Модели информационно-псхологической операции, реализованной в результате теракта в Беслане

События, произошедшие 1 сентября 2004 года в городе Беслане, являются результатом четко спланированной террористической операции (ТО). Северная Осетия была выбрана местом проведения теракта потому, что Северокавказские республики небольшие, многонациональные, и там есть почва для нестабильности. В республике проживают преимущественно христиане, поэтому расчет террористов был на то, чтобы вызвать межконфессиональный конфликт, который потом распространился бы по всей России.

Основной целью теракта в Беслане была дестабилизация обстановки на всем Северном Кавказе, чтобы очень сильно отразилось бы на России.

Вероятные цели теракта в Беслане можно определить следующим образом:

- отсечь Южную Осетию от Северной, перед возможным нападением Грузии;

- триумфальное возвращение Масхадова в политику в качестве спасителя-миротворца и, де-факто, лидера всего Северного Кавказа;

- дискредитация России на Северном Кавказе, показ опасности ее поддержки;

- спровоцировать всплеск межнациональной ненависти, разрывающей Россию.

В августе 2004 года была сформирована группа террористов в составе 34 человек (2 боевика в последствии остались в лагере под Пседахом). Террористы определили объект атаки - школа №1 в городе Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания, и установили дату акции - день массовых торжественных мероприятий, посвященных Дню знаний. Для сбора членов террористической группы был подготовлен лагерь в лесном массиве на окраине села Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия.

Непосредственно исполнением теракта руководил Руслан Хучбаров, по кличке Расул, житель Ингушетии.

Сбор банды под руководством Хучбарова проходил с 25 по 31 августа 2004 года в лесном массиве близ села Пседах Малгобекского района Ингушетии. Лагерь был разбит в 70 метрах от дороги, всего в 500 метрах от окраины села. Террористы были вооружены самодельными взрывными устройствами осколочного поражения, противопехотными выпрыгивающими минами кругового поражения, реактивными гранатометами, ручными гранатами и стрелковым оружием, в том числе оснащенным подствольными гранатометами.

План нападения Хучбаров объявил 31 августа. Доставка группы до места преступления была поручена Цокиеву на автомашине ГАЗ-66. Другие члены банды должны были двумя группами блокировать здание школы, захватить заложников и удерживать их. Была спланирована установка большого количества самодельных взрывных устройств в местах компактного удержания заложников. Две участницы банды [59].

Модели информационно-псхологической операции, реализованной в результате теракта в Беслане - student2.ru

Модели информационно-псхологической операции, реализованной в результате теракта в Беслане - student2.ru

Рис. 4.6. Замысел ИПО в Беслане

Теракт в городе Беслане развивался в три этапа. Первый этап – подготовка теракта на территории Северной Осетии. Сценарная модель этого этапа, представлена на рис. 4.7.

Модели информационно-псхологической операции, реализованной в результате теракта в Беслане - student2.ru

Рис.4.7. Модель этапа подготовки террористического акта в Беслане

М.Ю. Габурова и Р.С. Катаева носили так называемые "пояса смертниц".

Маршрут следования заранее был выверен, включая данные о расположении милицейских постов. Ночь 31 августа - 1 сентября бандиты провели в лесу близ села Инарки, утром 1 сентября выдвинулись к объекту теракта по дорогам, которые считались непригодными и милицией в это время не контролировались.

1 сентября 2004 года, около 8 часов утра, на перекрестке проселочной дороги из села Инарки и автодороги Моздок – Хурикау, террористы захватили участкового уполномоченного отделения милиции села Хурикау УВД Моздокского района - майора милиции С.Т. Гуражева. Главарь террористов Хучбаров с тремя членами банды пересели в его автомашину ВАЗ-2107

От села Хурикау террористы двигались через лесистую дорогу, протяженностью 10 километров в сторону села Старое Батако, далее в объезд поста у этого села выехали на асфальтированную дорогу, на село Цалык и затем, на федеральную трассу "Кавказ" в направлении города Беслана.

