Теория элитарной демократии (Й. Шумпетер, С. Хантингтон).

В любом обществе власть осуществляется правящей элитой. Демократия отличается от других политических режимов только способом формирования политической элиты. Основной способ ее рекрутизации – выборы. Демократия - такое институционарное устройство (институт для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей).

Главный признак демократии - честные и справедливые выборы, в ходе которых народ формирует элиту и передает ей властные полномочия (демократия – это не вульгарная власть народа, а институализированная власть определенных социальных групп, сформированных на основе конкурентного отбора, решающую роль в котором играет народ). Власть оказывается объектом конкуренции различных политических сил и индивидов и ставится под контроль общества. Политическая конкуренция делает политиков восприимчивыми к потребностям избирателей. Демократическими являются те режимы, при которых правящая партия, проиграв выборы, мирно передает власть своим победителям до следующих выборов (Хантингтон). Минус- конкуренция за избирателей часто трансформируется в конкуренцию за финансовые ресурсы и источники финансирования выборов.

2. Теория плюралистической демократии (Д.Ласки, Г.Трумен, А. Бентли).Теория ставитакцент не на способах формирования политической элиты, а на борьбе заинтересованных групп. Демократический процесс – это результирующая борьба наиболее влиятельных групповых интересов. Степень демократичности режима определяется той мерой, в которой учитываются интересы всех заинтересованных групп. Эта теория сосредотачивает внимание на механизмах, институтах, процедурах, позволяющих гражданам участвовать в управлении и влиять на принятие решений не только в период выборов. Минус - часто решения принимаются в интересах наиболее влиятельных группировок.

Теория полиархии (Р.Даль)

Основная черта демократии проявляется в том, что правительство должно постоянно реагировать на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав граждан:

· формулировать свои потребности,

· информировать о своих интересах других граждан и правительство,

· иметь предпочтения, которые влияли бы на действия правительства и не преследовались из-за своего содержания и источника.

Для реализации этих прав необходимы определенные гарантии, то есть определенный набор демократических прав (например, свобода мыслей, право голоса, свобода в создании организаций, прав избираться и т.д.). Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т.е. политической конкуренцией), так и пропорцией населения, которая обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним - правом участия в политической конкуренции. Однако демократия имеет более чем эти 2 измерения и в мире нет полностью демократических систем.

Поэтому Даль заменяет понятие демократии на понятие полиархии и дает ее признаки (с. 272, Тургаева) (выборные власти, свободные выборы, всеобщее избирательное право и право претендовать на избрание всех взрослых граждан, свобода мнения, альтернативные источники информации и организационная самодетельность (партии и группы интересов).

4. Модели демократии А. Лейпхарта «Модели демократии: Формы правления и предпочтения в 36 странах» (1999г.) Мир демократий чрезвычайно многообразен. Различия демократий выделяются на основе организации демократических институтов и степени их представительности. Существует множество способов организации работы демократии, в реальной жизни демократия связана с различным политическими институтами (законодательные, исполнительные, судебные органы власти, политические партии, группы интересов). Демократию можно рассматривать с точки зрения организации этих институтов. На этой основе выделяют мажоритарную и консенсусную форму демократии. Противопоставление идет от общего и буквального понимания демократии- правления народа или правление представителей народа.

Смысл мажоритарной формы- правление большинства народа. Наиболее простая и привлекательная форма, потому что правление большинства и в интересах большинства больше соответствует демократическому идеалу, чем управление меньшинства и для меньшинства. Мажоритарная модель концентрирует политическую власть в руках минимального большинства, тогда как консенсусная модель пытается разделять, рассеивать власть различными способами Мажоритарная модель более конкурентна, тогда как консенсусная более компромиссна и имеет характер торга.

Различия между двумя моделями можно свести к двум группам характеристик: исполнительно-партийное измерение и федеративно-унитарное измерение.

Исполнительно-партийное измерение:

· Концентрация исполнительной власти однопартийным кабинетом в мажоритарной модели (а не многопартийной коалицией).

· В отношениях исполнительной - законодательной власти в мажоритарной модели доминирует исполнительная ветвь (в консенсусной имеется баланс между ними).

