Функции государства: понятия, признаки, формы и методы осуществления. Классификация функций государства.

Функции гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва, выражающие сущность, социальное назначение, цели, задачи гос-ва по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Признаки:

ü В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности

ü Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и др.

ü В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

ü Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

ü Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

ü Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

ü Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены жизненными потребностями общества и государства. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

ü Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями.

ü Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Форма осуществления функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов гос-ва по выполнению функций гос-ва. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовыхформах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяют следующие правовые формы:

1. Правотворческаядеятельность –тэто подготовка и издание нормативно-правовых актов.

2.От правоисполнительной деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

3. Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел и др.

4. Правосудиеосуществляется судом. Суд призван разрешать споры о праве, различные конфликты, рассматривать уголовные, гражданские и иные дела.

5. Контроль - осуществляется в форме инспектирования, проверки соответствия деят-ти органов гос-ва, должностных лиц, принимаемых ими решений; правовых актов. Контроль осуществляется Конституционным судом, прокуратурой и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям:

1. По причинам (источникам) возникновения:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2. По направленности:

а) Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, к ним относятся:

- функция защиты прав и свобод человека,

- функция сохранения и укрепления государственной власти,

- функция обеспечения надлежащего правопорядка,

- экологическая функция,

- социально-культурная функция.

б) Внешние функции направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. К ним относятся:

- оборонная функция,

- функция обеспечения мира,

- обеспечение дипломатических отношений,

- межгосударственная торговля.

3. По времени действия:

а) постоянные

б) временные

4. По органам:

а) законодательная

б) исполнительная

в) судебная

Форма государства. Факторы, влияющие на форму конкретного государства. Формы правления, Форма государственного строя, политический режим как разновидности формы государства. Форма государства в современной России.

Форма государства:

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Государственный (политический) режим.

Форма государства - непосредственное выражение его сущности и содержания.

Форма правления - способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Форма правления:

1. Монархия - форма правления при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением.

2. Республика - Форма правления в которой высшая государственная власть принадлежит к выборным органам избираемом на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Монархияделится на ограниченная(представительная), не ограниченная (абсолютная).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами.

Ограниченная монархия делится на сословно-представительскую и конституционную.

I. Сословно представительская монархия (Франция и Россия при переходе от феодальной раздробленности к унитарным государствам) власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительского органа.

II. Конституционная монархия в которой выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.

a) Дуалистическая монархия - формально юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится у МОНАРХА, законодательная - у ПАРЛАМЕНТА. Последний фактически подчиняется монарху.

b) Парламентская монархия - статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная полностью принадлежит ПАРЛАМЕНТУ. Исполнительная власть - ПРАВИТЕЛЬСТВУ, который несет ответственность перед ПАРЛАМЕНТОМ. (АНГЛИЯ, ГОЛЛАНДИЯ, ШВЕЦИЯ)

Неограниченная монархия.При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.( Саудовская Аравия)

Республика делится на парламентскую и президентскую, так же существует смешанная (полупрезидентская)

I.Парламентская республика. В парламентской республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е правительство несет перед парламентом ответственность за свои действия. Президент так же избирается парламентом. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Это означает что правительство формируется партией победившей на парламентских выборах, а президент не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством - Премьер-министр. (Германия, Италия, Австрия, Швейцария)

II. Президентская республика - это форма правления где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министр, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент. (Франци, Россия, США, Мексика, Египет).

III. Существуют смешанные "полупрезидентские" республики. (Турция, Польша), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Наши рекомендации