Задания для самостоятельной работы. 1.Соотнесите названия форм и операции мышления с их психологическими характеристиками. Формы и операции мышления Название Психологические

1.Соотнесите названия форм и операции мышления с их психологическими характеристиками.

Формы и операции мышления
Название Психологические характеристики
1) Сравнение   2) Анализ   3) Синтез   4) Абстрагиро­вание   5) Обобщение   6) Конкретиза­ция а) выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует;
б) выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
в) вскрытие сходства и различия между вещами;
г) мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением;
д) операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления;
е) объединение отдельных компонентов в целое.

2.На основе анализа рекомендованной литературы охарактеризуйте высшие познавательные психические процессы по предложенной схеме.

Параметры Мышление Воображение
Определение    
Функции    
Свойства    
Классификация видов    
Общее    
Различное    

3.Используя рекомендованную литературу охарактеризуйте способы создания образов воображения по предложенной схеме.

Способы создания образов воображения Характеристика Пример
Агглютинация    
Гиперболизация    
Схематизация    
Типизация    
Акцентирование (заострение)    
   

4.Прочитайте высказывания о мышлении и воображении и прокомментируйте их с позиций современной психологической науки.

1) Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия.

2) Сомнение есть начало мудрости. (Аристотель)

3) Наша жизнь такова, какой наши мысли ее делают. (Марк Аврелий)

4) К выводу приходят тогда, когда устают мыслить. (Мартин Х. Фишер)

5) Быть умным - значит не спрашивать, на что нельзя ответить. (Ключевский)

6) Мечта могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она - высшая реальность? Она - душа сущего. (А. Франс)

7) Поскольку воображение создало мир, оно правит им. (Бодлер)

8) Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет. (Левис)

5. Из данных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1) Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.

2) Грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение.

7.Проанализируйте приведенные определения профессионального "педагогического мышления" и выделите в нем существенные отличия от "мышления вообще". Как вы считаете, правомерно ли выделение педагогического мышления в качестве самостоятельной психологической сущности и почему? Как вы понимаете выражение "педагогизированное мышление"?

Профессионально-педагогическое мышление - это...

1) ...осмысление всех направлений окружающей действительности и способность к отображению и анализу педагогических явлений. (В. Э. Тамарин, Д. С. Яковлева)

2) ...процесс, связанный с самой профессиональной деятельностью и обусловленный, с одной стороны, особенностями этой деятельности, с другой - уровнем мышления самого учителя. (Т. Д. Андронова)

3) ...способность использовать педагогические идеи в конкретной ситуации деятельности, умение видеть в конкретных явлениях их общую педагогическую сущность. (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская)

4) ...обобщенное и опосредованное отражение объекта, процесс искомых и исходных результатов педагогического труда. (Н. В. Кузьмина)

8.Выпишите из литературных источников, рекомендованных к занятию, 4-5 определений интеллекта и проанализируйте их. Выберите из определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность интеллекта. Ответ аргументируйте.

9.Прочитайте и обобщите приведенные рекомендации, дайте им психологическое обоснование.

1) Лучший способ изучить что-либо – открыть самому. Для того чтобы изучение было наиболее эффективным, учащийся должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. (Д. Пойа)

2) То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость. (Д. Пойа)

Наши рекомендации