Политическая власть и политические режимы
Одна из существенных черт политической власти – методы, которыми пользуется центр в принятии решений (форма правления не синоним форме государства). Сегодня не так важна форма государства (монархия или республика), но какими методами управляется общество, насколько власть озабочена проблемами своих граждан, уважает их права и интересы.
Политический режим- система методов осуществления властных полномочий и функций, уровень обеспечения властью прав и свобод граждан.
Критерий - насколько жестко государство осуществляет свои властные функции, какой уровень насилия принят в обществе и каков объем государственного контроля над жизнью граждан.
Тоталитарный режим- граждане целиком и полностью подчинены центру, сосредоточившему в своих руках политическую, экономическую, социальную, духовно-идеологическую и т.д. власть. Тотальный контроль над всеми сторонами жизни общества, их жесткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения.
Термин ввел в 1925г. Бенитто Муссолини (лидер итальянских фашистов).
Он имеет свои исторические предпосылки и идеологические корни. Идеологические корни – утопическая мечта человечества о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Тоталитарная утопия закономерно превращается в единственную истинную идеологию.
К психологическим корням тоталитаризма Фрейд относил механизм инфантилизма (фиксация, застревание личности на детской стадии психологического развития). Взрослый человек в стрессовой ситуации, подобно ребенку, делегирует свои права всемогущей сакральной власти, отождествляемой с Вождем-Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме любви к диктатору.
Тоталитаризм - феномен 20 в. В его становлении и развитии большую роль играют массовые политические движения. Предшествовавшие диктатуры, как правило, имели узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с политической активизацией масс и ей же обусловлено. Немалую роль сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения, подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Два события начала 20в. породило полное господство государственной власти над человеком:
· усиление социального контроля благодаря развитым средствам транспорта и связи;
· создание новой виртуальной реальности (СМИ), которая позволяет манипулировать общественным сознанием через непосредственное обращение вождя к массе;
Тоталитаризм- это реакция общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренные изменения устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождает стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующий быстрое решение сложных социальных проблем. Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из атомизированных индивидуумов, лишенных собственности, независимости и собственного «я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (Х. Арендт). Парадокс тоталитаризма в том, что его творцом (в отличие от прежних диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.
Другой причиной, обуславливающей появление тоталитаризма, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф.Хайек).
Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в отельном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам личности, хилиастические утопии о построении нового общества.
В 1956г. Збигнев Бжезинский и К. Фридрих сформулировали свои признаки тоталитаризма. Общий лозунг режима: «Все что не разрешено, то запрещено». Тут их чуть больше:
1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Она обязательна для всех и охватывает все стороны жизни общества – мораль, экономическую деятельность, социальные отношения, политические нормы- все подчинены идеологии. Принудительная идеологизация всех сторон жизни -духовная сфера, нетерпимость к инакомыслию, борьба с идеологическими противниками;
2. Монополия на власть единственной массовой партии, строящейся по олигархическому принципу и возглавляемой харизматическим лидером. Партия поглощает государство, выполняя его функции. Сращивание правящей партии и государства, всемогущество власти. Населению отводится роль поддержки генеральной линии партии. Субъектом власти выступает особый клан партийной верхушки (номенклатура), монопольно распоряжающийся государственными ресурсами;
3. Монополия партии на СМИ. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствам массовых коммуникаций.
4. Оптимистическая вера в возможности человеческого разума, отождествление общества, несмотря на его сложность, с относительно простой организацией. Вывод - обществом можно управлять, как организацией, чисто административными методами, игнорируя обратные связи внутри социума. Развитие горизонтальных структур не приветствуется;
5. Централизованный контроль экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Практически полное огосударствление экономики, замена рыночных отношений и конкуренции на командно-административные методы управления в форме планирования на уровне государства. Непримиримое отношение к частной собственности, тунеядству, нетрудовым доходам.
6. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, классы, этнически группы. Репрессивный характер режима, карательные органы подчинены правящей партии;
7. Создание нового типа личности, преданного партии и правительству, что означает подавление индивидуальности, творческого начала, превращение человека в средство достижение далекого и прекрасного будущего.
Чем меньше степень свободы и простора для деятельности, тем чаще общество сталкивается с необходимостью изобретать механизмы уклонения от бесконечных запретов. А это дает власти возможность постоянно пользоваться репрессивными мерами, в первую очередь, по отношению к политическим оппонентам.
Принято выделять две разновидности тоталитаризма - левый и правый. Левый возник в коммунистических странах. Правый сформировался при фашистских режимах Италии и Германии.
Авторитарный режим
Он занимает промежуточное положение. Этот режим характеризуется монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.
С тоталитаризмом его роднит жесткий контроль над политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти; с демократией - невмешательство государства во внеполитические сферы (экономику, личную жизнь).
