Правовые акты управления. Особенности, виды. АП договор понятие признаки виды

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1) является разновидностью юридического акта;

2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7) применяется в определенном процессуальном порядке;

8) издается, как правило, в форме документа;

9) имеет определенную структуру;

10) обеспечивается системой правовых средств;

11) несоблюдение, не ие правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

Классификация правовых актов:

По юридическим свойствам:

Нормативные, т.е. правоустанавливающие; /Индивидуальные, т.е. правоприменительные.

По юридическим последствиям:

Обязывающие;/ Запрещающие; / Поощряющие; / Содержащие отказы.

По времени вступления в силу:

С момента принятия; / С момента подписания; / С момента официального опубликования;

По действию в пространстве:

Республиканские; / Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).

По действию во времени:

Постоянные (бессрочные); / Временные (срочные).

По порядку принятия:

Коллегиальные; / Единоличные.

По виду госоргана, издающего правовой акт:

Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения); / Акты правительства (постановления, протоколы совещаний); / Акты министерств, госкомитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы);

По характеру компетенции государственного органа:

Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов); / Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.); / Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.);

По степени сложности акта:

Простые; /Сложные;

По целям принятия:

Оперативно-исполнительные (регулятивные); / Правоохранительные.

По форме принятия:

Словесные (устные, письменные); /Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.

Административный договор – это основанное на нормах АП соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от ия договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

Классификация административных договоров возможна как на основе общих, так и с учетом специальных, связанных с их спецификой критериев. К специальным относятся деление на «внутриаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, и «внешние», заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями.

По степени сложности можно выделить ординарные административные договоры, сложные и уникальные.

По предметному критерию можно различать:

— договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);

— договоры в сфере управления государственной собственностью;

— договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»);

— контракты с государственными служащими, студентами;

— финансовые и налоговые соглашения;

— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

— различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

— договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (охрана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммунальные услуги).

По общепринятым критериям административные договоры можно разделить на дву- и многосторонние, типовые и консенсуальные, предварительные и главные и т. д.

По содержанию можно различать чисто организационные соглашения и договоры смешанного типа, в которых организационные вопросы связаны с трудовыми, имущественными.

48. Понятие, содержание и виды АП режимов

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в НПА, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Элементы содержания административно-правовых режимов:

Цели АП режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Принципы административно-правовых режимов:

• разделение административных и судебных властей;

• минимализация ограничений прав и свобод граждан;

• законность;

• ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.

Объект АП режима – совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности.

Средства обеспечения АП режимов – совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.

Виды средств обеспечения:

1) специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;

2) широкое применение прямого государственного принуждения;

3) разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;

4) систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;

5) организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.

Режим ЧП

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности ОГВ, ОМСУ, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Введение чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение СФ.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП, введенного в соответствии с п. «а» ст. 3 ФКЗ «О ЧП»:

• введение комендантского часа, т. е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

• ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

• приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

• проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

• ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции.;

• выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

• продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

• временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

• введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

• привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

• отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим ием указанными руководителями своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

• в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Наши рекомендации