Манипуляции в день голосования

«Сначала - в буфет»

Одному из кандидатов было важно, чтобы явка избирателей-мужчин была по возможности низкой. Его помощники перевесили табличку с указателем помещений таким образом, что избиратели вначале попадали в буфет. Наш человек знает, что на выборах буфеты всегда были довольно богатыми, поэтому избиратели направлялись к прилавку, а затем - к столикам. Продавалось пиво и кое-что покрепче. Многие так «отмечались» что, забыв, зачем пришли, уходили домой, так и не исполнив свой гражданский долг. Некоторых же активисты «перевербовали» непосредственно в буфете.

«Однофамильцы»

Имиджмейкеры разыскивают однофамильца кандидата, у которого надо «оттянуть» голоса. За определенную плату получают его согласие баллотироваться. Регистрируют его, и он вносят в список для голосования. Хотя никакой агитации за него не ведется (нужно, чтобы он «не засветился» до дня выборов!). Причем имя-отчество подбирается такое, чтобы однофамилец стоял в списке раньше реального кандидата.

Увидев фамилию кандидата, за которого собирался голосовать, избиратель ставит против его фамилии крестик. Дело сделано. Если даже он и заметит свою оплошность - в лучшем случае испортит свой бюллетень. Главное, конкурент этого голоса уже лишился.

Мишенью воздействия здесь служит невнимательность. Фоновым фактором - нелюбовь к чтению длинных текстов.

«Эффект паровоза»

Особенность избирателя при соединяться к большинству и к лидерам социологи называют «эффектом паровоза». Не секрет, что примерно четверть избирателей окончательно определяется только на участке, непосредственно перед голосованием.

Если вовремя довести до сведения избирателей с нечеткой политической ориентацией, кто фаворит, то неизбежно часть из них, и немалая, последует «за паровозом». Демонстрация позиции большинства включает механизм «конформизма», давно используемый психологами в качестве мишени воздействия.

Сейчас данный эффект вовсю используется российскими партиями, включающими первыми номерами в партийный список кандидатов известных людей, обладающих привлекательным имиджем. Так, дав согласие возглавить список «Единой России» на думских выборах 2007 года, Путин обеспечил ей убедительную победу.

Экскурс в историю избирательных кампаний в России

Сто лет назад, когда политтехнологов в России еще не было, кандидатам приходилось самим изобретать способы манипулирования теми, от кого зависел исход выборов.

ВСТРЕЧИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Приводимые ниже рекомендации «черных» политтехнологов кандидату построены по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства». Автор считает их аморальными и приводит их лишь для полноты раскрытия темы и предупреждения избирателей. Итак, вот рекомендации политтехнологов, направленные на манипулирование сознанием избирателей.

Цель

Цель встречи - понравиться избирателям и вбить им в головы, что этот кандидат - их единственный и неповторимый благодетель, только он принесет счастье в их дома, обеспечит покой и благоденствие. Понравиться как мужчина (женщина), как отец (мать) семейства или заботливый сын (дочь), понравиться как гражданин.

С этой целью в состав команды включается хороший психолог, принимающий участие в разработке модели и стиля всей предвыборной кампании и конкретных мероприятий.

Настрой

Перед выступлением кандидат настраивается, желательно под руководством психолога. Чтобы обрести абсолютную уверенность в себе и в своей платформе, полностью выбрасывает из головы все личные цели и мечты относительно вожделенной выборной должности. В голове должно быть только благо народа. В текст выступления надо поверить самому, быть абсолютно убежденным в своей правоте. Тогда хотя бы часть слушателей поверит в его вранье.

Внешние атрибуты кандидата

Практика показала, что успешные кандидаты выполняют ряд предписаний имиджмейкеров. Здесь мы приведем эти предписания.

Прежде всего нужно «оформить» свою физиономию: лицо должно говорить о честности и открытости. Улыбка должна быть счастливой, а не кривой. Для этого достаточно вспомнить что-либо особенно приятное.

Одежда кандидата должна соответствовать социальному составу слушателей, быть опрятной, чистой и скромной. На время кампании костюм от Версаче лучше повесить в шкаф. Не следует блистать драгоценностями. На время предвыборной кампании золотую цепь лучше сдать на хранение в банк.

