Реформа государственной службы РФ.

Процесс реформирования государственной службы был начат в 2003 году с принятия ФЗ «О системе государственной службы РФ», который заложил новую модель правового регулирования государственной службы РФ посредством разделения ее на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную.

1 февраля 2005 года вступил в действие ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», существенно меняющий сложившуюся модель государственной службы. В частности, введены новые категории должностей гражданской службы (более точно отражен характер разделения политико-патронажных и административных функций в государственном аппарате), классные чины гражданской службы и порядок их присвоения (через квалификационный экзамен), расширен и конкретизирован перечень правоограничений и требований к служебному поведению гражданских служащих, введено понятие конфликта интересов на гражданской службе, конкретизированы условия и порядок проведения конкурса для замещения должностей гражданской службы, аттестации гражданских служащих, их переподготовки и повышения квалификации. Детальным образом отрегулированы особенности заключения служебных контрактов, их содержание и изменения. Точно определено понятие «кадровая работа» на гражданской службе, уточнены социально-правовые гарантии гражданским служащим. Введено понятие должностного регламента гражданского служащего, детализированы порядок наложения дисциплинарных взысканий и служебных проверок, предусмотрено создание комиссий по служебным спорам, служебному поведению и конфликту интересов. Введена возможность более гибкой и дифференцированной оплаты труда гражданских служащих. Все эти законодательные новеллы призваны сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих – эффективными исполнителями функций государства. В этом основное значение реформы государственной службы для административной реформы.

Однако, будучи концептуально более проработанной и нормативно обеспеченной, чем реформа органов исполнительной власти, реформа госслужбы столкнулась с тем же комплексом проблем. Главные из них – отсутствие координации при проведении изменений и затянутость самих инноваций, в результате чего институциональные нестыковки и явное запаздывание с нормативным обеспечением осуществляемых преобразований приводит к девальвации уже принятых мер и введенных норм.

Государственная служба - Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные (выборные) должности на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 )

Развитие госслужбы

• Совершенствование системы управления госслужбой

• Улучшение элементных составляющих госслужбы (кадрового состава, технологий и методов кадровой работы)

• Повышение эффективности госслужбы и результативности служебной деятельности

• Взаимодействие госслужбы с обществом (повышение открытости и подотчетности гр.обществу).

Основные направления реформ государственной службы:

1. Приватизация, решение финансовых проблем государственного сектора:

ü Передача государственной собственности в частное владение.

ü Заключение контрактов с частными компаниями на выполнение услуг, раньше выполнявшихся государством, конкурентное начало, тендер.

ü Разделение функций формирования политики и осуществления государственного управления и удовлетворения потребностей клиента.

Сведение агентств, комитетов, министерств и т.д. к 3 основным органам:

1. Министерство – разработка.

2. Государственный надзор.

3. Службы/агентства – как государственные, так и коммерческие, нет чётких функций контроля.

2. Децентрализация.

ü Автономия – передача части полномочий от центральных органов в региональным и местным.

ü Самоуправление – использование собственных ресурсов для выполнения возложенных на определённый уровень управления задач.

Финансовая самостоятельность и ответственность за решения могут эффективно внедряться только в сочетании с децентрализацией.

3. Внедрение качественного менеджмента в государственную службу.

Действия служащих оцениваются по 3 основным критериям:

ü Характеристика (выявление основных областей деятельности).

ü Стандарты.

ü Оценка клиента (количественные и качественные показатели).

4. Развитие человеческих ресурсов – подготовка, стимулирование карьерного роста, пенсионное обеспечение.

5. Внедрение контроллинга, то есть системы планирования, регулирования, контроля с использованием, в том числе и рыночных механизмов.

17.Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» - 2003 г.

Государственная служба - Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные (выборные) должности на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 )

Статус государственного служащего предполагает:

- во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части;

- во-вторых, наличие правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа и тем самым от лица государственного интереса;

- в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятель-ности в формально-процедурном отношении с довольно широкой возможностью принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм; наконец,

- в четвертых (но отнюдь не в последнюю очередь по важности), принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах, что предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных государственно-властных полномочий и тем самым более значительной, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, повышенной ответственности за их состояние.

Государственная служба

• Гражданская

• Правоохранительная служба

• Военная служба

Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды

государственной службы:

■ государственная гражданская служба;

■ военная служба;

■ правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную

государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем

внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной

гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое

регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

И в законе об основах гос службы, и в законе о системе гос службы подчеркивается значение государства как нанимателя. В начале государственный служащий зависел от руководителя. Ст 10 п 3 «о системе».

Наши рекомендации