Основные направления реализации социальной политики в Украине

Современная социальная стратегия включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическими и иными системными кризисами. Признавая приоритетную значимость этих стратегических проблем, важно найти подходы к тактике их решения по основным направлениям получения доходов.

Уровень жизни охватывает и характеризует весь диапазон свойств социальной политики, распро­страняется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, здоровье и продолжительность жизни. Проще говоря, уровень жизни — это показатель насколько хорошо живется людям. Качество жизни прямо пропорционально зависит от проводимой социальной политики в стране.[4] Ныне в Украине создаются новые частные, общественные и государственные организации, которые обслуживают социальную сферу и потребительский рынок

Главным их назначением являются учеты нужд граждан, чьи нужды зависят от общепринятых в обществе нравственно-психологических норм и ценностей, и обеспечение этих нужд путем реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. Эти системы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, изменяя свои функции и структуру, которая, в свою очередь, оказывает содействие достижению основных макро-показателей потребления, подчиненных задачам общественного развития. Существующая на сегодня модель экономической политики ориентирована преимущественно на защиту социально незащищенных слоев населения.

Основные идеи развития социального страхования как системы гарантий права граждан на социальную защиту сформулированы в «Концепции социального обеспечения населения Украины» от 21 декабря 1993 г. [23] и «Основах законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании» от 14 января 1998 г [24].

В этих актах социальное страхование рассматривается в двух аспектах: экономическом и правовом. С экономической точки зрения, социальное страхование представляет собой часть доходов субъектов хозяйственной деятельности, отчисляемых в виде страховых взносов в социальные фонды и предназначенных для материального обеспечения и охраны здоровья работников предприятий и членов их семей.

С правовой точки зрения, социальное страхование являет собой установленную государством и регулируемую нормами права систему гарантий социальной защиты трудоспособных и нетрудоспособных граждан при наступлении определенных страховых случаев, предусмотренных законодательством.

Практика показывает, что реализация социальной политики в Украине не всегда обеспечивала возможности для соблюдения государством своих обязательств. Разумеется, при условии экономического кризиса социальная политика не может быть полноценной, ведь для реализации социальных программ требуются значительные ресурсы. В этот период функции государства сводятся к обеспечению минимальной социальной защиты наиболее нуждающимся слоям населения. Однако в Украине социальная цена реформ оказалась чрезмерной, а система социальной защиты малоэффективной. [29]

В Украине осуществлялись меры по улучшению материального положения населения за счет повышения мотивации к работе как основного источника доходов. Проведение активной политики занятости, создание благоприятных условий для демографического воспроизведения населения, реформирование пенсионного обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые потерпели вследствие Чернобыльской катастрофы.

Таким образом, можно выделить основные направления социальной политики в Украине:

- повышение благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;

- предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;

- проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных выплат с учетом трудового вклада лица;

- предоставление адресной помощи нуждающимся в денежной и натуральной формах;

- содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению;

- обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры [9].

Считается, что ограниченный круг целей при определении задач социальной политики обеспечивает гарантию их достижения, а если количество целей превышает количество средств, то возникают целевые конфликты. Примерами противоречия целей является стремление одновременно обеспечить высокие социальные гарантии и повысить эффективность производства или увеличить государственные трансферты и сократить дефицит бюджета и тому подобное.

Избыточное количество целей объясняется накоплением нерешенных проблем структурной перестройки экономики; длительным спадом производства; безработицей и массовой нищетой населения; возникновением специфических ситуаций, вызванных остатками административно-командной системы.

Недостаточность средств социальной политики обусловлена слабо развитой рыночной инфраструктурой, отсутствием традиций регулирования рыночной экономики, недоверием населения к государственным институтам.

Современная система средств социальной защиты населения в переходный период должна включать два типа воздействия: адаптационный для трудоспособного и занятого населения и социально-защитная для нетрудоспособного и социально слабого населения.

Основной целью социальной защиты является предоставление каждому члену общества, независимо от социального происхождения, национальной или расовой принадлежности, возможности свободно развиваться, реализовывать свои способности. [6]

Вместе с тем проблема построения новой социальной политики заключается не только в усилении социальной защиты отдельных категорий населения (пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных семей и т.п.). При рыночных условиях каждый трудоспособный человек должен сам обеспечить благосостояние своей семьи. Тем не менее, для построения системы материального само обеспечения необходимы надлежащие макроэкономические предпосылки. Создание таких предпосылок - важная составляющая государственного регулирования социальной политики.

Во время перехода Украины к рыночным отношениям социальная политика государства основывается на том, чтобы соответственно имеющимся финансовым возможностям обеспечить органическое объединение макроэкономической трансформации с социальной направленностью реформ.

Мероприятия социальной политики в нашей стране направляются на сохранение и воспроизведение трудового потенциала народа, утверждение необходимой мотивации продуктивной работы, предотвращение массовой безработицы.

Обычно главной проблемой осуществления социальной политики, которая, как правило, и определяет границы ее осуществления, является проблема финансирования социальных расходов. На данный момент современная социальная политика Украины реализуется через государственный бюджет, который является главным механизмом обеспечения деятельности государства и важнейшим элементом социальной политики, а также свидетельствует об отдаче от бюджетных средств.

К инструментам количественного управления процессами реализации государственной социальной политики, обоснование необходимых источников доходов и социальных расходов относится составление социального бюджета. Социальный бюджет - это функциональный результат всех расходов и доходов, отнесенных к отраслям социальной защиты. Он показывает объемы средств, которые государство тратит на пенсии, здравоохранение, а также на всю систему социальной защиты, обеспечивает системный подход к прогнозированию социальных расходов и их финансирование.

Модель социальной политики Украинского государства должен представлять собой симбиоз либерализма и социальной ориентации. Первый дает возможность в условиях отсутствия достаточных финансовых средств у государства создать условия для самореализации и само обеспечения экономических субъектов. Вторая составляющая предусматривает формирование рациональной системы социальной защиты населения.

В условиях социально-рыночной трансформации государство должно выступить механизмы социальной защиты преобразований и одновременно проводить активную социальную политику на новых, адекватных рыночным требованиям началах. Так как в нашей стране категория "социальная защита" остается в числе других категорий наиболее значимой и поэтому нуждается в постоянном внимании, с одной стороны, центральных и местных органов власти, а с другой - науки, которая становится ключевым фактором экономического роста и источником наполнения государственного бюджета.

Наши рекомендации