Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие классовую и общечеловеческую сущность государства и его социальное назначение. Черты функций государства:

• содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности;

• охватывают деятельность государства в целом;

• носят комплексный характер, в них отражаются усилия государства на решающих направлениях;

• отличаются от видов государственной деятельности, которые осуществляются уполномоченными органами или их структурными подразделениями;

•их нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Признаки функций государства:

- в них проявляется деятельная целенаправленность государства;

- они - главное направление деятельности государства;

- в них выражается сущность государства;

- выполняя их, государство решает задачи по управлению общественными делами;

- они - управленческие понятия (в них конкретизируются задачи и цели государственного управления);

- реализуются в определенных формах с использованием разнообразных методов государственной деятельности;

- объективны по своей природе (обусловлены жизненными потребностями общества);

- подвижны и изменчивы (зависит от очередности задач);

- каждая имеет объект воздействия (определенная общественная сфера) и содержание.

Классификация функция государства:

1. по принципу разделения властей: законотворческие; управленческие; судебные (правоохранительные).

2. по продолжительности действия:

^ постоянные - выполняются в течение длительного времени и присущи государству во многих (или всех)

стадиях его существования; У временные - выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются.

3. по сфере действия:

^ внутренние - деятельность государства внутри страны, роль в жизни общества (экономическая,

экологическая, функция развития культуры, науки и образования и т.д.); У внешние - деятельность государства за пределами страны, роль во взаимоотношениях с другими

государствами и международными организациями (оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового

порядка и т.д.);

4. по сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, идеологические;

5. по способу осуществления:

орегулятивные - упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных

связей; оохранительные - установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;

6. по территориальному масштабу:

- в федерации: функции федерации и субъектов федерации;

- в унитарном государстве: функции, осуществляемые на территории единого государства;

- в конфедерации: координирующая функция всего союза и функции на территории каждого государства -участника конфедерации;

7. по степени социальной значимости и важности в общественной жизни:

- основные - важнейшие направления деятельности по осуществлению стратегических целей и задач;

- неосновные - выполнение задач в конкретной сфере общественной жизни;

В демократическом обществе одна из основных внутренних функций, политическая функция, имеет своим содержанием обеспечение народовластия. В недемократическом обществе эта же функция направлена на обеспечение политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть. Экономическая функция - в условиях распределительной экономики господствует государственная собственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д. При рыночных отношениях и свободе предпринимательства, многообразии и равенстве все форм собственности, экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в экономику сведено к минимуму (выработка экономической

политики в масштабах общества, управление принадлежащими государству предприятиями и организациями, установление правовых основ рынка и т.п.).

Внешние и внутренние функциитесно связаны между собой, поэтому некоторые ученые утверждают, что любому государству присущи общие функции,которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами (экономическая, политическая, функция безопасности, социальная, идеологическая, экологическая). Внутренние функции -характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны.

1) Политическая функция: все функции государства носят политический характер, но в сфере политических
отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов
(представительные органы, органы МСУ, референдум), через которые осуществляется непосредственное
воздействие государственной власти, в т.ч. обеспечение народовластия. Т.е. политическая функция в
демократическом обществе - это обеспечение народовластия, то есть:

• реализация волеизъявления народа в форме законотворчества;

• обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управлении ими;

• создание условий для самоорганизации и самоуправления народа;

• защита конституционного строя специальными органами и непосредственно народом.

2) Экономическая функция:

• выработка экономической политики в масштабе общества;

• управление предприятиями и организациями, составляющими гос. собственность;

• установление правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности);

• регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета.

В качестве эф-го метода регулирования экон.отн. в странах с развитой рыночной эк-кой применяется планирование. Но при рын.отнош-ях планир-е не носит жесткого хар-ра, основано на использовании экономических методов.

3) Социальная функция - обеспечение общественного благополучия, т.е.достойной жизни и развития каждого человека, социальная защита тех, кто нуждается в гос-ной материальной поддержке; обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, социального страхования и обеспечения; госполитика в области образования, культуры, здоровья, в жилищной сфере.

4) Налогообложение и фин.контроль: рын.эк-ка использует налоги в кач-ве инструмента экон.и соц.политики гос-ва. Фин.контроль - один из видов гос-го контроля за образ-ем, распред-ем и использ-ем всех рес-сов фин.системы страны. Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ЦБ, Минфин. Эта ф-ция м.б. выделена в кач-ве самостоятельной.

5) Приоритетная функция - защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка - это главный критерий демократичности гос-ва.

Внешние функциизаключаются в деятельности государства на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции реализуются в виде внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Задачи внешних функций государства:

установление и поддержание отношений с другими государствами;

обеспечение обороны страны от внешней агрессии. Выполнение внешних функций государства обеспечивает полноправное существование государства в современном (все более взаимосвязанном) мире. Внешние функции подразделяются на:

1. Функция интеграции в мировую экономику - признание взаимозависимости государств современном мире;

2. Функция обороны - поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности;

3. Функция поддержания мирового порядка - деятельность по разоружению, ликвидации оружия массового уничтожения; обеспечение сотрудничества государства в таких областях, как борьба с организованной преступностью, борьба с международным терроризмом, регулирование межнациональных конфликтов;

4. Функция сотрудничества - с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем (экология, терроризм, нехватка природных ресурсов и т.д.).