Его особенности:
1. монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;
2. существование неполитических структур, например союзов промышленников, предпринимателей, профсоюзов и т.д.;
3. неограниченность власти в уках одного субъекта (лицо или группа), неподконтрольность власти народу, она принимает законы по своему усмотрению. Граждане либо отчуждены от власти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решений;
4. власть требует от подданных профессионализма и послушания. Она озабочена обеспечением собственной безопасности, охраной правопорядка, борьбой с организованной преступностью, коррупцией и т.д.;
5. фиктивность многопартийной систем, возможность демократических процедур, в частности выборов и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости результатов. Нецелевое использование бюджетных средств в интересах кандидатов правящей элиты. В случае необходимости конкурентная электоральная борьба подменяется прямым назначением должностных лиц на государственные посты. Или подтасовка результатов выборов- неважно, как голосуют, но важно, как считают. Отчуждение власти от общества.
6. широкое использование в качестве идеологического прикрытия таких тем, как интересы страны, экономическая стабилизация, общечеловеческие ценности, права человека и т.д. (политическая демагогия);
Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии, олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового времени, военные диктатуры и т.д. В настоящее время представлен в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и латинской Америки.
Причинами его воспроизводства являются:
· сохранение традиционного общества с ориентацией на привычные устойчивые формы социальной жизни и авторитеты (харизма лидера или военное положение, кризис в стране)
· воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ,
· сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры, что означает отсутствие у населения ориентации на активное воздействие на политическую систему,
· значительное влияние религиозных норм (ислам, буддизм, конфуцианство) на политические ориентации населения
· экономическая отсталость
· неразвитость гражданского общества
· высокая степень конфликтности общества
Различные типы авторитарных режимов
1. военный режим – власть принадлежит либо военным, либо они стоят за фасадом гражданского правительства. Для него характерна сильная персонализация власти ( режим Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде). Военный или преторианский режим чаще всего возникают в результате государственного переворота. Причина- кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами. Социальные предпосылки военных переворотов – преторианское общество: отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок по поводу правил игры, острый конфликт в связи с распределением власти и ресурсов между основными политическими силами, резкая социальная поляризации общества, низкий уровень легитимности и институализации власти. Установление таких диктатур обычно сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, запретом любых оппозиционных парий, концентрацией исполнительной и законодательной власти в руках военных. Ее отличительная черта- размах террористической деятельности, которую едут армия, полиция и спецслужбы; экономическая неэффективность; хроническая инфляция, экономическая неуправляемость, политическая коррупция. Чаще всего эти режимы не решают социальные проблемы и не могут обеспечит себе поддержку, связанную с институализацией и легитимизацией политической власти. Еще одно слабо место- административный стиль принятия решений.
2. авторитарно-бюрократический режим – Г. О`Доннелл. Власть осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил: бюрократия (технократы), национальная буржуазия (которой принадлежат основные национальные компании и одновременно связанные с иностранным капиталом), и военные. Он ставит перед собой две основные цели – восстановление стабильности и порядка и нормализация экономики. Исключительная роль у армии и спецслужб (Чили при Пиночете, Испания времен Франко). Для достижения поставленных целей применяет жесткие методы: исключение масс из политической жизни, понижение социальной и политической активности до минимума через ликвидацию гражданских и политических прав, перекрываются все каналы представительства социальных интересов, экономика оздоравливается с помощью шокотерапии (сокращение государственных дотаций в убыточные сектора экономики, массовое банкротство нерентабельных предприятий, активная приватизация государственной собственности, урезание социальных расходов, насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому исключительная роль у армии и спецслужб. Режим существует пока сохраняется правящий блок. По мере стабилизации экономики он начинает распадаться и наступает период либерализации.
3. конкурентная олигархия (современная форма олигархии, олигархический режим) – для нее характерна достаточная открытость и легитимность при сохранении монополии на власть наиболее экономически сильных кланов. Есть парламент, выборы и партии, но за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее сильных национальных экономических групп, чьи интересы в первую очередь отрабатывает политическая система (Колумбия- с 1957 г. есть две партии консервативная и либеральна, которые договариваются о распределении государственных постов и о проведении на выборах определенной кандидатуры в президенты. Социальная основа режима - социально и политически пассивные слои населения. Законодательные органы создаются сверху, они не имеют поддержки и легитимности у большинства населения. Экономическая эффективность режима ограничена. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов и развивая эти отрасли экономическая элита практически не проявляет интереса к развитию национального производства. Отсюда результат- резкая поляризация населения- нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство. Глубокое недовольство служит прекрасной почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массовых антиправительственных действий под руководством повстанческих организаций.). Парадоксальность таких движений стоит в том, что направленные против демократии меньшинства, они одновременно выступают против тех институтов, которые на запад являются неотъемлемой частью демократии (парламентов). Следствие их - военные перевороты или гражданские войны.
4. популистский или мобилизационный режим – основывается на правлении единой партии, которая ставит своей цель модернизацию. Как правило, она возглавляется харизматическим лидером. Средствами легитимизации власти являются манипулирование плебесцитом, приобщением народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки, возвеличивание маленьких людей, сплочение общества перед лицом внешнего врага- международного империализма или космополитического капитализма. В отличие от тоталитаризма, этот режим основывается не на идеологии, а на национализме. Он в большей степени опирается на этнические, а не на социальные группы. Власть склонна искать поддержку средних слоев, не испытывающих симпатии к олигархам. Специфическая черта популистского режима - усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни, что отражает патерналистские ожидания широких народных масс. Основа социального блока правящих сил – этатистски ориентированные слои и крупная промышленная буржуазия, политическими конкурентами которых являются, с одной стороны, олигархи, а с другой, либерально-демократические силы. (Насер в Египте, Кадаффи в Ливии, Варгас в Бразиии).
