Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Государственная служба - Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные (выборные) должности на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 )
Гражданский служащий - Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ
Государственная гражданская служба
• Федеральная государственная гр. служба
• Региональная государственная гр. служба
Закон 2004 года был ориентирован на государственную и гражданскую службу «Государственная гражданская служба».
Продолжение и развитие положений закона «О системе государственной службы Российской Федерации».
o Сист. набора на госслужбу: политические назначенцы, по конкурсу. Существует резерв госслужащих
o Подробное описание сист. Оплаты госслуж.
o Установление жесткой дисциплины – служебный регламент
o Оценка по результатам
o Правовая защищенность института гос. служащих
o Поступление на госслужбу – не менее 18 лет, уход на пенсию – в 65
o Заключение «служебного контракта» ~трудовой договор
o Способы продвижения по службе: аттестация (сохранение, повышение, понижение должности), квалификационный экзамен – возможность получить классный чин
o NEW! Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
o NEW! Индивидуальные служебные споры
Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем
нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее -
органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
Системы оплаты труда по 79 ФЗ
• В форме денежного содержания
• В форме единого денежного вознаграждения
• В особом порядке в зависимости от эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего при срочном контракте
Третий способ практически не используется (нет необходимой норативной базы). Эта система может использоваться для выполнения конкретных разовых работ с явным финансовым результатом (приватизация госсобственности, проведение конкурсов, представление интересов в суде). Для таких работ лучше использовать аутсорсинг.
Каков «среднестатистический» гражданский служащий?
• Средний возраст 41,5 г.; увеличивается с 34 лет для специалиста 1-2 категории до 47 лет для руководителя органа
• Женщины составляют две трети. На всех уровнях, кроме руководителя органа, женщин больше, чем мужчин, в 1,5-4,2 раза. Среди руководителей органов мужчин в 1,5 раза больше
• Высшее образование - 88,6%, ученая степень - 3,6%
Содержание и структура административных процессов.
Два типа адм.процессов
А. Государственное регулирование
(государство – общество)
Б. Использование административных инструментов для трансформации целей организации к задачам конкретных государственных служащих.
Приоритетные процессы взаимодействия государства с обществом:
• Уплата налогов, проведение налоговых проверок
• Установление тарифов, квот
• Предоставление радиочастот
• Уплата таможенных платежей
• Осуществление оперативно розыскных, патрульно-постовых операций
• Регистрация (недвижимости, ТС)
• Призыв в армию
Процессы федерального уровня
Сконцентрированы, в основном, на контроле доступа к той или иной деятельности – лицензирование
Наименее регламентированные и наиболее коррупциогенные функции: правоохранительная, налоговая и таможенная (оказываются территориальными подразделениями ФОИВ)
Процессы регионального уровня
Специфика:
• доминирование исполнительно-распорядительных процессов, процессов предоставления услуг и уменьшение доли процессов выработки политических решений, разработки нормативных правовых актов
• преобладание процессов, связанных с ограничением доступа к ресурсу (жилищному, земельному)