Необходимо следить за своей внешностью, телом, прической. Бриться каждый день и не пользоваться одеколоном от Гуччи.

Жесты оратора должны не отстранять от аудитории, а наоборот, притягивать, привлекать.

Кандидат должен выглядеть энергичным, здоровым и волевым.

Сопровождающим лицам не стоит заслонять от публики кандидата, не подавлять своей численностью.

Излишне выставлять в сопровождение ярко раскрашенных красавиц, равно как и холеных молодцов, особенно силовой наружности. Рекомендуют спрятать их за углом - пусть ожидают конца мероприятия вдали от глаз публики.

В целом сопровождение не должно привлекать к себе и отвлекать внимание избирателей от личности кандидата.

На всех встречах и выступлениях кандидата должен сопровождать транспарант (табличка, флажок и т. п.) С его символикой, а лучше - с лозунгом.

При выступлениях перед аудиторией, телекамерой необходимо смотреть в зал, в объектив.

Оратор должен быть раскрепощен, говорить легко, свободно перемещаться по сцене, спускаться в зал, шутить, улыбаться, прикасаться к людям.

Захват внимания аудитории

Перед встречей с аудиторией всегда имеет место эмоциональное напряжение, требующее разрядки. Если кандидат начал сразу с изложения своей программы, - он потерял больше половины аудитории.

Прежде чем начать говорить, сделайте паузу, внимательно· оглядите зал. Дождитесь тишины.

Успех выступления в значительной степени зависит от его начала. Оно должно вызвать интерес слушателей. Опытные ораторы начинают с интересного наблюдения, пословицы, поговорки, юмористического замечания, с того, что объединяет с аудиторией.

Если вы пришли на встречу с персоналом больницы, начните с того, что ваш дед был главным гинекологом г. Урюпинска. Вы сразу станете своим. (Только не говорите, что помогали деду по работе.) В случае разнородной публики, разобщенной по интересам, вызвать общее внимание поможет обращение к чувствам. Вот какую историю сочинил политтехнолог, помогавший кандидату, а тот рассказал ее в зале:

«.. .Мы едем в соседний город, и на дороге голосуют три девочки, лет по двенадцать. Я сказал водителю остановиться и спросил этих девочек, куда их подвезти, потому что было уже поздно. Они мне ответили: «Дяденька, не надо нас подвозить, дай нам по десять рублей, мы тебя прямо здесь обслужим». (Пауза.) Я все-таки взял этих девочек (пауза), посадил себе в машину (продолжительная пауза)».

Понятно, что разговоры стихли, а шеи слушателей, особенно пожилых женщин вытянулись до предела. Когда до взрыва аудитории оставались доли секунды, оратор продолжил рассказ:

«Мы поехали по домам этих девочек, чтобы посмотреть, как же они живут и куда смотрят их родители.

Приехали к одной девочке. Отец и мать пьяны, сидят синие, как баклажаны. В доме все пропито! Ничего нет!

Поехали ко второй девочке. Матери нет. В доме пьяный отец с собутыльниками. Эта девочка мне говорит: «Вот этот дядя четыре года назад меня изнасиловал». Отнимите от двенадцати четыре - вы получите, сколько ей было тогда лет (все торопливо подсчитывают в уме, сколько будет - от двенадцати отнять четыре). Сейчас мы уже возбудили уголовное дело».

Ну и так далее. История правдоподобна, поэтому, сыграв на чувствах людей, оратор покорил зал. Затем он делал с залом все что хотел.

В памяти и в подсознании остаются неожиданные привлекающие действия по ходу выступления, поэтому здесь можно дать волю фантазии, впрочем, не -выходя за рамки дозволенного.

Планируя выступление, следует учитывать род занятий слушателей, экономическое положение, местные обычаи. Материал, учитывающий исторические традиции, вызывает положительную ответную реакцию.

В процессе выступления...

По ходу выступления с учетом реакции аудитории осуществляется переход к логическому обоснованию своей позиции, формирующей решение избирателей о поддержке кандидата на выборах.

Среди избирателей и люди преуспевающие, нашедшие место под солнцем демократии, но значительно больше тех, кто еле сводит концы с концами. Политические пристрастия этих групп избирателей противоположны, но это не исключает возможности при обретения голосов в обеих группах с помощью специально разработанных подходов к ним.

