Особенности лоббизма современной РФ

(Вебер выделяет аристокрастические группы, группировки, но это еще не групповой подход , но он ввел опрделяющие понятия). В 60-е годы 17в. появляются группы «групповой подход» - виги и тори.

В 18 в. Появление политических клубов, группы давления якобинцы, кордильеры (партиями их еще нельзя было назвать)

Устоялость мнений о том,что надо готовить государственных служащих Алексис Детопфиль. Ткань гражданского общества состоит из множества групп интересов, регулятором которых являются сами интересы, это определяет политический характер.(групповой подход)

Процесс управления.Исследования социальных давлений, в 1908г.Артур Бендли заложил основу группового подхода. Родоначальник группового подхода. Групповой подход означает До настоящего времени существуют различные мнения о том,что есть группа интересов и политическая партия и все, на самом деле групповой подход к политике.

Проблема реального осмысления Групп интересов в 20в. Начиная с чикагской школы стала подготавливаться база для поведенческой революции (представители этой школы стали менять предмет политической науки и этим предметом (усложнение политических процессов и социальной структуры привело к осмыслению других процессов).

Группы интересов – (ткань гражданского общества)ю когда мы говорим о гражданском обществе, то оно должно быть самоорганизовано. Чем больше групп интересов, тем выше уровень гражданского общества

-самоорганизующиеся ассоциации граждан, направленные на выражение и представление их интересов во взаимодействии с другими подобными группами и институтами политической власти. То, что они выражают и представляют интересы только этой группы и одновременно взаимодействие с другими группами и с элементами полит. Власти. Из этого следует различие между партиями и группами, партия выражает интересы части общества, она ставит задачей завоевание политической власти, поэтому неверным является утверждение,что группы интересы и группы давления – это одно и то же. Группы интересов непосредственно не включены в политическую систему. В той мере, какой группой интересов участвует в политической системе, в той мере мы можем говорить о группе интересов, как о политическом институте.Они затрагивают интересы частной жизни граждан, но частная жизнь затрагивает публичную.

Группы давления –это специализированная группа интересов, ставящая задачу оказать давление на органы политической власти с целью принятия, либо непринятия того или иного политического решения.Отличие в том,что группы давления всегда вписаны в полит систему, они являются участником в принятии политических решенй.

Чем больше этой ткани общества, тем больше общество интегрировано и диференцировано.

Различия между группой давления и политической партии. Группа давления бывает в десятки раз богаче полит. Партии.

Существует групповой подход.Группы интересов бывают разных видов –группа давления и группа политической власти.

Функции групп интересов:

-функция артикуляции интересов. Беспокойство о своей социальной базе

- профсоюзы могут быть и группой интересов и группой давления

- интеграция общества. Проводит социально-исследовательно-политическую стратификацию общества.

-функция политической активизации или политической мобилизацией общества. Политической социализации. Структурирование общества по группам интересов и их борьба с институтами власти.

-Формирование повестки дня для политической партии.

Типология групп интересов. Существуют разные типологии:

-делит группы интересов по характеру организации упорядоченная и неупорядоченная Неупорядоченная – формально неорганизованная. Эти группы мало что значат, но являеются сигналом. Неформальные группые(ассоциативные) – организованные на психологическом уровне.

Организованные – это группы институциональные различного рода представительства республик, компаний и т.д. весь комплекс формально-организованных групп упорядоченный во всех сферах жизнидеятельности общества – социативные группы

По сферам жизнидеятельности: экономические, молодежные, спортивные, политические.

Плюраллизм и компаративизм в политическом процессе, как форма политического представительства интересов. Существуют различные виды этогопредставительства на групповом рассмотрении.

Плюрализм – данная политическая система сознательно ставит на участие в политическом процессе беспредельно количественное множество групп интересов, исходя из того, что чем больше групп интересов, тем меньше возникает способность развития в данной полит. Системе авторитарных систем. Принципы равных возможностей.Эффективно действующее гражданское общества. В политической системе должно быть множество фракций.

В России ассиметричный федерализм.

Корпоротивизм – само слово корпорация связано со средневековыми корпорациями-взаимоотношение политической системы с различными социальными общностями данной политической системы. В отличие от плюрализма, корпоративизм предполагает максимальное уменьшение групп интересов, совокупность небольшого колиества групп интересов, представленоого корпорациями, которые оражают интересы своих корпораций.

