Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
Работа по оказанию услуги ведется в «ТО 62. Социальная адаптация». Последовательность выполнения этапов рассматривать не будем – они аналогичны предыдущим. Но есть и различия. Все- таки услуга по социальной адаптации чаще оказывается в групповой форме.
Социальная адаптация – это многоэтапная услуга, включающая проведение как минимум 4-х этапов.
Так, на 1 этапе граждане знакомятся с различными техниками поиска работы (с использованием РПУ (банк вакансий и работодателей), СМИ, Интернет-ресурсов, путем прямого обращения к работодателям, путем обращении в организации по содействию в трудоустройстве населения, путем обращения к знакомым, путем размещения или рассылки резюме и др.), получают информацию о положении на рынке труда, динамике спроса и предложения, составляют План индивидуального поиска работы.
На 2 этапе применяются методы, направленные на повышение трудовой мотивации, уверенности в себе, методы самопрезентации; основы формирования делового имиджа; рассматриваются вопросы прохождения собеседования, написания резюме и т.д.
В рамках 3 этапа специалист ЦЗН помогает гражданам в составлении резюме, обсуждаются результаты прохождения собеседования с работодателем, формируются навыки ведения телефонных переговоров с работодателем. Для закрепления результатов используются в работе «деловые игры», тренинги, видеоуроки.
На 4 этапе обсуждаются вопросы выхода на новое место работы, адаптации в новом рабочем коллективе.
Количество занятий по социальной адаптации, их продолжительность и время перерывов между занятиями определяются с учетом индивидуальных особенностей и ограничений жизнедеятельности безработных граждан. Рекомендуется не менее 4х занятий.
Государственная услуга предоставляется в соответствии с графиком проведения индивидуальных и групповых занятий с безработными гражданами. Для планирования проведения занятий в индивидуальной или групповой форме создается мероприятие Центра занятости населения, в рамках которого будут запланированы все занятия по оказанию услуги.
После того, как подготовлен и утвержден график занятий по социальной адаптации, необходимо внести в ПК «Катарсис» данную информацию путем создания мероприятия в блоке «Взаимодействие с организациями».
Назначение граждан на мероприятие возможно несколькими способами:
- Если перечень приглашенных граждан определен уже на этапе планирования занятий, выполнить назначение можно непосредственно в карточке мероприятия. Большинство территориальных отделов регулярно заносят данные в картотеку мероприятий.
Групповое посещение создается из карточки мероприятия на вкладке «Граждане» в блоке «Назначенные посещения на мероприятие».
Если приглашение граждан на занятия осуществляется позднее (например, в ходе повторного приема), назначение можно выполнить в режиме выполнения технологической операции «92 Назначение следующего посещения».
Далее работа ведется в повторном приеме.
После выбора технологической операции «62. Социальная адаптация» и основания предоставления услуги (заявление, предложение), откроется форма для заполнения «Социальная адаптация». Форма предназначена для ввода информации по этапу услуги. На первом этапе необходимо заполнить основную информацию по услуге.
Также именно на первом занятии в «ТО 26» формируется и распечатывается индивидуальный план поиска работы, по окончании работы этот план все-таки необходимо приобщить к личному делу.
Приказ от 26 февраля 2015 г. N 125н «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения», приложение № 32.
Далее все делается поэтапно в соответствии с заранее утвержденным графиком и планом проведения занятий в повторном приеме, «ТО 62» форма графика и плана произвольная, но наполняемость этих документов должна соответствовать АР.
Напомню, что тематика и план проведения занятий формируется и утверждается начальником территориального отдела независимо от того, индивидуально вы проводите работу или в группе (пп. 70-73 АР).
Фиксация результата предоставления услуги и оформление заключения
После окончания работы специалист, осуществляющий функцию по предоставлению услуги, должен зафиксировать результат услуги (услуга оказана, оказана частично) и сформировать заключение в ТО 62. На заключительном этапе заполняется область фиксации результата предоставления услуги. Результат услуги может быть указан на любом этапе. В строке Результат предоставления услуги необходимо выбрать один из следующих вариантов:
· Услуга оказана - в случае если услуга по самозанятости предоставлена гражданину в полном объеме (достигнут результат).
· Услуга оказана частично - в случае если услуга предоставлена не полностью (даны рекомендации, но желаемый результат не достигнут).
· Отказано по заявлению (прекращена досрочно) - в случае отказа гражданина в предоставлении услуги.
После фиксации результата предоставления услуги панель «Заключение» становится
обязательной для заполнения.
Оформление заключения о предоставлении услуги
Особенности заполнения формы заключения:
В случае если результатом оказания услуги является «Отказано по заявлению (прекращена досрочно)» необходимо указать причину прекращения предоставления услуги (поле «Причина прекращения»).
Необходимо распечатать заключение о предоставлении услуги.