На встречах с беднейшими слоями населения кандидат обещает улучшить их положение.

Одновременно и получение поддержки со стороны деловых кругов очень важно и существенно повышает шансы на победу. Вспомним историю.

Американский президент Теодор Рузвельт, прослывший среди избирателей как «чертов ковбой» и «гроза трестов», сумел изменить отношение к своей фигуре после следующей

тирады, произнесенной им перед представителями крупного бизнеса в 1904 году:

«Любое проявление бездумной зависти и враждебности по отношению к честным людям, приобретающим богатство честным путем, должно быть подавлено в самом зародыше силой общественного мнения».

Набор звонких фраз, не более того. Но сработало!

Особо «черные» политтехнологи рекомендуют врать. Врать нагло и беззастенчиво. Вот их наставления кандидатам.

Геям и лесбиянкам врите, что вы симпатизируете сексменьшинствам и добьетесь принятия закона об однополых браках.

Распущенным мужикам врите, что разрабатываете закон о разрешении иметь любовниц.

Рыбакам врите, что отец был китобоем и у вас до сих пор сохранился китовый ус, который хорошо помогает в интимной жизни.

Врите охотникам, что дед был промысловиком в Сибири и бил соболя в глаз, а вы собирали тушки, проваливаясь в снег по самые... по пояс.

Футбольным болельщикам врите, что всю жизнь болеете именно за эту команду, и обязательно принесите с собой мяч. с «выцветшими автографами» мастеров советского, а еще лучше - бразильского футбола.

Автолюбителям врите, что в юности занимались автоспортом, но сошли после аварии, и покажите «кепку М. Шумахера» или «шлем А. Сенны».

Панкам скажите, что ваша дочь принадлежит к их братии и что вы обязательно познакомите их с ней после выборов.

Ответы на вопросы

После выступления обычно поступают вопросы из зала. Это важная часть встречи, поскольку завершает ее, и от того, какое она оставит впечатление, зависит успех всей предыдущей работы. Ответы на вопросы воспринимаются положительно в том случае, если человек услышал то, что он хотел услышать в ответ на свой вопрос, а не то, что думает по этому поводу кандидат. Здесь необходимо особое чутье, поскольку ошибки не прощаются. Тем не менее искусный оратор способен заинтересовать зал и своим мнением, если ответ будет достаточно аргументирован

и подкреплен на эмоциональном уровне. Сами вопросы можно классифицировать следующим образом:

- вопросы политические, касающиеся гражданской позиции выступающего; положительную реакцию вызывают ответы, воспринимающиеся как защита интересов большей части t:обравшихся;

- деловые вопросы по поводу практического разрешения проблем, волнующих собравшихся, или частных проблем отдельного человека; если вопрос общего характера, то хорошо воспринимается быстрый и точный ответ по заранее подготовленной схеме на основе результатов предварительного изучения общественного мнения в отношении данной проблемы. Если вопрос частный, то имеет смысл попросить человека подойти после встречи;

- значительная часть вопросов задается людьми для «выпуска пара», т. е. нейтрализации своего внутреннего напряжения, высказывания наболевшего; обычно трудно остановить такие эмоциональные вопросы, переходящие в спонтанные выступления, а порой и атакующие кандидата, хотя он и не виновен в возникновении проблемы; если поднятая проблема общая для всех присутствующих, то применением коротких, острых и точных реплик, изменяющих направление атаки, следует использовать энергию такого выступления в собственных интересах. Часто в таких случаях помогает шутка. Здоровый юмор является необходимым элементом всех этапов встречи. Если такое выступление касается личной проблемы, то следует некоторое время спокойно слушать крикуна, дождавшись отрицательной реакции зала на такое выступление, затем поддержать эту реакцию, подавив агрессивного субъекта.

Отдельно следует выделить вопросы со стороны присутствующих в зале представителей команд конкурентов или подкупленных ими лиц. Такие вопросы, как правило, имеют своей целью скомпрометировать оратора в глазах публики и свести его успех к минимуму. Обычно эти вопросы касаются личной жизни или служебной деятельности кандидата. Зная все свои слабости, ответы на подобные вопросы необходимо готовить заранее.

