В последующем были приняты Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.).

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2).

Все лица, занятые в деятельности государственных органов, закон разделяет по должностям на три: «А», «Б», «В».

К категории «А» относит лиц, которые непосредственно (т.е. лично) исполняют полномочия государственных органов - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные в реестре государственных должностей в Российской Федерации.

К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

В категорию «В» входят лица, занятые в государственном органе для исполнения и обеспечения их полномочий - секретари, курьеры и другие (ст. 1).

К государственной службе относится, однако, деятельность лиц не всех трех категорий, а только категорий «Б» и «В» (ст. 2).

Лица категории «А», как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия - руководящего и направляющего значения.

Такой подход закона к очерчиванию сферы государственной службы - новый в нашей правотворческой и практической деятельности, свидетельствует о более узкой целенаправленности государственной службы.

Основные признаки государственного служащего:

ü он действует при исполнении своих служебных полномочий по поручению государства и от его имени.

ü каждый из них занимает государственную должность, учрежденную государством.

ü оплата труда государственного служащего по нормам и формам, устанавливаемым государством.

Классификация государственных служащих:

ü по роду их деятельности;

ü по признаку объема должностных полномочий.

Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы:

1. служащие в государственном аппарате,

2. военнослужащие.

В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп.

Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся:

ü служащие в органах представительной власти,

ü служащие в органах управления,

ü судьи,

ü работники прокуратуры и т.д.

Военнослужащие подразделяются

ü по видам и роду вооруженных сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.),

ü в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и др. структурах).

Классификация государственных служащих по объему должностных полномочий:

ü руководители (относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители);

ü специалисты (основной состав) - относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учетно-бухгалтерских подразделений и т.д.;

ü вспомогательный персонал - относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа (организации), но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.

По признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера.

ü служащие, наделенные полномочиями распорядительного свойства, т.е. полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д.

ü служащие, таковыми полномочиями не наделенные.

Наши рекомендации