Особенности фискальной политики России

Наша страна на сегодняшний день характеризуется достаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов. Сбалансированные бюджеты являются не столько следствием продуманной бюджетно-налоговой политики и промышленного роста, сколько результатом действия внешних факторов – повышения мировых цен на нефть и заниженного курса национальной валюты.

В настоящее время экономика находится в удобной для фискального реформирования точке, т.к. благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.

На современном этапе развития основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. Они же являются главным показателем состояния фискальной политики нашего государства.

В условиях перехода к рыночной экономике пришлось практически заново создавать налоговую систему, которая соответствует данному сложному периоду. По форме российская налоговая система приближена к западной, но в отличие от довольно эффективной западной системы, она ставит отечественного товаропроизводителя на грань выживания, подавляет его рыночную активность, что не способствует развитию реального сектора. Мощный налоговый пресс побуждает к неуплате или несвоевременной уплате налогов. Согласно экспертным оценкам в настоящее время более трети всех доходов укрываются от налогообложения [12].

Дело в том, что в странах с развитой рыночной экономикой основную долю налогоплательщиков составляет средний класс, получающий легальные доходы, тогда как в условиях переходной экономики в России средний класс интенсивно «вымывался». Значительная часть доходов имеет в нашей стране полулегальный характер. В отличие от западных стран, велика доля наличного оборота, отражающегося в отчетности далеко не в полной мере.

Кроме того, при росте доходов населения западных стран, в которых значителен удельный вес различных социальных пособий, высокие ставки налогов не обременительны для экономических субъектов и экономически оправданны с точки зрения проведения антициклической политики, будучи средством предотвращения «перегрева» экономики, сокращения избыточного спроса. Россия же только начала выходить из кризиса, поэтому деловая активность отечественных товаропроизводителей, как и спрос со стороны домашних хозяйств, должны поддерживаться стимулирующей налоговой политикой [23].

Сформированная на современном этапе развития экономики налоговая система России в целом создала принципиальную возможность для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета.

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

Основным документом, который определяет налоговую политику России является «Основные направления налоговой политики». Согласно данному документу, в настоящее время одной из важнейших задач в развитии налоговых отношений является задача перехода к формированию научно-обоснованной налоговой политики, которая содержит в себе в полной мере стратегическую и тактическую часть [24].

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики в нашей стране является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Доходы бюджета Российской Федерации представлены в Приложении 1 [26].

Из данных таблицы видно, что налоговые доходы бюджетной системы составляют более 85% всех доходов страны. При это, начиная с 2010 г. значительно доходы бюджета, в том налоговые доходы и платежи, незначительно снизились, однако на протяжении последних 4 лет их уровень остается неизменным. Начиная с 2011 г. показатели налоговой нагрузки были в некоторой степени обновлены. Это связано с изменением методологии расчета ВВП.

Основным налоговым доходом бюджета Российской Федерации до 2016 года признавались таможенные пошли (7% к ВВП в среднем). Однако, с 2016 года единый социальный налог принес чуть менее 7% ВВП в бюджет государства. Это связано с тем, что в России происходит увеличение количества предприятий; при отчислении взносов по данному виду налогов запрещено округлять суммы в любую сторону, налог платится по существу; произошли значительные изменения, связанные со страховыми отчислениями и многие другие изменения, которые способствовали значительную увеличению данного вида налогов.

Что касается уровня налоговой нагрузки по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по итогам 2016 года несколько снизился до 3,78% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2010 году – 5,17% ВВП и в 2016 году – 5,52% ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09% ВВП до 3,33% ВВП.

Более чем в 1,8 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85% ВВП в 2010 году до 1,50% ВВП в 2016 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

Таким образом, из данных приложения, можно сделать вывод, что по уровню налоговой нагрузки Россия находится на среднем уровне по странам Организации экономического сотрудничества и развития. При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в РФ, как правило, выделяют нефтегазовые доходы и вывозные таможенные пошлины, т.к. в Российской Федерации основную долю доходов бюджета составляют доходы, которые получены из данных видов источников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, сохранение низкого уровня налогов в несырьевом секторе экономики, продолжение работы по открытости и улучшению качества работы с налогоплательщиками является задачей по повышению конкурентоспособности российской налоговой системы.