.свойство

-он предполагает согласование, компромисс корпораций с политической властью по поводу интересов

-характерно для Скандинавских стран

Модели:

Трипартизм – соглаование интересов на уровне государства (например Газпром вырабатывает свою позицию по отношению к своим работникам как работадатель и выходит на уровень государства,где представлены профсоюзы).Согласование интересов государства, профсоюзов и работодателей.

Отраслевой уровень, когда отрасль борится за свои интересы, представляя их в институтах власти (в промыщленной палате, в российском союзе промышленников и предпринимателей, общественная палата)

Спонсируемый корпоративизм – корпоративизм отдельных компаний, которые имеют обязатеьно отдел по связям с общественностью (спонсирует, устанавливает контакты непосредственно с институтами власти, лоббистская деятельность).

Механизм лоббистской деятельности

Лоббизм пришло в полит публицистику с 16-го века. Лоббизм нельзя путать с группами давления, для того,чтобы произошел лоббизм необходима группа давления – это деятельность групп давления,направленная на органы политической влпасти с целью принятия или непринятия политического решения. Когда мы говорим о лоббистской деятельности мы подразумеваем не только наличие интереса мотива, но и наличие огромных ресурсов. Лоббизм и коррупция как две стороны одной монеты, потому что лоббизм – это неплохо, это нормальное явление в демократической системе, это механизм выражения интересов граждан. Понятие отката за что –либо – это может быть только в той стране, где коррупция становится системной, политической, тогда это явление разъедает полимтическую систему изнутри.

первый закон о лоббизме, который распространялся только на законодательную ветвь власти (на конгресс сша), затем второй закон о лоббизме распространялся на исполнительную ветвь власти и судебную. Англо-саксонская модель. Лоббист – это профессия.

Вторая модель лобизма – контенентальная (европейская), ее особенность в том,что в европе нет законов о лоббизме, но существует система отраслевых советов прои системе, ведомстве, президенте и т.д. По существу они являются лоббистскими группировками. Деятельность лоббизма – это открытая форма сотрудничества на паритетных основаниях. Это все делается на законном основании (в германии есть регламенты поведения депутатов парламента) Возможность и реальность обмена между обществом и институтами власти,которая создает форму контроля.

Лоббизм запрещен по определению, карается законом (в Италии,Индии)
Модель трипартизма, свойственная скандинавским странам.

Существует три основных вида лоббизма:

-внутренний лоббизм

-внешний лоббизм

-встроенный лоббизм

Конторы внешнего лоббизма иногда полезней для крупных компаний, которые не хотят вмешивать в свою компанию чужих людей, раскрывать секреты своей компаний и механизмы функционирования.

Встроенный лоббизм – это когда заинтересованные богатые люди обеспечивают прохождение к власти своих представителей, в основном в законодательную власть.

Любая полит система представляет собой точки доступа – это личности, механизмы (процедуры прохождения закона), полит институты, которые имеют возможность влиять на принятие или не принятие тех или иных полит. Решений. Лоббист выходит на точку доступа (где существует аналитическая служба). Точка доступа – это такой индивид, механизм и институт,который уже проверен аналитической службой. Очень важно найти точку доступа в гос.думе, но и в исполнительной власти, при этом мы должны создать железный треугольник (когда точка доступа законодательной власти, смыкается с т.д. в исполнительной власти в группах давления). В США кадровые партии, эта система железного треугольника очень хорошо исполняется. Где кадровые партии, там лоббизм принимает классическую форму, например, форму железного треугольника. Это механизм идентичен в любом кокусе (табачном, шоколадном и т.д.)

Особенности российского лоббизма. У нас лоббизм нецевилизованный, у нас нет законодательства, но есть отдельные моменты в законе касательно этой деятельности, что дает широкий простор для сосздания огромного лоббизма. Закон поступает один на входе, а выходит совершенно другой (в законе уже есть коррупционная составляющая). По своей природе возникновения, формирования очень много криминальной состовляющей и в лоббистской деятельности она очень весома.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Структура властных отношений включает в себя субъект-субъектные отношения, а эти отношения мотивируются ценностными системами, опирающимися на ресурсы. Властные отношения еще характеризуют способы реализации власти. Чем менее образованная страна, чем больше она относится на переферии к развивающимся странам, то можно принять любую конституцию и она не будет работать.

