Понятие, признаки и виды монархии.
Понятие, признаки и виды монархии.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура, компетенция, порядок образования государственных органов, взаимоотношения с населением и степень участия населения в их формировании.
Форма правления делится на монархическую и республиканскую.
Монархия как форма правления характеризуется следующими признаками:
1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
2) наследственный (династический) порядок преемственности верховной власти;
3) отсутствие юридической ответственности монарха за свои политические действия;
4) особый личный статус монарха (титул, привилегии).
Различают абсолютные и ограниченные (конституционные) монархии.
Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу, отсутствует разделение властей. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени осуществляется правосудие, ему принадлежит право помилования. Власть монарха безгранична, абсолютна и независима от какой-либо иной власти. Чаще всего в таких монархиях отсутствует парламент и монарх сам издает законы (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты).
Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным (законодательным) органом. Обычно это ограничение определяется конституцией государства, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентской.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в данном виде монархии формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения (Монако, Бутан, Иордания, Марокко, Непал).
В парламентской монархии власть монарха фактически отсутствует, она является символической. Законодательные акты принимаются парламентом, их подписание монархом лишь дань традиции. Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом (Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Дания).
Унитарное государство как форма государственного устройства.
Унитарное государство – единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают собственным суверенитетом.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1) существуют единые, общие для всей страны высшие органы власти, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами, а также единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
2) на всей территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, функционирует единая денежная, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;
3) составные части государство (области, департаменты, округа, провинции, графства) суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности;
4) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
Факторы производства.
Факторы производства – это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.
К ним относятся:
1) земля и природные ресурсы;
2) трудовые ресурсы;
3) информация;
4) предпринимательские способности;
5) капитал, т.е. совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Бывает основной (необоротный) – здания, сооружения, оборудование, станки, которые используются в течение ряда лет и затраты возмещаются постепенно; оборотный – сырье, материалы, энергоресурсы, которые расходуются за один цикл и затраты возмещаются после реализации продукции.
Понятие и виды инвестиций.
Инвестиции – это средства, вкладываемые в производство или иной коммерческий процесс с целью получения прибыли.
Инвестиции бывают частные, государственные, иностранные и смешанные. Также по объектам выделяют инвестиции:
1) реальные, т.е. приобретение земли, недвижимости, строительство, ремонт, покупка новых технологий, товарных знаков, лицензий, патентов, вклад в образование, научные исследования и т.д.;
2) спекулятивные – это инвестиции, при которых прибыли образуются за счет изменения стоимости активов (валюты, акции, драгоценные металлы);
3) финансовые инвестиции – покупка кредитных обязательств, ценных бумаг и т.д.
По сроку вложений выделяют долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года).
Национальный доход.
Национальный доход – это обобщающий показатель экономического развития страны. Это исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством).
Национальный доход равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов.
Национальный доход складывается из:
1) заработной платы рабочих и жалованья служащих;
2) дополнительных выплат;
3) рентных доходов владельцев собственности;
4) чистых процентов по потребительским кредитам;
5) прибылей корпораций.
Функции рынка.
1) информационная (предоставление информации потребителям о товарах, услугах и ценах на них);
2) посредническая (предоставление производителям возможности обмениваться результатами своего труда);
3) стимулирование эффективного хозяйствования, рациональное использование органических и неорганических ресурсов человеком и обществом);
4) функция распределения и обмена;
5) функция пропорциональности, т.е. установление соответствия между производством и потребителем;
6) функция санирования, т.е. через механизм конкуренции происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
Признаки свободного рынка.
1) неограниченное количество участников;
2) свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
3) наличие у каждого участника полного объема информации о ситуации на рынке (т.е. об уровне цен, наличии спроса и предложения, размерах получаемой прибыли и т.д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов;
5) невозможность участников рыночных отношений влиять на решения, принимаемые другими производителями;
6) нерегулируемые государством спрос и предложение товаров и услуг;
7) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение.
Виды цен.
1. Розничная цена применяется при реализации товара конечному индивидуальному потребителю на предприятиях розничной торговли (в магазинах, на рынках и т.д.).
2. Оптовая цена определяется, как правило, контрактом на поставку. Она может быть твердой, которая устанавливается при подписании договора и не подлежит пересмотру; подвижной – изменяется в зависимости от колебаний цены на аналогичный товар на рынке; скользящей – корректируется в зависимости от возможных изменений себестоимости товара.
3. Справочная цена, которая публикуется производителем в каталогах, прейскурантах, периодических печатных изданиях. Эта цена является базисной для установления контрактной цены с конкретным покупателем. Она может быть номинальной (т.е. определенной службой маркетинга на основе собственных расчетов) либо основанной на последних по времени продажах аналогичного товара.
4. Аукционная цена определяется в результате проведения аукциона и является наиболее справедливой в том смысле, что она определяется исключительно по реальному балансу спроса и предложения, сложившемуся на дату реализации товара (т.е. за сколько покупатель готов купить товар).
Понятие и функции денег.
Деньги - это специфический товар, обладающий наивысшей ликвидностью и служащий мерой стоимости других товаров и услуг. Ликвидность - это способность чего-либо быть быстро превращенным в деньги, иначе говоря - выгодно реализованным.
