Формы, методы и ресурсы лоббизма.

Лоббизм - Деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений

Выделяют три основных формы лоббизма: «прямой», «косвенный» и «внутренний».

Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам.

Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.

Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Методы лоббистской деятельности разнообразны:

- предоставление в органы государственной власти информации, документов и проектов решений по вопросам, находящимся в их компетенции;

- участие в обсуждении комитетами и комиссиями парламента, органами исполнительной власти лоббируемых вопросов;

- устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами государственных органов власти в целях представительства интересов клиента, в пользу которого осуществляется лоббистская деятельность;

- экспертиза проекта закона и иных нормативных актов и решений органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы.

Методы – подразделяются на

Ø Прямые (персональные визиты, письма, телефонные звонки, открытые парламентские слушания)

Ø Косвенные (через «друзей», помощников, чиновников среднего уровня, научные публикации и привлечение учёных, всевозможные кампании в СМИ, судебные процедуры)

Основным условием лоббизма является наличие достаточных ресурсов:

Ø Близость к лицу или организации, принимающим решение. Наличие институционального входа в структуры государственной власти. Ведомственный статус и политический вес государственных органов.

Ø Частный капитал – стратегичность позиции и качество менеджмента.

Ø Наличие квалифицированных экспертов, способных профессионально проанализировать экономическую политику, подготовить заключение к нормативным проектам. Этот тип ресурсов имеет первостепенную важность на Западе.

Ø Влияние на СМИ.

Ø

Способы лоббирования

• Непосредственный контакт с лицами, принимающими управленческие решения («обеды» - частные встречи)

• Предоставление информации (проведение экспертизы)

• Финансирование избирательных компаний

• Лоббирование в рамках идеологии «грасс-рутс» (способ воздействия, вовлекающий в процесс лоббирования членов/сторонников «организованных интересов»)

• Информационные кампании (способ воздействия на широкую общественность)

Возможности реализовать свой интерес или, по крайней мере, донести его до лица или органа, принимающего решения, зависят от наличия соответствующих ресурсов. В целом, их набор совпадает с общими ресурсами групп интересов, но, учитывая специфику действий лобби в процессе непосредственного воздействия на процесс принятия законов в парламенте или правительственных решений, эти возможности могут быть конкретизированы.

Во-первых, специфика лоббистской деятельности определяет особую значимость близости и регулярности личных контактов с государственными служащими и парламентариями.

Во-вторых, реализация интереса должна быть обеспечена наличием средств, достаточных для всех требуемых действий.

В-третьих, результативность лоббистского воздействия зависит от наличия ресурсов, позволяющих оказать политическое и экономическое давление в самом широком смысле (угрозы забастовок, манипулирование голосованием в парламенте, угрозы о прекращении перечисления налогов в федеральные органы и т.д.).

В-четвертых, нередко лобби достигают своих целей за счет влияния на средства массовой информации, широко используя их для формирования общественного мнения.

Позитивные последствия лоббизма

• Инструмент самоорганизации гражданского общества

• Расширяет информационную и организационную базу принимаемых решений

• Способствует нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при принятии управленческих решений

Негативные последствия лоббизма

• Проводник неправового воздействия (давления) на государственные органы

• Фактор развития и зашиты ведомственности, местничества, национализма

• Размывает стратегический подход при принятии госрешений, т.к. приводит к постоянному перераспределению бюджета, частой смены приоритетов

Развитие лоббизма в России.

Специфика лоббизма в России

Ряд факторов, характерных для большинства постсоветских стран, в том числе и для России:
- Неформализованный характер лоббистской деятельности. До сих пор ни в одной из стран СНГ не приняты законы о лоббизме.

- Отсутствие устоявшейся партийной системы. Основными структурными элементами политической системы выступают не партии, а кланово-номенклатурные группы и клиентелы отдельных политиков.

- Высокая значимость региональных кланов как политико-экономических игроков.

- Наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO).

- Значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы.

- Наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур, иногда созданное совершенно сознательно. Использование первым лицом технологии создания конкурирующих центров влияния и балансировки их ресурсов.

- Решающее формальное и неформальное влияние первых лиц государства (за исключением Украины).

- Непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях).

В процессе лоббирования в России необходимо учитывать:

- Актуальную расстановку сил кланов и групп влияния.

- Специфику формальных процедур принятия решений.