1. Понятия структура и формы функционирования политического процесса.

2. Субъекты политического процесса и формы их политического участия

3.Типология олитических процессов

4. Особенности политического процесса современной России.

Дефиниция политический процесс – это одна из важнейших категорий в политической наукой. Обычный подход, представление о политическом процессе,который уравнивается с понятием «политика», это публицистический подход. Политика и политический процесс находятся в причинно-следственных отношениях. Второй подход связан с поведенческой революцией (она сделала акцент на предмете политического знания, политическое поведение граждан) – результирующее взаимодействие политических воль, интересов, стремлений.Политический процесс – броунада внутри политической системы,которая по существу представляет собой технологию политической власти. Политическая социология изучает как раз политический процесс, технологию политической власти. Системный подход о политическом процессе. По Истону политический процесс – это реакция политической системы на влияние внешней среды,с целью принятия политический решений в интересах наиболее значимых групп давления или групп интересов (т.к. политическая система постоянно требует баланса сил между обществом и политической системой). Конфликтный подход (Маркс,Дариндорв). Политический процесс, как взаимодействие структур, политических институтов с различными социальными общностями,которые выполняют определенные роли (По Алмонду)

Промежуточное определение полит процесса – совокупность взаимодействий политических субъектов с т.з. своих конкретный интересов, в ходе которых происходит процесс формирования, функционирования и развития полит. Системы. Главное в политическом процессе то, как она возникает, функционирует и развивается. Содержание политического процесса отвечает на два вопроса:

-Как общество формирует эту власть и влияет на нее?

-Как политическая система завоевывает общество?

А это пространство между политической системой и обществом мы называем технологией политической власти.

Практически политический процесс последовательная смена различных фаз в развитии политического процесса с различными субъектами, а эти фазы предстовляют различные этапы прохождения политического процесса.(вертикальное рассмотрение)

Избирательный процесс – это избирательная система, которая состоит по горизонтале из целого ряда моментов, которые прописаны в законе.

Политический процесс можно рассматривать на макроуровне, взаимодействии политической системы и гражданского общества

На среднем уровне политический процесс рассматривают по частям. Рассмотрения политической системы местных органов.

Можно рассматривать политический процесс, беря конкретно одну составляющую (выборы, социальная политика в определенном регионе).

Субъекты политического процесса – социальные субъекты (личность, группа, класс, элита), институциональные (государство, полит партии, группы). Политическое участие различных субъектов в политическом процессе – это действие участников политического процесса, направленное на оказание влияния с целью принятия или не принятия того или иного политического решения. (это дефиниция) .Хантингтон выделяет два вида политического участия:

Автономное (самостоятельное), когда личности участвуют в полит процессе без мобилизации.

Мобилизованное участие, такое участие политсубъектов, которое мобилизуется через мобилизационныю и манипулятивную систему.

Использование различных манипулятивных технологий.

Конвенциальное (согласительное), которое определено нормами, по согласию. Неконвенциальное – это масса различных форм политического участия от митингов, протестов, а кций самосожжения и т.д.

Типология политических процессов

Есть базовые политические процессы и есть периферийные. Базовый процесс – механизм формирования политический власти, господства и подчинения, а относительно базовых процессов есть и перифирийные. Перифирийные означает, что в политической системе есть целый ряд бруонады, и они не влияют на политический процесс.

Внутрисистемные процессы и внешнеполитические процессы. Демократические процессы и недемократические процессы. Революционные процессы и эволюционные процессы.Стабильные/нестабильные процессы. Открытый и теневой процесс.

Особенности политического процесса в современной России.

Типологию повернуть на процесс в России.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тот механизм,который заводит государственный механизм, центральное плитическое звено.

1.Понятие, основные этапы и субъекты гос управления

2. Основные этапы принятия гос. Решений

3. Модель гос-го управленческого цикла

4. Фактор влияющий на характер и тип гос управления

Политическое управление- один из типов социального управления. Мы предполагаем,что отношения субъектов по поводу власти предполагают обратную связь. Отношение влысти и обратной связи. Гос управление разбивается на 2 блока: государственная политика (как развивается власть? Способы реализации политической власти (административные методы, технология власти), политические режимы

Государственное управление – это прежде всего организованный процесс руководства, регулирования, контроля со стороны государственных органов за всеми сферами общественной и государственной жизни.

