Общественные организации, группы интересов, политические кланы как субъекты политики. Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные

документы не предус­матривают политических целей, также являются элементами

(ин­ститутами) политической системы общества, субъектами политичес­ких

отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.

Юридической основой возникновения и функционирования об­щественных

организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан

демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых,

специальное законодательство об общественных объединениях

Существуют и действуют международные общественные организации и движения. Такие как, Всемирный со­вет мира, Всемирная федерация

профсоюзов, Всемирная конфедера­ция труда, Международная демократическая

федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный

союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация

«Зеленый крест», «Гринпис».

Группа интересов – это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации.

Главным объектом воздействия групп интересов являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления.

Группы интересов отличаются от партий тем, что они не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Но влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.

Типы групп интересов:

1. Аномические группы – возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию. Их отличает слабая и неустойчивая структурная оформленность, отсутствие постоянных организованных коллективных действий и кратковременность существования. Сюда относятся стихийные митинги, бунты, манифестации.

2. Институциональные группы – возникают на базе формальных политических институтов выполняющих определенные функции в политической системе и обществе. Наряду с формально зафиксированными целями, такие группы имеют и свои специфические интересы. Влияние институциональных групп не всегда заметно. Эти групп возникают на базе министерств, ведомств, армии, партийного аппарата, церкви.

3. Лоббистские организации – оказывают давление на законодателей с целью принятия законов и решений в интересах отдельных партий. Они стремятся реализовывать свои интересы через влияние на депутатов, членов правительства с помощью их информирования, рекомендаций, убеждения, экспертных оценок, предложения собственных законопроектов или участия в их разработке, оказания различного рода услуг.

4. Ассоциативные группы – специализирующиеся на защите определенных интересов организации, имеющие четкую структуру и правовой статус. К ним принадлежат профсоюзы, объединения предпринимателей, молодежные, женские, профессиональные, этнические, религиозные ассоциации.

Группы интересов различаютсяпо целям, особенностям внутренней организации и характера активности, по сферам их деятельности. В связи с этим выделяются группы интересов ,действующие в экономической, социальной, религиозной, культурной, спортивной сферах.

Функции групп интересов:

1. Артикуляция интересов – формулирование требований, соответствующих интересам групп.

2. Агрегация интересов – выявление сходных интересов граждан с целью объединения в политический интерес.

3. Интеграция группы – объединение вокруг общих целей.

4. Рекрутирование (формирование) политических элит - подготовка политических лидеров.

Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия на общественность, органы власти и управления. Важнейшими среди них являются численность и активность их членов, а также материальные, информационные и некоторые другие ресурсы.

Политический клан - устойчивое неформальное объединение, ведущее борьбу за власть и сочетающее черты патриархального семейного или земляческого коллектива и современных политических организаций, насчитывающее несколько десятков или сотен взрослых индивидуумов, опирающееся на разветвленную сеть клиентов в средних и низших звеньях социальной пирамиды.

Политическое участие — вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции.

Политическая активность – форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей. Она может проявляться в двух видах: политическое поведение (участие) и политическая деятельность. Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.

Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

управление муниципальной собственностью (ст. 132)

обеспечение развития соответствующей территории

охрана общественного порядка (ст.132)

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Наши рекомендации