Общественные организации, группы интересов, политические кланы как субъекты политики. Общественные организации
Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные
документы не предусматривают политических целей, также являются элементами
(институтами) политической системы общества, субъектами политических
отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.
Юридической основой возникновения и функционирования общественных
организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан
демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых,
специальное законодательство об общественных объединениях
Существуют и действуют международные общественные организации и движения. Такие как, Всемирный совет мира, Всемирная федерация
профсоюзов, Всемирная конфедерация труда, Международная демократическая
федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный
союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация
«Зеленый крест», «Гринпис».
Группа интересов – это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации.
Главным объектом воздействия групп интересов являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления.
Группы интересов отличаются от партий тем, что они не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Но влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.
Типы групп интересов:
1. Аномические группы – возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию. Их отличает слабая и неустойчивая структурная оформленность, отсутствие постоянных организованных коллективных действий и кратковременность существования. Сюда относятся стихийные митинги, бунты, манифестации.
2. Институциональные группы – возникают на базе формальных политических институтов выполняющих определенные функции в политической системе и обществе. Наряду с формально зафиксированными целями, такие группы имеют и свои специфические интересы. Влияние институциональных групп не всегда заметно. Эти групп возникают на базе министерств, ведомств, армии, партийного аппарата, церкви.
3. Лоббистские организации – оказывают давление на законодателей с целью принятия законов и решений в интересах отдельных партий. Они стремятся реализовывать свои интересы через влияние на депутатов, членов правительства с помощью их информирования, рекомендаций, убеждения, экспертных оценок, предложения собственных законопроектов или участия в их разработке, оказания различного рода услуг.
4. Ассоциативные группы – специализирующиеся на защите определенных интересов организации, имеющие четкую структуру и правовой статус. К ним принадлежат профсоюзы, объединения предпринимателей, молодежные, женские, профессиональные, этнические, религиозные ассоциации.
Группы интересов различаютсяпо целям, особенностям внутренней организации и характера активности, по сферам их деятельности. В связи с этим выделяются группы интересов ,действующие в экономической, социальной, религиозной, культурной, спортивной сферах.
Функции групп интересов:
1. Артикуляция интересов – формулирование требований, соответствующих интересам групп.
2. Агрегация интересов – выявление сходных интересов граждан с целью объединения в политический интерес.
3. Интеграция группы – объединение вокруг общих целей.
4. Рекрутирование (формирование) политических элит - подготовка политических лидеров.
Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия на общественность, органы власти и управления. Важнейшими среди них являются численность и активность их членов, а также материальные, информационные и некоторые другие ресурсы.
Политический клан - устойчивое неформальное объединение, ведущее борьбу за власть и сочетающее черты патриархального семейного или земляческого коллектива и современных политических организаций, насчитывающее несколько десятков или сотен взрослых индивидуумов, опирающееся на разветвленную сеть клиентов в средних и низших звеньях социальной пирамиды.
Политическое участие — вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции.
Политическая активность – форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей. Она может проявляться в двух видах: политическое поведение (участие) и политическая деятельность. Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.
Местное самоуправление
Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
Через референдумы, выборы, собрания и сходы;
Посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:
обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)
управление муниципальной собственностью (ст. 132)
обеспечение развития соответствующей территории
охрана общественного порядка (ст.132)
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)
обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:
самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения
организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством
многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.