Функции денег:
1) мера стоимости: разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основе цены, т.е. цена выполняет измерительную функцию;
2) средство обращения, т.е. деньги используются в качестве посредника в обращении товаров;
3) средство платежа, т.е. деньги используются при регистрации долгов и для выплаты долгов;
4) средство накопления, т.е. деньги накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательскую способность из настоящего в будущее;
5) функция мировых денег, т.е. функционирование денег как всеобщего платежного средства, всеобщего покупательского средства и средства материализации общественного богатства. Мировыми деньгами обычно считаются резервные валюты (доллар, евро, швейцарский франк, ангийский фунт, японская иена). Позволяют осуществлять внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг иностранному партнеру и т.д.
Виды денег:
1) товарные деньги – исторически первый вид денег (скот, меха, драгоценные камни, ракушки, растения и т.д.);
2) действительные деньги, номинал которых соответствует их реальной стоимости (деньги в виде слитков или монет из серебра и золота);
3) фиатные деньги – это деньги, реальная стоимость которых существенно ниже их номинала (современные монеты и купюры).
Свойства денег.
1) качественная однородность (отдельные экземпляры монеты или купюры не должны обладать уникальными свойствами, они должны быть похожими и одинаковыми);
2) делимость и объединяемость (деньги не должны менять свои свойства, если их делить на более мелкие части (суммы) или объединять в одну крупную часть);
3) сохраняемость, т.е. деньги должны хорошо храниться, не изменяя своих физических и химических свойств на протяжении долгого времени);
4) узнаваемость, т.е. можно легко и быстро определить, что это за предмет;
5) безопасность (защищенность от подделок и изменения номинала).
Функции кредита.
1. Распределительная функция кредита.Вытекает из самой сущности и роли кредитных отношений. Вследствие кредитного перераспределения ускоряется привлечение новых денежных средств в сферу хозяйствования. При реализации этой функции кредита перераспределяются как денежные средства, так и товарные ресурсы;
2. Функция замещения денег.По сути, кредит создает деньги для безналичного денежного обращения. Средства кредита – переводные векселя, чеки, кредитные карты и т.п. – начинают заменять реальные деньги в сфере обращения;
3. Стимулирующая функция кредита.Изменяя объемы кредитных операций, банки и банковская система в целом могут влиять на динамику общей массы денег в обращении. При этом используются два возможных метода: кредитная экспансия (расширение кредита) и кредитная рестрикция (сужения кредита).
4. Контрольная функция кредита.Заключается в том, что в процессе кредитования осуществляется взаимный контроль (как кредитора, так и заемщика) за использованием и возвратом займа. Имеется существенное отличие в исполнении контрольной функции кредита со стороны кредитора и со стороны заемщика. Кредитор имеет возможность осуществлять контроль как за объектом кредита, так и за деятельностью заемщика. Заемщик же не имеет возможности контролировать деятельность кредитора, он осуществляет контроль только за движением взятого кредита, (т.е. контролирует лишь объект кредитных отношений).
31. Формы кредита.
1. Коммерческий кредит предоставляется одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
2. Банковский кредит выделяется банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд.
3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские нужды).
4. Ипотечный кредит – долгосрочная ссуда под залог недвижимости.
5. Государственный кредит, в котором кредитором или заемщиком выступает государство или местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам.
6. Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, когда в качестве кредиторов и заемщиков выступают банки и предприятия различных государств, сами государства, а также региональные и международные организации.
Виды налогов.
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Виды налогов по объекту:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Виды налогов по субъекту:
центральные;
местные.
В России существует трехуровневая система:
федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
Виды налогов по принципу целевого использования:
маркированные;
немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Виды налогов по характеру налогообложения:
пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
земельный налог;
налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
НДС;
акцизы;
экспортные тарифы;
налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
сбор на нужды образовательных учреждений;
сборы за парковку автомобилей;
налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Законодательный процесс.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ и для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Судебная система РФ.
Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд РФ;
Верховный Суд РФ;
верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Презумпция невиновности.
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом РФ, толкуются в пользу обвиняемого.
Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Виды уголовных наказаний.
Видами наказаний являются:
1) штраф;
2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
4) обязательные работы;
5) исправительные работы;
6) ограничение по военной службе;
7) ограничение свободы;
8) принудительные работы;
9) арест;
10) содержание в дисциплинарной воинской части;
11) лишение свободы на определенный срок;
12) пожизненное лишение свободы;
13) смертная казнь.
Содержание трудового договора.
В трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
другие условия.
Опека и попечительство.
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.
Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Порядок заключения брака.
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Понятие, признаки и виды монархии.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура, компетенция, порядок образования государственных органов, взаимоотношения с населением и степень участия населения в их формировании.
Форма правления делится на монархическую и республиканскую.
Монархия как форма правления характеризуется следующими признаками:
1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
2) наследственный (династический) порядок преемственности верховной власти;
3) отсутствие юридической ответственности монарха за свои политические действия;
4) особый личный статус монарха (титул, привилегии).
Различают абсолютные и ограниченные (конституционные) монархии.
Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу, отсутствует разделение властей. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени осуществляется правосудие, ему принадлежит право помилования. Власть монарха безгранична, абсолютна и независима от какой-либо иной власти. Чаще всего в таких монархиях отсутствует парламент и монарх сам издает законы (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты).
Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным (законодательным) органом. Обычно это ограничение определяется конституцией государства, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентской.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в данном виде монархии формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения (Монако, Бутан, Иордания, Марокко, Непал).
В парламентской монархии власть монарха фактически отсутствует, она является символической. Законодательные акты принимаются парламентом, их подписание монархом лишь дань традиции. Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом (Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Дания).