей роли рынка через здоровую конкуренцию на рынке спроса и предложения;

• обеспечение ответственности государства за формирова­ние и регулирование рыночных отношений, упорядочение экономической и социальной жизни, обеспечивающей бла­гополучие граждан;

• формирование социальной справедливости и солидарно­сти общества, в том числе путем налогового перераспреде­ления доходов от богатых к бедным;

• создание системы участия работника в управлении про­изводством и распределением в общественной и государ­ственной жизни; развитие механизмов экономической де­мократии.

Определяя социальную политику применительно к условиям трансформирующейся социально-экономической системы в России, нельзя не упомянуть о принципиальных изменениях в российской модели социальной политики[29]:

1) отказ от патернализма, т.е. отказ государства от жесткого де­терминированного поведения человека в социальной сфере, набора социальных услуг, который может или даже должен получать граж­данин;

2) разгосударствление социальной сферы и освобождение госу­дарства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Государство постепенно перестает применительно многим видам социальных услуг быть оператором, выдающим потребителю эти услуги. Оно отводит себе роль в одних случаях только законодателя, который устанавливает правила, в других слу­чаях — посредника. Функция государства как оператора на рынке социальных услуг не является необходимой для государства. Отказ от нее, с одной стороны, позволяет уменьшить прямые бюджетные расходы, а с другой стороны — освобождает место для более эффек­тивных операторов;

3) формирование рынка социальных услуг с реально возника­ющей конкуренцией их производителей, с реально повышающим­ся качеством и снижением издержек на производство социальных услуг. Практическому внедрению рынка социальных услуг объектив­но способствует порядок закупки товаров и услуг для государствен­ных нужд, утвержденный Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки про­дукции для государственных нужд». Указанный порядок предпола­гает организацию закупок товаров и услуг (в том числе в социальной сфере) на основе конкурсных торгов при участии не менее двух по­ставщиков, при этом критериями отбора являются качество, стои­мость, сроки поставки и т.д.;

4) новейшая тенденция — переход к так называемой «монетиза­ции льгот», т.е. к замене натуральных льгот денежными выплатами. Еще со времен плановой экономики одним из важнейших принци­пов социальной политики в нашей стране являлось законодатель­ное установление многочисленных льгот для тех или иных групп населения. При этом льготы выступали как бесплатные «выдачи» со стороны государства. При численности населения России около 144,5 млн. чел. число получателей различных социальных льгот со­ставляло до недавнего времени 103 млн. чел., т.е. почти 70%. Иными словами, государство в рамках своих собственных законов взяло на себя обязательства, которые физически выполнить не могло. По оценкам аудиторско-консалтинговой компании ФБК, проводив­шей исследование на тему социальных льгот в России, размер этих обязательств составляет 2,8 трлн. руб., т.е. 21% валового внутреннего продукта. Реальные же расходы на покрытие социальных льгот со­ставляют около 500 млрд. руб[30]. От всевозможных не обеспеченных финансированием законов, принятых за годы реформ центром и ре­гионами, страдают граждане России, падает престиж государства. Поэтому важнейшее значение в формировании социальной полити­ки страны имеют законодательные акты, направленные на частич­ную замену множества провозглашенных льгот денежными компенациями, чтобы гражданин сам принимал решение о расходовании полученных средств. Однако при этом, как указано в преамбуле федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесе­нии изменений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных зако­нов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

• при замене льгот в натуральной форме на денежные компен­сации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечи­вающие сохранение и возможное повышение ранее достигну­того уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других об­стоятельств;

• реализовать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности пра­вового регулирования;

• предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законода­тельство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

• не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. все «льготные категории» граждан получают социальный пакет, в который включены бесплатные медикаменты, санаторные путевки, билеты для проезда в пригородных поездах. Все остальные льготы заменяются денежными выплатами. Их размер зависит от ка­тегории льготника, при этом с 2006 г. граждане РФ смогут выбирать социальный пакет или его денежный эквивалент.

Еще одна система обязательств, принимаемых на себя госу­дарством в сфере социальной политики, регламентируется между­народными социальными документами. В частности, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ можно прочесть, что «общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федера­ции установлены иные привила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким обра­зом, Российская Федерация как социальное государство взяла на себя обязательства следовать следующим международным доку­ментам о социальном развитии и правах человека: Международ­ный билль о правах человека, Всеобщая декларация прав человека, Копенгагенская декларация о социальном развитии, Европейская социальная хартия, документы Организации по безопасности и со­трудничеству в Европе. Все это позволяет сформировать базовые нормы социального права РФ.

Многоаспектный характер обязательств, взятых на себя госу­дарством в социальной сфере, предопределяет достаточно широ­кое предметное поле социального права: правовое регулирова­ние занятости, охраны труда и здоровья населения, положения беженцев, вынужденных переселенцев; социальное обеспечение, социальное страхование и пенсионное обеспечение; правовое ре­гулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (граждан пожилого возраста, инвалидов, военнослужащих, вете­ранов, граждан, имеющих детей; женщин и детей); порядок вы­платы и установления размеров пособий, выплачиваемых граж­данам, проживающим на территории России и нуждающимся в социальной защите; регулирование деятельности органов соци­альной защиты[31].

