Социальная защита, помощь и поддержка безработных граждан в учреждениях и организациях службы занятости населения.

БЕЗРАБОТНЫЙ - трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ (центр занятости, биржа труда) - социальная служба, призванная обеспечивать услуги населению в области занятости. Служба занятости в России имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные вышестоящим органам служб занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ) и соответствующими законами и нормативными актам и Российской Федерации.

Основные задачи службы занятости всех уровней (типов):

а) сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

б) консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

и) профессиональная ориентация всех групп населения;

г) решение вопросов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности;

д) консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

е) оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

ж) организация подготовки высвобождаемой рабочей силы.

Система социальной защиты незанятого населения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает, как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационных и экономических рычагов влияния на рыночные механизмы.

Прежде всего, это выплата пособий безработным, признанным таковыми государственными службами занятости.

Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения. Финансируется обучение тех, кто признан безработным, за счёт средств Государственного фонда занятости Российской Федерации. Профессиональное обучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности штатов осуществляется за счёт средств предприятий, с которых эти работники освобождаются. Государственные службы занятости отводят немалую роль в обеспечении социальной защиты организации общественных работ в сфере услуг, строительства, благоустройства, иначе говоря, в тех областях, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.

С теми, кто изъявил желание участвовать в общественных работах, заключается трудовой договор на установленный срок. Они обладают всеми правами, определёнными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются. В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психологическую помощь.

Апробирована такая форма социальной защиты населения, как квотирование рабочих мест для слабоконкурентных на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодёжь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда местные органы власти могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет. Кроме административных, применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятиям, увеличивающим количество рабочих мест для слабоконкурентных слоёв населения либо для создающих новые рабочие места.

Замечено, что наиболее ёмкий и подвижный механизм роста занятости населения – это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности при условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда.

Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т. п.

Ключевой инструмент достижения стабильности экономического положения как отдельного человека, так и страны в целом сегодня – поддержание, совершенствование и модификация трудовых навыков и умений работников в течение всей жизни посредством непрерывного образования и профессиональной подготовки. Рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса на него, что обеспечивается повышением качества рабочих мест и улучшением их структуры.

Услуги службы занятости предоставляются бесплатно.

32. Социальная защита, помощь и поддержка, предоставление социальных услуг детям, подвергшимся насилию.

Как правило, насилию подвергаются дети в дезадаптированных семьях, где обострены социальные проблемы. Чаще всего это неполные семьи, где родители являются алкоголиками, наркоманами, преступниками, религиозными фанатиками, несовершеннолетними, беженцами или безработными, лицами с физическими недостатками, умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над ними:

Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти ребенка, вызвать серьезные нарушения его физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги, сделанные сигаретами) и различную степень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Сексуальное насилие и развращение — вовлечение ребенка (с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее его развитие: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; оскорбление и унижение его достоинства; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Моральная жестокость — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, отсутствуют соответствующие навыки общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, совершению уголовно наказуемых действий.

Люди, испытавшие насилие в детском возрасте, впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Не маловажны и общественные потери от насилия над детьми: прежде всего это потери человеческих жизней в результате убийств или самоубийств детей и подростков, потери в их лице членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения; потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых и физически, и нравственно детей; наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку, как уже

говорилось, бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Необходимо рассматривать возникновение насилия в семье в четырех контекстах:

· в социокультурном контексте, что подразумевает анализ классовой структуры общества и экономического состояния отдельных классов.

· в семейном контексте, что включает в себя анализ изменений структуры семьи, специфическую структуру отношений и их динамику (большое количество конфликтов между поколениями, неадекватное распределение власти, конфликты между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми и т.д.), а также фрагментарность семейных отношений и частые их изменения.

· в индивидуальном контексте. Необходимо учитывать индивидуальный контекст родителей: их представления о здоровом образе жизни, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами. При рассмотрении индивидуального контекста детей следует учитывать, что дети — не только объекты воздействия других, но и действующие лица, они не просто реагируют на все происходящее, но сами создают ситуацию и в определенной мере управляют действиями своих родителей.

· в кризисном контексте, что должно предусматривать изучение дефицита средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; нагрузок, вызванных социальными изменениями, и снижения сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях; компетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д.