Высшим мастерством является использование ответа на провокационный вопрос в качестве аргумента против своего конкурента.

Зал оценит тактичность ответа. Хорошо воспринимается и ответ с юмором. Кроме того, ответы должны быть краткими и не восприниматься как оправдание.

Ввиду особой важности еще раз подчеркнем: слушая ответы на вопросы, человек получает удовлетворение, если услышит то, что хотел услышать.

Не рекомендуется...

Укажем действия, которые недопустимы в процессе выступления и при ответе на вопросы из зала:

- не выступать перед людьми на голодный желудок или, наоборот, только что насытившись, и уж тем более выпив «сто грамм для храбрости»;

- не держать руки со сцепленными в замок пальцами, за спиной и в карманах - это создает впечатление отчужденности и неуважения к слушателям;

- не поправлять очки и не почесывать лицо, ухо, нос (это жесты лжи);

- не потирать руки и не опираться на трибуну; лучше вообще почаще выходить из-за нее, в том числе спускаться в зал, якобы для того, чтобы лучше слышать вопросы;

- не хмурить брови и не морщить лоб;

- не смотреть исподлобья и не сжимать кулаки;

- не расставлять широко ноги;

- не щурить глаза и не смотреть в зал искоса;

- не заслоняться от публики портфелем, папкой и т. п. (все это проявление негативного отношения к слушателям);

- не следует заканчивать выступление и последний ответ на вопрос с улыбкой (останется ощущение несерьезности, игры);

- решительно убрать из лексикона слова «кажется», «может быть», «вероятно», «там посмотрим», «предположительно», «как будто», «повторяю», «поставим на должный уровень», «говоря по существу» и т.п.

«Попутные» мероприятия

Кроме специальных встреч с избирателями, для манипулирования последними используются и встречи в рамках спортивных состязаний, концертов известных артистов и других зрелищных мероприятий, встреч с известными людьми.

Для каждой из таких встреч характерна собственная психосоциальная окраска, и к каждой требуются специфические подходы.

Общие же принципы проведения подобных встреч таковы:

- всесторонний учет состава публики с целью эффектного преподнесения личности кандидата и его положительного восприятия;

- использование элементов зрелища;

- краткость непосредственно агитации;

- сочетание агитации с тематикой зрелища;

- распространение сувенирной продукции с атрибутами предвыборной агитации кандидата;

- как можно больше рукопожатий, поцелуев, улыбок, обещаний (включая и несбыточные).

Наиболее эффективными являются встречи на предприятиях с трудовыми коллективами. Здесь легко выделить проблему и общий интерес. Однако политические пристрастия работников предприятий редко совпадают с директорскими. Поэтому основной целью «обработки» руководителя является доступ к беспрепятственной агитации в трудовых коллективах.

Люди с удовольствием отвлекутся от работы. Об этом мож110 договориться С директором предприятия за соответствующую мзду.

Подарите молодому рабочему часы, заранее надетые на руку по случаю вашей встречи с рабочим классом. (Часы должны быть надежными, потому что если часы остановятся до дня голосования, то пропали деньги, а с ними и все добытые здесь голоса.) После или перед встречей с рабочими полезно посетить рабочую столовую: совместная трапеза сближает людей. (Если фарш в пельменях немного протух, незаметно уберите их в пакет. Но выбрасывать не надо: их тоже можно использовать для агитации. Когда выйдете с завода, отдайте эти пельмени бродячей собаке, пусть прохожие и вахтеры видят, как вы любите бездомных животных.)

Работа по месту проживания людей должна строиться в первую очередь путем проведения личных и групповых встреч, индивидуальных приемов и бесед «за чашкой чая». Личный контакт с кандидатом оставляет у людей наилучшее впечатление,

особенно если он хорошо подготовлен, а также создан надлежащий антураж встречи.

Не следует забывать о таких встречах и впоследствии. Целесообразно продолжать контакты посредством писем, через помощников, обращаться к знакомым избирателям при выступлениях по телевидению, упоминать о них в газетных публикациях и так далее. Люди будут думать, что они стали вам друзьями и станут ценить такую связь с важной персоной в вашем лице. Они станут вашими активными бесплатными агитаторами.