5. Отдельная разновидность современного авторитаризма- Китай, Ю.Корея, Таиланд. Основные черты – не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении целостности общества при росте конфликтов, вызванных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем.
Демократический режим
Современная демократия сильно отличается от античной. Демократия – политический режим, при котором гражданское общество контролирует власть во всех ее проявлениях, когда власти разделены в экономике (плюрализм видов собственности), в политике (принцип разделения властей, участие в общественной жизни разных политических партий, права человека), в духовно сфере (подчинение СМИ различным, не только государственным группам).
Существует два подхода к определению понятия «демократия».
· Первый основывается на античной политической традиции. Он был окончательно сформулирован у Жан-Жака Руссо, который понимает под демократией – власть народа, которая осуществляется в интересах «всеобщей воли». Согласно нему, демократия- это режим, при котором воплощается и реализуется воля народа. Нетрудно заметить, что приверженность этой токи зрения приносит в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан.
· Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее прав на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Второе направление основывается на признании многообразия интересов, необходимости их выражения, согласования и реализации. Для выражения схожих интересов создаются политические партии и группы интересов. Согласование и реализация интересов требуют создание представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С этих позиций демократия является институтом, который гарантирует человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяет реализовывать свои интересы в политике.
В итоге, термин «демократия» используется в трех значениях:
· политический режим, опирающийся на волю большинства в качестве источника власти и равноправие граждан перед законом;
· форма организации политических структур; мера участия отдельного человека, групп и народа в осуществлении власти;
· синоним прав и свобод граждан.
Демократия- режим, когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и в контроле за их выполнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть - от произвола народа.
Признаки современной демократии:
· Народовластие, признание народа субъектом власти (или гарантии прав и свобод человека).
· Признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим правительство, но и партиям и организациям оппозиционным (политический плюрализм).
· Наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих сводных и справедливых выборов (построение государственной власти по принципу разделения властей, причем единственным законодательным органом считается парламент).
· Публичность власти.
· Правовое государство, принимаемое за власть закона.
· Равноправие граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав и свобод.
· Подчинение меньшинства большинству при принятии решений, при условии обеспечения прав меньшинства.
· Приоритет прав человека над правами государства.
Демократия требует социокультурных и психологических предпосылок и не может произвольно переносится из одного общества в другое
Суть демократии - постоянный диалог народа и власти, социальных групп и представляющих их политических структур с целью повышения взаимопонимания и учета результатов диалога.
В идеале, диалог выступает как форма интеграции общества. На практике, возможности диалога разных сторон неравны в связи с существенными различиями в экономических, политических, информационных и иных ресурсов.
В чистом виде вряд ли такие режимы существовали. Постановка вопроса о том, что лучше - неправомерно, ибо каждый имеет серьезные недостатки.
Проблемы России
Авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с режимом личной власти.
Законодательная власть представлена двумя субъектами- Президентом и Федеральным собранием (Государственная Дума и Совет Федерации=сенат)
Функции исполнительной власти у правительства. Гарантом политической стабильности и реализации власти в рамках правового поля выступает Конституционный Суд.
Две тенденции:
· Привилегированное положение Президента в системе власти. Современная Конституция написана под него. Принцип разделения властей фактически не соблюдается - в руках Президента как исполнительная (Совеет министров), так и законодательная власть (указы). Полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским «вето». Роль Конституционного Суда незначительна.
· До августа 1998г. шел процесс становления нового субъекта власти в лице правящего класса - из числа президентского окружения, верхушки бюрократии и лиц, приближенных к реальному распределению властных полномочий. Новый класс формировался за счет присвоения материальных ценностей советского периода, нецелевого использования западных кредитов, присвоения большей части доходов от экспортного сырья так называемыми естественными монополиями, чему в большой степени способствовал отсутствие хозяйственного законодательства. С другой стороны, администрация президента вынуждена считаться с крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющей серьезные позиции в средствах массовой информации и при желании способных оппонировать президенту в попытках остаться у власти. Вместе с тем очевиден переход от прямого присвоения средств к инвестициям в экономику страны.
Место коррумпированного чиновничества постепенно должно заниматься национальным капиталом. В его интересах ограничиваются либерально-демократические свободы, осуществляется коммунальная реформа, происходит ликвидация многих социальных гарантий и льгот. Одновременно создаются подконтрольные власти политические организации, укрепляется вертикаль власти, что сопровождается усилением роли административного фактора и регламентации роли правой и левой оппозиции в политической жизни общества. Совершенно не вписываются в представлении о демократии создание федеральных округов с представителями президента, продление соков избрания губернаторов, замена выборов назначением и т.д.
Кто побелит непонятно- национальны промышленники и предприниматели или олигархи.
Теории демократии