Комплексность подхода к проблеме насилия в семье имеет важное значение. Очень важна профилактическая работа как с семьями, так и с подростками, готовящимися к самостоятельной жизни, а в особенности — с детьми как наименее защищенными членами общества.

Задача первого уровня профилактики насилия — предупреждение насилия в семье, формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Для младших школьников и дошкольников должны использоваться игровые формы обучения навыкам самовыражения; специальные игры могут повышать уровень самооценки, вырабатывать толерантность к другим, закладывать основы правосознания.

Для школьников средних классов актуальны самовыражение, самооценка, толерантность. Однако в этом возрасте необходимо уже осознание границ собственного «Я». Занятия могут проводиться в форме классных часов, бесед, тренингов, обсуждений.

Второй уровень профилактики направлен на прекращение насильственных действий в отношении детей и подростков. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три группы:

1) выявление детей, испытывающих жестокое обращение со стороны родителей. Симптомами жестокого обращения являются агрессивность или подавленность детей, безнадзорность, ухудшение успеваемости, ухудшение здоровья, наличие физических травм; кроме того, может быть использована информация из других источников (одноклассники, их родители, учителя и др.);

2) работа с родителями: информирующие лекции, индивидуальные беседы, проведение классных собраний. Основными исполнителями здесь выступают классные руководители, педагоги, преподаватели, инспекторы по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, социальные работники и др.;

3) работа с детьми — привлечение их к общественной работе, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги с целью предупреждения развития негативных последствий насилия. К этой работе могут привлекаться классные руководители, школьные психологи, социальные работники, инспекторы по делам несовершеннолетних.

Третий уровень профилактики требует выведения ребенка из среды жестокости и проведение реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

Профилактика и раннее выявление фактов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям — жертвам жестокости являются обязанностью всего общества.

Содержание и методика социально-педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи. Социальное обслуживание является частью системы социальной безопасности населения и осуществляется социальными службами.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА - это структура, выполняющая определенные функции социальной защиты, помощи, поддержки.

В системе социального обслуживания имеются специальные образовательно-воспитательные потребности, необходима специализированная социально-педагогическая помощь в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально негативного поведения, с людьми, склонными к наркомании, алкоголизму, суициду, с жертвами насилия и многими другими.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.

ЦЕЛЬ социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания.

В педагогической науке ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

— выдвижение и обоснование целей;

— определение путей их достижения;

— проектирование ожидаемого результата.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации. Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

СОДЕРЖАНИЕ социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

В качестве основных ОБЪЕКТОВ социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

СУБЪЕКТ социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

*ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально- педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

*сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

*оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.) Результатом является развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.

34. Социальная защита и медико-социальная помощь населению в учреждении здравоохранения.

Медико-социальная помощь – новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Целью МСР является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных.

Объектами медико-социальной работы являются различные лица, неблагополучные по медицинским и социальным показателям: инвалиды, лица пожилого и старческого возраста, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, больные СПИДом, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы, безработные и т. д.

Рассмотрим технологии и методы МСР, которые могут применяться в учреждениях здравоохранения:

В МСР профилактической направленности: проведение воспитания и формирование установок на ЗОЖ, участие в проведении мониторинга, участие в разработке целевых программ профилактики заболеваний, содействие медико-генетическому консультированию, участие в организации профилактических осмотров, социально-правовое консультирование, подготовка супругов и членов семьи к рождению ребенка, содействие в доступности клиентам медико-социальной информации о льготах и видах соцзащиты, патронаж клиентов в связи с болезнью, содействие в получении специализированной медицинской помощи.

В МСР патогенетической направленности: медико-социальная помощь в планировании семьи, охране материнства и детства, психокоррекционная работа, организация психологической поддержки клиенту с медико-социальными проблемами, организация медико-социальной помощи ухода за больными, направление на медико-социальную экспертизу, информирование клиента о состоянии его здоровья, организация коммуникативных тренингов, разработка индивидуальных программ реабилитации.

МСР имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом, но при этом она не превышает пределов своей компетенции. Не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медперсоналом и четкое разграничение сфер ответственности.

Наши рекомендации