Ошибку совершают те команды, которые, проведя встречу в коллективе, о нем забывают. С течением времени при отсутствии подпитки голоса сторонников пропадут. Необходимо работать с коллективом в течение всего времени до выборов. Основными принципами такой работы являются:

- поддержка интереса к личности кандидата путем информирования о его деятельности по всем каналам информации;

- агитация в коллективе с целью привлечения все новых сторонников из числа представителей этого коллектива, членов их семей;

- афиширование усилий, предпринимаемых кандидатом для разрешения поставленных коллективом проблем в рамках действующего законодательства;

- участие специально подготовленных членов команды во встречах с указанным коллективом других кандидатов с целью препятствовать их успеху и укреплять собственные позиции.

ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Кому дозволена цель, тому дозволены и средства.

Г. Бузенбаум, иезуит.

Реальный моральный сдвиг в обществе в пользу принятия «грязных технологий» произошел в 1996 году, в ходе психологической войны, развернутой СМИ, контролируемыми олигархами, против соперников Ельцина в избирательной гонке

за президентский пост. Тогда же стало ясно, что «грязные технологии» не только эффективны, но и безопасны для заказчиков.

Ни для кого уже не секрет, что в последние годы моральные нормы в российском обществе почти исчезли.

Немалую роль в этом сыграли средства массовой информации. Центральные телеканалы без конца демонстрируют криминал, убийства, насилие. Даже для рекламы фильмов выбираются «кусочки» С мордобоем, стрельбой, взрывами. Тем самым прививается осознание преимущества силы и разбоя над добром и моралью.

Многие российские газеты, еженедельники буквально «пожелтели», во всю смакуя сексуальные похождения поп-звезд. Например, обложка одной солидной прежде газеты регулярно сообщает о новых бой-френдах знаменитостей, «сошлись-разошлись», кто с кем поскандалил и т. п. В этом с ней успешно соревнуются многие другие издания.

Произошла и морально-политическая деградация значительной части населения. Все началось еще в 80-е годы с борьбы с привилегиями номенклатуры. После этого политики постоянно обещали людям нормальную жизнь, и люди выбирали того, кто больше врал. Теперь избиратели уже по привычке не верят тому, кто говорит правду, потому что «все равно обманет».

Люди уверились в том, что в политику идут жулики и обманщики, поэтому чуть ли не с удовольствием читают о том, как разоблачили очередного жулика из числа депутатов (мэров). Плохому теперь верят охотнее. Образно выражаясь, «бараны сами виноваты, что их стадо ведут козлы», И не стоит на это жаловаться.

Когда вложения в выборы столь высоки, а потенциальные доходы от выборных должностей гигантские, для большинства политиков моральная цена победы уже не имеет серьезного значения.

Главная мишень, целевая группа «грязных технологов» маргиналы. В результате «демократических реформ», например, во многих регионах России они составляют уже большинство населения. И могут гарантировать победу любому кандидату, если, конечно, придут голосовать. Поэтому задача разбивается на три этапа:

- заинтересовать маргиналов своим кандидатом;

- разозлить их в отношении главного соперника;

- завлечь их на выборы.

Так как маргинал уверен, что все политики - законченные подонки и занимаются только воровством, то задача значительно упрощается. Достаточно пообещать маргиналам поделиться награбленным после прихода к власти, и те проникнутся большим доверием к кандидату.

Это не шутка: на выборах мэра сибирского города N один из кандидатов пообещал раздать горожанам миллиард из бюджета города и чуть не победил, набрав только на 300 голосов меньше действующего мэра. Особенно окрылило горожан то, что им пообещали раздать тот самый миллиард, который мэр и его приближенные, дескать, уже почти украли, но до выборов не успели вынести.

Приемы манипулирования сознанием становятся все более примитивными, потому что интерес электората к политике падает и эффект дает уже одна только мощность пропагандистского сигнала. Если все «независимые,> СМИ изо дня в день будут повторять, что кандидат К. - законченный мерзавец, то его основной соперник кандидат Ф. наверняка победит, даже если будет действовать в рамках закона и нахваливать себя только на отведенной для этого газетной площади.

В целом «грязные» избирательные технологии, применяемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими политтехнологами, - это главное, что подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и государство.

Наши рекомендации