· Двухпартийная система в мажоритарной модели, в отличии от многопартийной в консесусной.

· Мажоритарная избирательная система, против пропорциональной в консенсусной модели.

· Плюралистическая система групп интересов со свободной конкуренцией в мажоритарном варианте против корпоративных систем групп интересов, нацеленных на компромиссы и концентрацию власти в консенсусной.

Федеративно –унитарное измерение:

· Унитарное и централизованное правление в мажоритарной модели, в консенсусной- федерация и децентрализация.

· Законодательная власть у однопалатного парламента в мажоритарной модели, в консенсусной- 2 различно устроенные палаты парамента.

· Гибкая конституция, которая изменяется простым большинством в мажоритарной модели, в консенсусной только жесткое большинство (две третьих).

· Законодательная власть сама определяет свое устройство в мажоритарной модели, в консенусной модели эти вопросы решаются высшим конституционным судом.

· Зависимость центрального банка от исполнительной власти в мажоритарной модели, в консенсусной он независим.

Лейпхарт. Кроме того, демократии отличаются не только институционально, но по структуре, составу общества, по характеру правящей элиты. Для анализа вводят две переменные - структура общества и поведение элит.

Структура общества – гомогенный (население этнически, религиозно и лингвистически едино) и гетерогенный (этнический, языковый и религиозный раскол) состав. Поведение элит- соперничество и сотрудничество.

Структура общества

Гомогенная гетерогенная

сотрудничество деполитизированная сообщественная

демократия демократия

центростремительная центробежная

демократия демократия

сопрничество

Получается 4 типа демократии:

· деполитизированная демократия- либерализм заинтересованных групп, который допускает участие всех заинтересованных групп в принятии политических решений (Норвегия)

· демократия центробежного типа – крайняя нестабильность (Веймарская республика, послевоенная Италия, Третья и Четвертая республики во Франции).

· центростремительная демократия – основывается на принципе правительство против аппозиции, но острой борьбы между правительством и оппозицией нет. Элиты прилагают максимум усилий для достижения консенсуса (англо-американская система, Финляндия, Исландия).

· сообщественная демократия – возникает в условиях религиозного, этнического, культурного многообразия и характеризуется наличием потенциальных конфликтов. Но они эффективно регулируются через особую систему представительства и согласования интересов, в которой меньшинство наделяется правом вето (Австрия, Нидерланды, Швейцария).

Лейпхарт делает акцент на сотрудничестве элит, которое позволяет выжить и сохранится демократии в многосоставном обществе (в отличие от С. Хантингтона, который считал гарантом стабильности любого общества высокий уровень институализации, организацию и контроль властных институтов, их способность реагировать на новые проблемы и умение их решать).

5. Патриципаторная (соучастие) теория демократии Основное внимание уделяется участию граждан в процессе принятия решений. Существует две версии этой теории. Одна - главной формой участия являются выборы. Граждане, вовлеченные в выборный процесс, определяют альтернативы общественного развития и способы достижения общественного блага. Другая версия - главное внимание уделяется участию граждан в управлении на местном уровне (местные общины, ассоциации по интересам, локальные сообщества) и на рабочем месте. Участие мыслиться не как деятельность, связанная с делегированием полномочий, а как непосредственная сопричастность к процессу принятия решений

6. Гибридные режимы - диктатократия и демократура, делегативная демократия.

Диктатократия –проведение либерализации без демократизации. Правящая элита соглашается на некоторые гражданские права без подотчетности обществу. Режим ориентирован на политическое меньшинство, которому принадлежит большая часть ресурсов страны, в ущерб политическому меньшинству. (Кения, Кот-д,Ивуар).

Демократура – демократизация без либерализации. Выборы, многопартийность и политическая конкуренция допускаются в той мере, в которой они не угрожают власти правящей элиты. Политическое участие большинства рассматривается только как поддержка правящей элиты (Сальвадор и Гватемала).

Делегативная демократия- соответствует критериям полиархии Дая. Но в отличие от представительной демократии электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных только конституционным сроком избрания и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть по управлению страной, как он считает нужным. Он – выразитель общенациональных интересов в том виде, к их понимает.

Наши рекомендации