Информационно-психологические операции по смещению правительства
В сегодняшнем мире в результате воздействия информацией можно легко сбросить правительства многих стран. Нет необходимости ни в военных действиях, ни в кровопролитии.
Примеры: «оранжевая революция» на Украине, «революцироз» в Грузии, «революция тюльпанов» в Киргизии. Это ( в Албании, в Болгарии, в Индонезии... Во всех этих волнения в одной из социальных групп общества (например студенты, вкладчики трастов) в результате переворачивало государственную лодку. Эта технология резонанса позволяет при наличии соответствующего финансирования и политтехнологов сменить правительство любой малой или средней страны. При этом страна даже не ощущает, что она подвергается рода воздействию извне. Это особенно опасно для любой страны, которая уже «накрыта» зарубежным влиянием.
Задачи психологического воздействия могут носить конструктивный, так и деструктивный характер. В первом < чае речь будет идти о направленности на усиление политической и психологической сплоченности общества, в результате чего общество окажется менее подверженным как внешним,так и внутренним воздействиям. В случае деструктивного воздействия увеличивается нестабильность общества как результат действия центров, продуцирующих такого рода нестабильность как внутри страны, так и во взаимоотношениях c соседними странами. Психологические операции также могут стимулировать новое поведение как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характера.
Еще задолго до «оранжевой революции» Украина уже один ощутила потенциал такого интенсивного коммуникативного действия, когда в результате студенческой голодовки 1990 было смещено правительство В. Масола. Студенты как социальная группа оказались выгодными для «резонанса», поскольку они не / ко слабее других связаны социальными условностями, но и близки другим слоям общества: многие в свое время были студентами их дети сейчас студенты. В той ситуации 1990 года СМИ так оказались на стороне студентов, что в результате и создало необходимое политическое давление. Сами по себе студенты без перенесения этого протеста на другие группы не имеют силы.
Информационные операции в войнах
В минувшем веке были получены важные результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. Первая, и Вторая мировые войны показали серьезные возможности
воздействия на массовое сознание, привели к выработке совершенно новых технологий. Так, в Первую мировую войну за месяц на противника могло выбрасываться более пяти миллионов листовок. Опыт Второй мировой войны показал, то самые сложные проблемы в этой области поддаются решению. Так, первоначально пропаганда союзников на немцев не ускоряла их сдачу в плен. Когда же были обнаружены особенности ментальности противника, оказалось, что для немцев более важны групповые нормы. Если немецкого солдата призывали сдаваться, чтобы спасти себя, он продолжал воевать. Более успешным оказалось другое направление психологической атаки: солдат стали призывать сдаваться, чтобы спасти свою семью, — и результат был лучшим.
И во многих других случаях также оказалось, что человека следует рассматривать не как отдельный атом, а как социальную молекулу. Опора именно на эти социальные составляющие делает воздействие более успешным. Так, женщины более восприимчивы к воздействию, чем мужчины, дети чаще всего повторяют политические предпочтения своих родителей и т. д.
Генерал Эйзенхауэр уже в 1943 году включил в состав своих войск в Африке подразделение, которое должно было заниматься листовками и другими формами пропаганды.
Отработанная во время войны в Персидском заливе методология ведения психологических операций применялась в Северном Ираке (1991), Сомали (1992), на Гаити (1994). Во время операции на Гаити специальный самолет подразделения по психологическим операциям посылал сообщения на местное телевидение и радио. А особенностью освещения войны в Персидском заливе было полное отсутствие демонстрации убитых в фото- и телематериалах. Это связано с особой важностью именно визуальной составляющей, которая осуществляет непосредственное воздействие на массовое сознание [206,41—43].