Факт оказания услуги будет зафиксирован в личном деле гражданина. Эту информацию можно просмотреть в «ТО 68.Оказанные услуги«.
Основные ошибки и замечания при проверках:
· у граждан, принявших участие в групповой работе в графе «форма предоставления» государственной услуги по социальной адаптации зафиксировано «индивидуально».
· не задан результат оказания услуги, что является нарушением п.1 АР в части обеспечения полноты и качества предоставления государственной услуги, а также внесения фактических данных результата работы в ПК «Катарсис»;
· не зафиксирован в ТО 62 План индивидуального поиска работы, что нарушает требования п. 86 Административного регламента.
· в ЛДПГУ отсутствует информация о посещении безработным гражданином занятий по социальной адаптации («Результаты работы по текущему взаимодействию»).
Данная услуга не предусматривает социальных выплат. Тем не менее, следует помнить, что работа ведется ТОЛЬКО с безработными гражданами.
Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования
Государственная услуга по профессиональной ориентации может предоставляться гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Отличительная особенность предоставления услуг для граждан, не являющихся безработными – необходимость заведения нового личного дела при первичном обращении гражданина с заявлением о предоставлении услуг.
После осуществления поиска гражданина в регистрах в режиме первичного приема, переходим к фиксации цели обращения.
В случае ввода нового личного дела с целью обращения «Профессиональная ориентация», заявление о предоставлении услуги фиксируется в личном деле автоматически.
В случае работы с личным делом гражданина в повторном приеме, факт приема заявления-анкеты или согласие с предложением работника ЦЗН о предоставлении услуги необходимо зафиксировать в Комплексе в 26 ТО «Прием документов» либо в «ТО 64.Профориентация».
Государственная услуга по профессиональной ориентации может предоставляться в виде проведения занятий в индивидуальной или групповой форме:
· при планировании занятий и назначении посещений в групповой форме используется Журнал назначенных посещений. (Работа с гражданами – Технологические операции вне приема).
· планирование занятий и назначение посещений в индивидуальном режиме выполняется в «ТО 92. Назначение следующего посещения». Цель посещения для получения услуги по профессиональной ориентации нужно указать получение услуг.
В рамках какого-либо мероприятия фиксация происходит в разделе «Взаимодействие с организациями - Мероприятия. В 2017 году фиксацию мероприятий по профессиональной ориентации проводили все отделы. При этом тип мероприятия «Профессиональная ориентация» выбирают не всегда.
Специалист службы занятости осуществляет работу по следующим направлениям:
· профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
· профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
· профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
· профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
· профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Основное внимание при оказании профориентационной услуги уделяется профессиональному консультированию. Работа профконсультанта заключается в анализе сведений о гражданине (профессия/специальность, квалификация, должность, вид деятельности; знания, умения, навыки и компетенции, позволяющие вести профессиональную деятельность, их уровень и объем; наличие медицинских показаний или противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, учебы) и проведении самой консультации, включая информирование о профессиях, ситуации на рынке труда, проведение профдиагностики и обсуждение полученных результатов, создание мотивационной основы для выбора профессии/специальности, определение видов профессиональной деятельности, возможных направлений прохождения профессионального обучения, реализации профессиональной карьеры.
Результатом профессиональной консультации должен быть сформированный профессиональный план.
Рекомендации,оформляемые по результатам оказания государственной услуги попрофессиональной ориентации должны содержать: виды профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможные направления прохождения профессионального обученияи (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности.
В регистре получателей ПК «Катарсис» в ТО 64. фиксируется результат предоставления государственной услуги по профессиональной ориентации: заполняются в панели «Рекомендации профконсультанта», поля «Рекомендуемые профессии», «Рекомендуемые сферы деятельности», «Рекомендации».
Назначение | |
Рекомендации профконсультанта | Может быть рекомендована профессия и/или сфера деятельности, выбирается из справочников. Также могут быть даны дополнительные рекомендации в произвольной форме |
Пожелания к обучению | Переход к просмотру содержащейся в личном деле информации о пожеланиях к обучению (профессия, сфера деятельности, вид и форма обучения и т.д.). Доступно в случае, если информация введена с помощью технологической операции 51.Изменение пожеланий к обучению. |
Результаты тестирования | Переход к просмотру содержащейся в личном деле информации о результатах проведенного тестирования. Доступно в случае, если информация введена с помощью технологической операции 67.Тестирование - фиксация результатов. |
Отчет о текущей работе в «ТО 82. Печать личного дела» не распечатывается.
Закрытие личного дела.
Если работа по оказанию услуги велась в личном деле, введенном с целью обращения Профессиональная ориентация, то после оказания услуги и завершения работ с личным делом Комплексом будет предложено закрыть личное дело. Если дальнейшая работа с личным делом по профориентации не предполагается, то в форме выполнения технологических операций выберите «ТО 39. Снятие с учета». В появившейся форме укажите причину окончания учета «Другие».