- Психологические особенности лиц, принимающих решения, и каналы поступления к ним информации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛОББИЗМА В РОССИИ

• Вариант А: лоббистские структуры – выразители интересов разнообразных бизнес и социальных групп

• Вариант Б: лоббистские структуры – монополисты и партнеры власти

Лоббизм в СССР и современной России. ***

Лоббизм в большинстве случаев носил закрытый характер (конкуренция была, но она была закрытой).

Были 2 особенности лоббизма в ССР:

1. Лоббизм осуществлялся через иерархически построенные цепочки свзей между промышленностью (и экономикой в целом), -- представителями этой промышленности (министерствами и ведомствами) и между соответствующими партийными органами.

(Напр. комиссия 100 наиболее важных строящихся военно-промышленных объектов).

2. Выделялись наиболее существенные сферы дя лоббирования (как правило, связанные со строительством). Это объяснялосьтем, что строительство давали возможность обналичить значительные суммы бюджетных средств:

а) Стройки были огромными (КАМАЗ, БАМ и проч.);

б) Оч трудно было проследить целевое расходование средств;

в) Как итог, можно было легко перевести бюджетные средства в наличные.

Поэтому любой регион (министерство) был заинтересован в том, чтобы именно ему предоставили право контроля за масштабными строительствами. При этом базовая стоимость объекта занижалась, а проектная мощность завышалась. В результате средства выделялиь сверх бюджета, нарушался закон.

Главный рекордсмен был КАМАЗ: стоимость объекта занижалась более, чем в 2.8 раза (около 2 млрд. дол.)

После того, как началась перестройка, многие руководители гос-венных и партийных структур были заинтересованы в том, чтобы контроль со стороны гос-ва был ограничен, было больше возможности спекулировать на стоимости предприятий и таким образом получать больше средств.

1991-1993 гг. называют "периодом дикого лоббизма": гос-во не контролировало экономических агентов, а те могли добиваться желательных для них решений гос структур через коррупцию: особенно интересовали народ налоговые льготы и льготы по внешней торговле.

Впоследствие акцент был перенесён со льгот (к-ые стало сложнее получать) на субсидии и дотации (кредиты) со стороны го-ва.

Лоббисты действовали через 3 осн формы:

1. Прямой лоббизм -- д-ть той или иной коммерческой структуры осуществляется непосредственно внутри органа власти (напр. ч-к является замминистром, депутатом, членом аппарата бюджетного комитета гос думы и может в ракмах своей деятельности учитывать интересы "своей" коммерческой орг-ции);

2. Косвенный лоббизм -- д-ть разных субъектов (комитетов, согласительных комиссий), когда обсуждаются различные варианты тех или иных законопроектов с привлечением экспертом, и через эти обсуждения происходит воздействие на ЛПР;

3. Внешний лоббизм -- попытка привлечь общественное воздействие на органы гос власти (прежде всего через СМИ). С помощью подконтрольных СМИ акцентируется внимание либо на самой проблеме, либо на желаемом (нежелаемом) способе её решения.

Считается, что последний способ лоббизма в России наименее популярен (в отличие от других стран).

Специфика Российского лоббизма заключается в:

а) том, что в основном это лоббизм в исполнительных органах власти;

б) Как правило, лоббизм в России носит закрытый характер (что напрямую связано с коррупцией). В основном, это прямая форма лоббизма;

В публикуемых "Независимой газетой" списках наиболее влиятельных лоббистов попадаются руководители администрации президента, ключевые министры, руководители ведущих комитетов гос думы -- т.е. люди, непосредственно включённые в процесс принятия решений.

(Они не лоббисты в чистом смысле этого слова: они не влияют на ЛПР, а сами таковыми являются).

в) Особенности правового регулирования. Было несколько попыток принять закон о лоббизме (наиболее активно в 1995 г.) -- была предпринята попытка легализовать лоббизм по американскому образцу: заставить лоббистов регистрироваться в той гос структуре, где они непосредственно действуют в обмен на некие привилегии, связанные с плоучение к.-либо инф-ции.

Этот законопроект был провален (ещё до первого чтения: поскольку ни одна из сторон -- ни крупный российский бизнес, ни гос-во -- не было заинтересовано в подобного роад нововведениях).

г) Лоббизм в настоящее время осуществляется на персональном уровне -- успользуются межличностные отношения, оч незначительная роль ассоциаций лоббирования.

.

Наши рекомендации