В системе управления в общем и в системе управления в частности нужно определять точку, в которой управление начинается. В обществе масса отношений и по горизонтали и по вертикале,но не всякие политические отношения относится к государственному управлению.Государственное управление начинается с момента принятия политического решения. Само решение состоит из выбора различных альтернатив. Мы можем выделить основные этапы гос управления:

- формирование субъекта гос управления

-после интситуализации этих субъектов происходит разработка полит курса, принятие гос решений и их реализация

-использование различных процедур и методов, то, что связано с понятием политических режимов. Методы администрирования

-контроль и арбитраж за выполнением гос решений. Регулятор

Чисто дикларативна субъектами гос управления явл. Государство с совокупностью всех своих гос органов (законадательна, исполнительная судебная, а если государство федеративное, то добавляются региональные государственные органы)

Подходы и способы формирования политических субъектов.

-Граждане принимают участие в политической системе в формировании институтов власти через идею политического представительства. Они формируют институты власти. Политическиеэлиты (Моско, Парето, ранее Монтескье)

-корпоротивистский – принцип согласования интересов, наиболее ярко выраженный трипартизм, где между работодателями, трудящимися и государством принимается сог7лашение.

Плюралистический подход – установка ставится на равные возможности в политическом процессе различныхгруп.

Партификаторный – формирование институтов власти, где установка делается на дробление, сами институты формируются снизу вверх, жесткая вертикаль власти.(Бакунин, Кропоткин)

В выше сказанном речь идет о запуске политической системы, которой управляют живые люди, политическая элита.

Когда мы говорим об элитизме, мы говорим о процессе гос управления. Есть правящая элита, экономическая элита, духовная и т.д. .политика Бурдье – все ,что он представлял состоит из элит

Разрабатывает гос курс и принимает альтернативную концепцию гос решений – правящая элита. Помимо правящей элиты существует бюррократия. В России бюррократизированная система.

Принятие гос. Решенй и реализация решений.

Как принимается гос решение. Обычно выделяют 5-6 пунктов принятия плит. Ршений. В процессе функционирования политической системы происходит артикуляция интересов и происходит возможно и агригированиеинтересов.Массы, граждане артикулируют эти интересы, создают какие-то информационные фонды и если интресы становятся общезначимыми, то политические партии используют их в своих программах

Для того,чтобы взглянуть на проблему с разных сторон существуют в политических системах различные аналитические службы.Блок аналитическая служба – это один из основных компонентов гос управления. Гос управления начинается с момента выбора одного из вариантов решения.

5 блоков принятия политических решений

- появление повестки дня. Существует очень много артикулированных интересов, но не все они становятся событиями, проблемами, из них главные отделяются и формируют концепцию политики

-взвешиваем и анализируем со всех сторон возможности принятия одного из нескольких вариантов

-Выбор и принятия политических решений

-реализация политических решений

-контроль и арбитраж

Способы и методы достижения поставленых целей – политические режимы

Управление начинается с принятияодного из альтернативных решений, но всякое управление предполагает отклонкние от принятия этих решений.

Методы:

Метод консенсуса, когда принимается очень ответственные решения межгосударственного и государственного уровня. Самый тяжелый и ответственный метод. (единогласное принятие решений)

Процесс голосования. Обычный способ принятия решений. (Принятие законов Думе, через электронное табло)

Модель госупраления.

Когда возникает в политической системе какая-то проблема на уровне артикуляции, то соответствующая группа интересов и политические партии начинают выбирать из этого то, на чем они будут делать политику. Во всех институтах существуют аналитические службы, которые занимаются этим вопросом.

Блок анализатора существует в политиеской системе по определению, который связан со всеми блоками. Важнейший блок в управлении, но управление здесь еще не существует.

Те программы, с которыми шли кандидаты превращаются в альтернативную концепцию политики.

Если принимается закон в парламенте, то президент реализует его. Для этого существует блок привода. Ресурсы для выполнения закона начинает реализовывать исполнительная власть. Для того,чтобы образ кандидата запомнился, надо минимум 7 различных рекламных продукций.

Привод – это организация принятия в жизнь конкретной политического решения до последней инстанции .

Просчитываются краткосрочные, долгосрочные прогнозы развития и решения той или иной проблемы. Это обязательная атрибутика любого управления, в т.ч. и государственного.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Наши рекомендации