Т.С. Сулимова указывает, что социальное право выполняет следующие основные функции[32]:

• экономическую (воздействие права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, по­требления, нормы охраны труда и оплаты труда);

• политическую (фиксирование основных положений соци­альной политики государства);

• организационную (создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организа­ция социального обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха);

• воспитательную (повышение культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, формирование уважения к ин­тересам других лиц, особенно к интересам социально не­устроенных лиц, воспитание доброты к людям, утвержде­ние принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе).

Конституция РФ - блок базовых и специализированных феде­ральных законов создают основу для разработкибазового регио­нального законодательства по однотипным направлениям соци­альной политики.

На базе вышеуказанных законов принимаются соответствую­щие муниципальные нормативные акты.

На основе всех перечисленных выше нормативно-правовых актов органами исполнительной власти всех уровней, а также ор­ганами управления отдельных отраслей или объектов социальной сферы принимаются соответствующие подзаконные акты — от постановлений Правительства РФ и до ведомственных или учреж­денческих инструкций'.

Как отмечает Л.И. Берестова, «выстраиваемая таким образом совокупность нормативно-правовых актов является основой для регулирования социальной политики."поэтому важное значение приобретает вопрос о том, как понимается ее содержание»[33].

В Российской Федерации социальная политика реализуется на государственном уровне, региональном уровне и муниципальном уровне. Каждый из них имеет собственные полномочия по пово­ду правотворчества в этой сфере. В частности, на федеральном уровне принимают законодательные и нормативные акты, регули­рующиебазовые принципы социальной политики в стране. Отме­тим, что основополагающие направления общегосударственной регламентации по управлению социальной сферой формируются правительством или отдельными министерствами (т. е. исполни­тельной властью). В то же время на уровне региональных органов власти формулируются и реализуются региональные законы и со­циальные программы (в том числе проводится организация адрес­ной социальной помощи, регулируется деятельность учреждений социальной инфраструктуры).

Содержание деятельности местных властей в социальной сфе­ре (местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, реализуемых на уровнему­ниципальных образований, и т. п.) регламентируется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Напомним, что науки разделяются на естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические. «Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой — связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. Отметим, что характерными признаками научной дисциплины являются наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и учебников. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлены и изданы несколько учебных пособий по теории и методике социальной работы.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предварительными, дискуссионными суждениями.

В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика*. Существует мнение, что второй подход к выявлению закономерностей социальной работы более обоснован*. Вероятно, с этим можно согласиться, учитывая, что закон (общественная закономерность) представляет собой наиболее существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах их проявления.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основныхпринципов теории социальной работы.

Это общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Наконец, специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).

Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность(вспомо-жение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них называются такие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Подметодами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.

Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Основы социальной работы» понятия и категории. Прежде всего это понятие «социальная работа» и примыкающие к нему, близкие, пересекающие— ся с ним, но не тождественные ему понятия «социальная защита», | «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.

Подсоциальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по j обеспечению гарантированных минимально достаточных условий ;

жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. |

Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная помощь — это система социальных мер в виде содей-ствия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. |

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению. Вот как, например, развивалась социальная помощь в Швеции за последние 70—80 лет. Вначале в стране оказывалась помощь только по дому и хозяйству престарелым и семьям с детьми. Потом к этим услугам прибавились услуги по уходу за больными детьми и детьми работающих родителей, а еще позже — такие сферы обслуживания, как доставка престарелым и инвалидам продовольствия на дом; помощь в мытье больных, престарелых и инвалидов; стирка; уборка помещений; выполнение тяжелых хозяйственных работ; стрижка, маникюр и педикюр на дому; организация развлекательных мероприятий, лечебной и спортивной гимнастики; экскурсионное обслуживание; открытие дневных центров разнообразного назначения (лечебных,спортивных, игровых, для умственно отсталых, для алкоголиков,наркоманов и т.д.)*.

Ясно, что такой объем работы под силу только огромной армии социальных работников, включающей в себя как специально подготовленных квалифицированных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, так и тех, кто получил определенные знания на курсах, людей, участвующих в этой работе по призванию, по зову своего сердца и души.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяютсясоциальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Важной категорией курса являетсясоциальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Подсоциальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей. !

Социальное управление представляет собой один из видов управ-' ления в обществе, функции которого заключаются в регулировании! социального положения всех участников общественной жизни,' в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики! применительно к группам социального риска, людям с девиантным, поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населе-д ния исключительно важно выяснить сущность, механизм и основ-Д ные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса — социальный работник (т.е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса.Социальный работник — это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем плане ее функциями являются:

информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о ее объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно/легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро—долго придется заниматься «пациентом» и т.п.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-Оптовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет весьма важный и необходимый компонент ее содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств.Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое — кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

Таблица

Социальная работа с семьей

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально – классовым признакам.

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации – успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

Функции и типы семей.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоле­ния трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, за­висят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептuвной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотноше­ния между людьми складывается по-разному, возможно существо­вание разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или .малодетных семьях.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится стар­шему мужчине. Здесь существует экономическая зависим

Наши рекомендации