Функции государства и их классификация
Знание функций государства необходимо для объяснения его сущности и исторического типа.
Функции государства (от лат. functio – исполнение, совершение) – это основные обязанности, направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Они зависят от его задач, сущности, целей и изменяются со сменой задач, целей и сущности.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объекты служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций государства показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно осуществляет, чем конкретно занимаются его органы.
Деятельность государства по решению общих и классовых дел разнообразна и многогранна. По направленности действий функции государства классифицируются на внутренние и внешние, по участию их в осуществлении механизма государства – на основные и неосновные. Существуют и иные критерии их классификации.
Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства внутри страны. К числу внутренних функций государства относят: экономическую, политическую, развития культуры, науки и образования или культурную, экологическую, социальную; установления и охраны правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, прав и свобод граждан, сбора налогов.
Экономическая функция государства связана с регулированием имущественных отношений и хозяйственной деятельности. Она зависит во многом от государственного режима. В настоящее время в России экономическая функция направлена на развитие рыночных отношений.
За период с 1992 г. возникали такие элементы рыночных отношений, как экономическая свобода, право частной и иных форм собственности, наличия рынков товаров и услуг. Особое место в правовом обеспечении осуществления экономических функций принадлежит новому Гражданскому кодексу РФ. С его принятием создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.
В то же время необходимо отметить и негативные стороны регулирования государством экономики. Это, в первую очередь, «шоковая терапия» Т. Гайдара, приведшая к гибели, голоду и к иным трагическим последствиям в России. Это преступная «приватизация» и легализация «теневого бизнеса», которые привели к криминализации российской экономики.
Политическая функция связана с осуществлением государственной власти, поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса (элиты, нации, партии). В демократических государствах одной из важных направлений политической функции является обеспечение народовластия.
Культурная (духовная) функция, или функция развития культуры, науки и образования ныне сложилась в России на основе действовавшей ранее культурно-воспитательной функции.
Экологическая функция государства обеспечивает настоящее и будущее благополучие людей. Важная роль в осуществлении данной функции принадлежит праву, которое призвано регламентировать границы пользования отдельными природными ресурсами, за пределами которых могут иметь место отрицательные последствия. Однако законы по охране природы в России, принятые после 1990 г., несовершенны. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ в ч. 4 ст. 48 содержит норму: «Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы… Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации».
Если бы подобный договор вынесли на референдум в любой стране, то его судьба была бы очевидна. В России народ не спрашивают, какие законы ему нужны. Это родимое пятно большевизма. В условиях надвигающейся глобальной экологической катастрофы инновационный подход к функциям государства в России мог бы обеспечить защиту общества на уровне демократических и гуманных государств современности.
Социальная функция государства направлена на обеспечение благополучия общества, защиты детства, материнства, инвалидов, малоимущих слоев населения. В России с 1992 г. данная функция во многом стала фиктивной.
Государство фактически отказалось от ее реализации, что нашло отражение в символических детских пособиях, пенсиях, которые во многих местах выплачиваются нерегулярно.
Функция налогообложения заключается в установлении, сборе налогов и финансовом контроле за распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны.
Внешние функции государства – это такие основные направления деятельности, которые выражают политику государства по отношению к другим субъектам международных отношений. Основными внешними функциями государства являются военная и дипломатическая.
Военная функция зависит от сущности государства. В демократических государствах она оборонная, т. е. направлена на защиту своей территории, государственного суверенитета от внешних посягательств. В антидемократических – это захват новых территорий, их освоение.
В малых по территории государствах всегда преобладает оборонительное сознание в обществе, что вызывает потребность в военно-политическом союзнике.
Война остается главным фактором изменения территории государства по принуждению. Только в XX в. мы можем наблюдать десятки таких явлений. Так, в 1931 г. Япония без предупреждения захватила территорию Монголии. В 1936 г. Италия начала войну за овладение территорией Эфиопии. В 1938 г. Германия присоединила территорию Австрии, а в 1939 г. – Чехословакии. С попыткой присоединить в 1939 г. территорию Польши началась вторая мировая война.
Неизменность территории государства и его границ ведет к утверждению стабильности и надежности в отношениях как между государствами, так и между индивидами.
Функция защиты извне является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы РФ.
Дипломатическая функция государства выражается в поддержании мира и мирного сосуществования, обеспечении делового партнерства и сотрудничества, укреплении сотрудничества с зарубежными странами.
Функция сотрудничества с другими странами затрагивает интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества.
Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
Политические отношения предусматривают защиту своих граждан, находящихся на территории других государств, и оказание им покровительства (п. 2 ст. 61 Конституции РФ). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Экономические отношения предусматривают вовлечение государства в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с другими государствами. Вешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты – это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
Культурные отношения между государствами способствуют обогащению их народов духовными ценностями. Государства поддерживают и развивают культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государств в этом направлении являются международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
Основные функции – это наиболее общие важные направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основные функции государства выполняются в разной мере всеми или многими звеньями государственного аппарата. Они носят комплексный, собирательный характер. Основная функция воплощает сосредоточение государства на одной из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.
Ранее основными функциями государства и права называли хозяйственно-организаторскую, правоохранительную, культурно-просветительную, оборонную и дипломатическую. Основные функции государства осуществляются всем государственным аппаратом или большей его частью. С. С. Алексеев назвал основными функциями государства управленческо-обеспечительную (создание условий, норм по поддержанию нормальной жизни и развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленных порядков, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).
Основные функции государства следует отличать от отдельных видов государственной деятельности, которые иногда называют неосновными функциями государства.
Неосновные функции государства являются основными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, более узкой сфере общественной жизни.
Функции органов государства представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Критерием разграничения функций государства является объект государственного воздействия, на который государство воздействует в процессе своей деятельности.
Функции государства связаны с его задачами. Задачи государства определяют его социальное назначение, историческую миссию в тот или иной период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей и непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. Функции государства есть средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи возникают вновь. Но во всех случаях функции государства обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства. По продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер). По степени открытости функции государства классифицируют на явные и латентные (развертка, контрразвертка).
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов, их исполнением и охраной.
Формы осуществления функций характеризуют связь гоcударства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других – организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций.
Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т. е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
Правоисполнительная – государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она состоит, главным образом, в издании властных индивидуальных актов, т. е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).
Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права. К ним относятся постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.д.
Таким образом, из рассмотренных нами функций мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией, выражающей интересы всего общества. Внутренние и внешние функции государства тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются неизмененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо решать.