Противодействие фальсификациям в День голосования

На эту тему существует много пособий, поэтому мы отметим лишь несколько основных направлений деятельности, которые необходимо осуществлять:

1. Юридическое сопровождение хода кампании.

2. Общественный контроль за ходом избирательнойкампании.

3. Общественный контроль за ходом голосования,подсчетом голосов и определения результатов выборов.

4. Обеспечение контроля со стороны СМИ.

1. Юридическое сопровождение хода кампании. Новые федеральные законы, существенно регламентируют методы агитации впериод выборной кампании. Именно поэтому юридические технологии выходят на одно из главных мест в выборах.

Такие технологии предполагают постоянный мониторинг хода кампаний соперников, выявление допущенных ими нарушений, своевременную их фиксацию и доведение этих нарушений до избирательных комиссий и судов для принятия мер. Так как число возможных нарушений и санкций за них весьма велико, то и работы для юристов очень много.

Можно рекомендовать создание мобильных юридических групп для выявления и фиксации нарушений.

В некоторых кампаниях до агитаторов доводятся планы по составлению соответствующих актов.

В День голосования можно сформировать передвижные бригады в составе юриста, представителя МВД, исполнительной власти для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах. При обнаружении таких фактов виновные задерживаются, а по прибытии оперативной группы составляется акт о нарушении. Позже, при необходимости, на основании таких актов могут быть оспорены результаты голосования на данном участке в судебном порядке. Наиболее эффективно, если один автомобиль юридической поддержки обслуживает группу рядом расположенных избирательных участков.

2. Общественный контроль за ходом голосования. Основнаяцель - не допустить манипуляций и нарушений со стороны командсоперников и избирательной комиссии в ходе голосования.Контроль осуществляется как на избирательном участке, так и за егопределами. Для нормального осуществления такого контроля надозаранее позаботиться о направлении на все избирательные участкиподготовленных наблюдателей, членов избирательных комиссий справом совещательного голоса, для чего необходимо своевременнопредставить нужные списки в избирательные комиссии, провести

учебу членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей.

Наиболее эффективно, если близлежащие участки обслуживает одна бригада с приданным ей автомобилем. Количество наблюдателей - не менее двух на участок. Передвижная группа юридической поддержки регулярно объезжает все участки, давая людям возможность перекусить, отдохнуть и т. д. Надо организовать работу так, чтобы на самом участке при голосовании в выносные урны всегда присутствовали наблюдатели.

Контроль за ходом голосования вне участков включает в себя выявление фактов агитации за кандидатов в день выборов, попыток воздействия на избирателей, прежде всего, престарелых, раскрытие фактов появления «памятных записок», за кого голосовать, распространения агитационных материалов вокруг участка и на участке и т. д. Опыт последних выборов показал наличие огромного числа таких нарушений в день выборов.

3. Общественный контроль подсчета голосов. Для эффективности такого подсчета необходимо заранее получить информациюот председателя комиссии о технологии такого подсчета ивозможных способах контроля.

После этого надо договориться с наблюдателями от других кандидатов о распределении обязанностей по контролю таким образом, чтобы ни один этап подсчета, ни один счетчик не остался без наблюдения. В случае сомнений надо требовать пересчета и составления акта. То же самое правило действует при принятии решения о признании бюллетеней недействительными и составлении заключительного акта.

Отметим, что контроль за подсчетом голосов - самая важная часть работы в День выборов. Известны случаи, когда лидирующие кандидаты проигрывали лишь потому, что на нескольких участках не выставили своих наблюдателей. Так как работа наблюдателей может закончиться поздно, надо предусмотреть возможность их питания и доставки домой.

4. Обеспечение контроля со стороны СМИ. Привлечение СМИ кконтролю за законностью выборов, может сыграть существенную рольв недопущении фальсификаций и нарушений, особенно, если специально направить представителей СМИ в наиболее проблемные участки.

Эффективно осуществление видеосъемки всего процесса подсчета голосов - это дисциплинирует избирательные комиссии и не является нарушением законодательства.

В целом же знание методов фальсификаций и активная работа по предотвращению нарушений могут существенно повысить уровень «чистоты» проведения избирательных кампаний.

1. «Черный PR», технологии на грани закона или за граньюзакона - существенная часть российских избирательныхкампаний, и российской электоральной культуры.

2. Активное распространение «Черного PR» наноситогромный ущерб общественному сознанию, подрывает авторитетвласти. Избиратели уверены, что все кандидаты врут, пользуютсяприемами манипулирования и фальсификации. Если появляется«честный кандидат», то и избиратели не верят и ему.

3. Основной способ борьбы с «Черным PR» - развитие гражданского общества, повышение политической культуры граждан,наличие в обществе реально независимых СМИ.

4. Имеются конкретные стратегии и приемы избирательнойборьбы, которые позволяют минимизировать ущерб для кандидатаот применения незаконных методов агитации.

Рекомендуемая литература:

1. Гриняев С.Н. и др. Информационная безопасность... [38]

2. Гусев Д. и др. Уши машут ослом. [40]

3. Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием. [66]

4. Контроль сознания... [73]

5. Марков С. PR в России больше чем «PR»... [109]

6. Особая зона: Выборы в Татарстане. [138]

7. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. [148]

Наши рекомендации