Основным документом, который определяет налоговую политику России является «Основные направления бюджетной политики». Согласно данному документу основной целью бюджетной политики РФ в 2017 году является сокращение объемов расходов бюджетной системы (Приложение 2) [27].

Как видно из таблицы, расходы бюджетной системы по всем статьям существенно снижаются. При этом, основная часть расходов бюджетной системы России приходится на проведение социальной политики. При этом, такие статьи, как охрана окружающей среды, культура и средства массовой информации не получают той государственной финансовой поддержи, которая им необходима.

Таким образом, с учетом сокращений 2016 года суммарный уровень расходов на человеческий капитал в 2017 году сокращается на 0,5% ВВП и продолжает снижать по прогнозам до 2019 года. К 2019 году сильнее всего сокращаются расходы на экономику, а также расходы на управление.

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы – налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины, поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников. По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты. Налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов. При этом в 2016 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 11,11 % ВВП, от других видов деятельности – 23,31% ВВП.

Повышение удельного веса расходов на социальную политику связано с нерешенностью проблемы реформирования пенсионной системы и потребует дополнительных решений в ближайшие годы.

Наиболее крупной расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга. Она составляет 20% всех расходов. Если учесть расходы на погашение государственного долга, рефинансируемые за счет новых займов, то совокупные расходы государства, направляемые в адрес его кредиторов, составляют более 40% расходной части бюджета. Это значит, что основной функцией бюджетно-налогового механизма в России является перераспределение национального дохода для обслуживания громадного государственного долга [23].

Одним из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране, а также сравнения ее с другими странами являются показатели «Ведения бизнеса», которые рассчитываются ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Динамика рейтинга «Ведение бизнеса» в России за период 2012-2016 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика рейтинга «Ведение бизнеса» в России

 
Позиция России в общем рейтинге «Ведение бизнеса»
в т.ч.
Налогообложение
Регистрация предприятий

Из данных таблицы видно, что налогообложение напрямую зависит от количества зарегистрированных предприятий. С увеличением регистрации новых предприятий, происходит увеличение налогооблагаемой базы, а следовательно и улучшение эффективности действия фискальной политики.

При этом в данном рейтинге оценка проводится по 10 направлениям государственного регулирования.

Индикатор «Налогообложение» предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в рассматриваемом году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов. По агрегированному значению индикатора «Налогообложение» за 2013 год Российская Федерация заняла 49 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам БРИКС (в среднем – 99 место), странам «Большой двадцатки» (в среднем – 67 место), странам ЕАЭС (в среднем – 64 место), странам ОЭСР (в среднем – 55 место).

Начиная с 2017 года Минфин планирует чистые заимствования на внутреннем рынке в 2017-2019 годах довести до 1 трлн. руб. Это вдвое больше чистых заимствований планируемых на 2016 год и существенно превышает заимствования на рынке за последние пять лет [25].

Теории экономического роста, основанный на зарубежном опыте показывают, что обеспечение устойчивой стабилизации и подъема возможны только при ориентации фискальной политики на стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Государство должно осуществлять госинвестиции, финансировать институты развития, государственные целевые программы научно-технического развития, стимулировать частных инвесторов для приоритетного развития высокотехнологичных секторов экономики, используя различные рычаги фискальной политики.

Реализация фискальной политики в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения

В настоящее время принято большое количество федеральных целевых программ, которые направлены на улучшение фискальной политики государства.

Для России в настоящее время гораздо важнее обеспечения сбалансированности бюджета переломить тенденцию замедления экономического роста путем государственного стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики. В действительности практика бюджетного планирования свидетельствует о многократном за последние годы сокращении финансирования государственной поддержки научно-технического прогресса.

В целях преодоления негативных тенденций в социальной политике необходимо усилить социальную функцию финансовой политики, превратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыночной экономики России.

Наши рекомендации