Второй этап – реализация террористического акта иллюстрирует рис.4.8.

Модели информационно-псхологической операции, реализованной в результате теракта в Беслане - student2.ru

Рис. 4.8. Модель реализации террористического акта в Беслане

1 сентября 2004 года в 9 часов 5 минут, на двух автомобилях террористы внезапно въехали во двор школы №1 города Беслана. Они стреляли из автоматического оружия, окружали собравшихся во дворе людей, оттесняя их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор, загоняя людей в здание школы. Один из террористов расстрелял в школьном дворе двух жителей Беслана

Все заложники были сосредоточены в спортивном зале школы. Четкость действий бандитов указывала на отработанный сценарий. Террористы имели при себе даже противогазы. Двое боевиков перевели людей, укрывшихся в котельной, в здание школы. Благодаря самоотверженности погибшего впоследствии оператора котельной, 20 учащихся и сотрудников школы были освобождены через пролом в стене котельной.

По приказу террористов, заложники вскрывали полы на первом этаже школы, что дало террористам убедится в том, что штурм из подвальных помещений исключен

Через двадцать минут все заложники находились в спортивном зале. Выстрелом из автомата, на глазах у детей был убит заложник, житель Беслана. Вскоре был убит еще один заложник. Под угрозой смерти, у заложников были отобраны все мобильные телефоны и видеокамеры [10].

Террористы забаррикадировали спортзал и входные двери, где живым щитом служили дети. Затем террористы стали минировать зал. Взрывные устройства подвешивались к баскетбольным кольцам. Заложникам было приказано помогать минировать. Процесс минирования длится полтора-два часа и снимается на видеокамеру.

В 11.00 - 11.30 террористы передали через заложницу записку с намерением вести переговоры только с Президентом Республики Северная Осетия - Алания Дзасоховым, Президентом Республики Ингушетия Зязиковым и детским врачом Рошалем. Террористы поставили условие: если будет открыт огонь или начнется штурм, то за каждого убитого боевика они расстреляют 50 заложников, за каждого раненого - 10, за пять убитых боевиков - взорвут школу, за отключение водо- и электроснабжения убьют 10 человек. В 16.00 - 16.30, был установлен контакт с террористами. Вступивший в контакт боевик называл себя "шахидом" и заявил, что он расстрелял 10 заложников, а еще 20 - взорвал в одной из классных комнат. Первые взрывы в школе действительно были слышны раньше этого контакта - в 15.00 - 15.30. Очевидцы свидетельствуют, что взрывам предшествует резкий разговор одной из женщин-террористов с боевиком в коридоре около спортзала на фоне стоящего на коленях "живого щита" из заложников. В 17.00 -17.30 террористы выбросили из окна в сторону железной дороги одиннадцать тел убитых заложников [19].

Во второй половине дня сбежало еще шесть заложников.

Руководители операции по освобождению заложников активизировали переговоры. На начальном этапе, к ним привлекается Муфтий Духовного управления мусульман Северной Осетии Валгасов, но террористы отказались с ним разговаривать. Не удалось вступить в переговоры и детскому врачу Рошалю. К переговорам привлекли бывшего Президента Республики Ингушетия Р. Аушева, президента ОАО "Нефтяная компания РуссНефть" М. Гуцериева.

«Силовики» и руководители республики обсуждали варианты освобождения заложников за деньги: террористам предложили десять автобусов "Икарус" для беспрепятственного выезда на территорию Чечни и Ингушетии. Прорабатывался вопрос об обмене заложников на арестованных участников вооруженного нападения на Ингушетию в июне 2004 года.

На 16.30 1 сентября, по докладу РОВД, количество заложников - 700 человек, в 16.30 сбежавший заложник А.Ш. Кудзаев сообщил, что в школе более тысячи заложников.

