II. Закрепление изученного материала.
- Назвать итоги Первой мировой войны.
Примерные ответы обучающихся:
- В начале XX в. Россия была великой державой, военной империей, стремящейся к укреплению своих позиций и поискам новых сфер влияния.
- Экономика в годы войны переживает структурный кризис.
- Война ускорила модернизационные процессы и повела их по самому разрушительному пути.
- Война ослабила самодержавную власть.
- В годы войны нет вооруженных сил для подавления социальной напряженности тыла. Оружие оказывается у больших масс людей.
Домашнее задание: § 8-9, вопрос 8 (письменно), знать новые понятия, даты. Подготовить развернутый ответ на вопросы: «Причины и цели участников Первой мировой войны», «Каковы итоги войны для России?».
Урок 10 ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г.
Общие цели: дать обучающимся представление о событиях Февральской революции; о тактике политических партий; о деятельности Временного правительства.
Вспомогательные цели: определить предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. с опорой на материалы текста § 10; найти в тексте материал для сравнительной характеристики апрельского, июньского и июльского кризисов власти; с опорой на материал документов охарактеризовать роль армии в Февральской революции 1917 г. и назвать причины падения ее боеспособности.
Дополнительные цели: определить и проанализировать предпосылки и причины Февральской революции 1917 г.; участвовать в дискуссии о характере власти, установившемся после падения самодержавной монархии; выполнить сравнительную характеристику кризисов власти Временного правительства; анализируя материал документов объяснить позицию большевиков по отношению к Временному правительству; установить причины и цели выступления генерала Л. Г. Корнилова и охарактеризовать его последствия.
Основные понятия и термины: Временное правительство; Учредительное собрание; солдатские комитеты; Советы рабочих и солдатских депутатов, «революционное оборончество», Красная гвардия.
Важнейшие даты и события:
1917 г., 26 февраля (11 марта) - восстание в Петрограде; начало февральской революции.
1917 г., 2(15 марта) - отречение Николая II от престола. 1917 г., 1 (14 сентября) - объявление России республикой.
Исторические персонажи: Александр Федорович Керенский; Лавр Георгиевич Корнилов; Лев Борисович Каменев (Ро-зенфельд); Григорий Евсеевич Зиновьев (Радомысльский).
Оборудование: раздаточный материал «Манифест отречения Николая И», «Манифест Великого князя Михаила Александровича».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Назовите причины и цели стран-участниц Первой мировой войны.
- Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в Первой мировой войне?
- Каким было отношение к войне простого народа, разных политических партии?
- Можно ли утверждать, что власть в России с 1917 г. испытывала кризис? Ответ аргументируйте.
- Какие изменения произошли во внутренней обстановке России в результате ее участия в Первой мировой войне?
Работа с картой.
II. Изучение нового материала.
План
1. Падение самодержавия.
2. Создание Временного правительства.
3. Кризисы Временного правительства.
4. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
Падение самодержавия.
• Россия начала XX в. была страной, в которой сочетались черты высокоразвитого монополистического капитализма, раннего капитализма в городе и деревне и докапиталистических,
патриархальных отношений. Тугой клубок противоречий можно было или постепенно распутать (это путь реформ), или разрубить (революция).
- Какой вариант был нам более возможен в условиях Первой мировой войны?
• В 1917 г. газета «Новая жизнь» писала: «...тот, кто не хо
чет радикальных реформ, тот получает революцию».
Вопросы обучающимся:
- Какие реформы могли предотвратить развитие революции?
- Какое влияние оказала Первая мировая война на политическую, экономическую, культурную жизнь России, психологию народа, который, по словам русского философа С. Франка, «за калился в школе насилия, приобрел веру в насилие...»?
В тылу, особенно в больших городах, было напряженно, неспокойно. Начальник Московской охранки сообщал:. «Подобного раздражения и озлобления масс мы еще не знали...».
• Складывались условия для стихийного выступления на родных масс.
Вопрос обучающимся:
- Порассуждайте, была ли монархия в России обречена? Прокомментируйте следующие точки зрения.
• Самодержавие в России было тормозом на пути капиталистического развития страны, модернизации российского общества. Поэтому монархия была обречена.
• Если бы не произошло убийство Г. Распутина, то Февральской революции и падения царизма не было бы.
• Если бы не легкомыслие Николая II, его нежелание видеть, что страна катится к революции, и принять решительные меры, то революции не произошло бы. Почему монархия, как писал В. И. Ленин, «опрокинулась сразу»?
- Какие силы стремились «опрокинуть» или «удержать» самодержавие?
Подготовлен и проект будущей Конституции. Но без Учредительного собрания Временное правительство не хотело ничего решать, то есть не стремилось взять инициативу в свои руки.
Реальная сила находилась у Петроградского Совета, Временное правительство социальной опоры «в низах» не имело.
Из программы Временного правительства:
- амнистия политических заключенных;
- свобода слова, печати, собраний;
- отмена национальных и религиозных ограничений;
- подготовка к созыву Учредительного собрания;
- замена полиции народной милицией;
- выборы в органы местного самоуправления;
- невывод войск революционного Петроградского гарнизона на фронт;
- предоставление гражданских прав солдатам.
Порассуждайте:
- На какое развитие революции были направлены мероприятия Советов и на какое - Временного правительства?
- Как относились к решению важнейших вопросов революции в феврале-июле 1917 г. Советы и Временное правительство?
Прокомментируйте высказывание А. Гучкова: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Петроградский Совет».