Соответственно, выделяется еще одна функция современного государства, которая имеет отношение как к внешней, так и к внутренней политике государства:

Экологическая функция - защита государственно-правовыми средствами естественной природы от неразумных притязаний человека. Через законодательство государство устанавливает правовой режим природопользования, устанавливает санкции за его нарушение; учреждает специализированные структуры природоохраны и так далее. В системе права современных государств есть специальная отрасль - природоохранительное законодательство, включающее законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод. Земли, лесов. Комплекс такого рода мер предусмотрен и в ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Глобализация - вошло в лексикон в 90-е г.г. - это реально протекающий сложный и многомерный комплекс разнообразных процессов, включающий интенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных связей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкое распространение либерально-демократических ценностей.

Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции, основными характеристиками которого являются:

• распространение капитализма по всему миру;

• мировое разделение труда;

• миграция в масштабах планеты человеческих и природных ресурсов;

• стандартизация экономических и технологических процессов;

• сближение культур разных стран.

Сторонники глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Во-первых, они считают, что глобализация вытекает из саморазвития экономики. Во-вторых, способствуя свободным потокам товаров, капиталов и информации, глобализация создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния» (UNDP. Human Веуе1ортеп( КероП 1997, Кем' Уогк, р. 82) В-третьих, глобализация способствует формированию единого мирового социально-экономического строя, фактически приводя к одновариантности развития (См. концепцию конца истории Фукуямы). В-четвертых, «международное распространение культуры было, по меньшей мере, так же важно, как и экономические процессы» (World Commission on Culture and Developmen t, Paris, 1995, p. 186).

Глобализация- неизбежна, болезненная; утрачивается индивидуальность, самобытность народов; приведение к единому знаменателю; рано или поздно такими темпами мир может прийти к единому правительству. Глобализация неизбежна хотя бы потому, что, объединившись и сблизившись, государствам легче справляться со своими глобальными же задачами:

• борьба с глобальным потеплением; голодом в отдельно взятых странах; эпидемиями; экологическими катастрофами;

• борьба за мир;

• охрана прав и свобод личности и другие.

Цель глобализации- установление единых параметров, требований и санкций за их невыполнение для всех

стран (в частности, например, для стран-участниц ЕС - рекомендации, декларации).

К причинам глобализации и объединения государства (в частности, Европейских) можно отнести тот факт, что

мир стал однополярным - вместо двух великих держав (Россия и США), осталась одна (США); их враги -

Исламские государства; Европа, чтобы противостоять США объединяется.

В связи с глобализацией происходит изменение функций государства - некоторые утрачиваются (братство,

содружеств социалистических стран), некоторые появляются (борьба с терроризмом).

Глобализация также оказывает влияние и на правовые нормы и системы, способствуя их унификации и

проникновения одна в другую.

Происхождение глобализации

Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья. Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада. После Второй Мировой Войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную Торговую Организацию (ВТО). С тех пор ещѐ 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.

Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский Союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны

свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших республик СССР вступили после его

распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

Глобализация в политике

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всѐ больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединѐнных Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счѐт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лѐгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

Глобализация в экономике

Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:

• Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;

• Растѐт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;

• Тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;

• Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря интернету, тенденция к большей открытости предприятий;

• Большое значение фондовых бирж и тех «финансовые инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;

• Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;

• Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;

• Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание четких различий между информацией и рекламой;

• Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию.

• стирание национальной принадлежности продукции

•усиление роли ТНК (транснациональных корпораций)
Глобализация в культуре

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира, широкое использование английского языка для международного общения, рост использования интернета для получения информации и общения, распространение по всему миру американских фильмов, телепередач и программного обеспечения, а также рост международного туризма. Таким образом, глобализация в культуре тесно связана с американизацией, так, например, сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s и один из их бутербродов БигМак уже давно стали одними из универсальных символов культурной глобализации общества.

19 саммит Россия-ЕС: Россия вышла на 1-е место по темпам роста объемов экономического сотрудничества в ЕС среди всех торговых партнеров ЕС. Путин подчеркнул позитивную динамику экономических отношений Россия-ЕС Он также отметил, что Россия устойчиво занимает третье место среди торговых партнеров Евросоюза после США и Китайской Народной Республики (19.05.2007).

• Мировое экономическое сообщество из совокупности взаимно связанных стран превращается в целостную экономическую систему.

• В ходе глобализации национальные и всемирные экономические отношения меняются местами, т.е. глобальная экономическая система постепенно становится сильнее и значительнее национальных.

• Под давлением рабочего класса в развитых странах закрепляются перечни социальных прав.

•Для культурной глобализации характерно сближение культур мира, рост международного туризма.
Центральная задача государства- поддержание национального в глобальной культуре, укрепление у граждан
чувства единой культуры.

Наши рекомендации