2 сентября 2004 года в 00.15 - в списках заложников было около 1100 человек. Террористы вышли на связь с доктором Рошалем. Разговор продолжался до 3 часов по неопознанному номеру мобильного телефона, после чего связь прервалась. В разговорах с Рошалем и «переговорщиком» из ФСБ, террористы вновь настаивали на одновременном участии в переговорах Дзасохова, Зязикова, Рошаля, а также советника Президента Российской Федерации Аслаханова. Одновременное прибытие в школу этих лиц отклонилось, из-за опасности их физического уничтожения.

До 7 утра террористы обстреливали из автоматов и гранатометов прилегающую к школе территорию. С 10 до 12 часов контакт с террористами установил М. Гуцериев. Он предложил деньги в обмен на заложников. Это предложение террористы отвергли.

12.00-13.00 они связываются по телефону с председателем Парламента Республики Северная Осетия - Алания Т.Д. Мамсуровым. Он говорит с сыном, оказавшимся среди заложников. Продолжается стрельба из школы по милицейскому оцеплению на улице Коминтерна.

Во второй половине дня к переговорам подключился А. Аслаханов и Р. Аушев. В 16.00 руководитель Оперативного штаба, генерал-майор В. Андреев и министр внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания К. Дзантиев проводили прибывшего Р. Аушева к школе, куда он вошел в 16.13. Террористы показали ему из окна трупы убитых мужчин-заложников. Переговоры с террористами Аушев проводил на втором этаже в преподавательской комнате. Террористы передали Аушеву адресованную Президенту России записку от имени Басаева, без его личной подписи, с требованием вывести войска из Чечни с предоставлением ей полного суверенитета

К концу второго дня, заложникам перестали давать воду, водить их в туалет. Началась стрельба вверх с угрозами всех перестрелять. При этом террористы объявили Рошалю и Гуцериеву, что заложники сами отказались принимать пищу, лекарства и воду.

3 сентября 2004 года террористы в разговоре с Гуцериевым дали согласие на эвакуацию тел убитых заложников. Оперативный штаб подготовил группу из числа сотрудников МЧС России. В 12.30 террористы разрешили спасателям подъехать на автомобиле к школе. 13.05-13.10. В спортивном зале прозвучало поочередно два взрыва. Террористы немедленно открыли огонь по спасателям.

Способные передвигаться заложники стали выбегать из спортзала. Среди заложников - паника, они начали выбегать из здания школы. Террористы открыли по ним огонь на поражение.

Эти пять минут оказались решающими для дальнейшего хода событий. В этих обстоятельствах, в 13 часов 10 минут, руководитель Оперативного штаба В.А Андреев отдал приказ оперативно-боевому подразделению Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России, о проведении боевой операции по спасению заложников и нейтрализации бандитов.

В 15.00. эвакуация заложников из спортивного зала в основном завершена. Начальник ЦСН дает команду проникнуть в здание школы, уничтожить террористов, освободить оставшихся заложников [75].

Третий заключительный этап – последствие совершенного теракта, был устремлен на нанесение мощного информационно- психологического воздействия на общество, что в итоге, и имело место быть. Этап последствий теракта иллюстрирует рис. 4.9.

Модели информационно-псхологической операции, реализованной в результате теракта в Беслане - student2.ru

Рис. 4.9. Этап последствий террористического акта в Беслане

Преступление, совершенное террористической бандой 1-3 сентября в школе Беслана, - одно из наиболее трагических событий в жизни нашего народа, всего цивилизованного мира. Террористы посягнули на детей, их родителей и учителей. Они окончательно продемонстрировали свое человеконенавистничество, пренебрежение к святым нравственным ценностям.

Представленные сценарные модели иллюстрируют действие организационного механизма ИОА в приложении к террористической деятельности. Их анализ является основой для выработки антитеррористических мер, предупреждающих и предотвращающих колоссальные возмущения информационного пространства от реализации терактов.

Наши рекомендации