Классификация функций государства. Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями

для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности;

территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные

отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам

деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции

подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная

классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них

осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной

из ветвей власти -законодательной, исполнительной и судебной.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и

временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи

государству на многих стадиях его существования, вторые -обусловлены спецификой

общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики

утрачивают значение.

Функции государства по значимости можно делить на главные и производные

(вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или

ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные -это функции

сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля,

которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а

также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы

количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В

отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение

государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления

деятельности и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на

внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри

данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных

отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между

собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым

ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи

общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается

классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом

выделяются пять таких общих функций:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе

посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и

общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления

противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;

социальная - охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по

удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда,

его оплаты, быта и др.;

идеологическая - поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация

образования, поддержание науки, культуры и др.;

экологическая -охрана окружающей среды.

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к внутренним

функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения

и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка,

а к внешним -обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание

мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе

в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание деятельности

государства на современном этапе развития.

3. Внутренние функции государства

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции

государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует

целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через

которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе

обеспечение народовластия.

Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени

осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством

которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного

участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов,

население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной

власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции

в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных

решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных

территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования

демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в

управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия

означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость

государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например,

Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего

конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью

создание жизнеспособного демократического общества.

Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного

народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в

антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании

большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое,

выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов

различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека,

интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является

ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция

позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим

направлениям деятельности государства.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях

распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики,

господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические

отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения

ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и

равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается

преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со

стороны государства. В этих условиях государство "сбросило" с себя часть обязанностей в

экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным

образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность.

Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение,

например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и

др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование

государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия

всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения

недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного

производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего

экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики

при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в

экономику увеличивается. Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на

элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых

средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в

странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт

зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического

развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления,

без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и

содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных

отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических

методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный

характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные

интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок динамичное

явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его

регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее

содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих

государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспечение

общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных

возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в

государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи,

сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории

добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоицальное начало -снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его

семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит

гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных

граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры

социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на

свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий

труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти

проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает

необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на

труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и

переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение

государство^ занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости -идеальная

цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако

ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о

том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности

людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем

расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев

общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной

политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных

областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,

материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений,

учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и

вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры

печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов,

взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть

общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях:

здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом

зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной

обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую

безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это

направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение.

Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные

последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно

устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования,

условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения

качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право

на безопасную (благоприятную) окружающую среду -одно из естественных прав человека.

В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую

среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его

здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Это конституционное право

предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических

лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что

государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества

окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности,

предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и

общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда,

причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к

ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль.

Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной

политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой

системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных

полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость

рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между

государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный

"вертикальный" характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает

внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав

и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов

государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов

финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и

рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед

государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью

использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных

финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная

палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный

таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной

власти и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют

не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по

отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных

этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых

рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть

выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой

сферой применения, но и формами и методами осуществления: проведение ревизий, проверок,

установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую

стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном

объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное,

должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты

интересов общества, государства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав

и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

Обеспечение прав человека и гражданина -главный критерий демократичности государства. Права

человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым

сообществом. В современных условиях происходят интернационализация проблемы прав человека,

перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации

прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства

должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и

неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы,

религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка

осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль

принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

4. Внешние функции государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их

внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и

принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные

принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед

внутригосударственными правом и законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением

напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании

взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг

отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные,

транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в

установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде

принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами:

каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных

связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права

собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны

быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает

национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а

также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить

дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит

компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации

в судебном порядке.

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе

поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям

национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для

реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б)

выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы

государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно.

Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность

возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного

разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению,

ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение

сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том

числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового

сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются

нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует

международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении

глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между

государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые

затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного

реагирования.

К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в

предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные

пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух

главных направлениях:

1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;

2) рациональное использование природных ресурсов.

Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность

к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия

катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и

окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами

промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением

радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового

слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных

тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками

космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к

исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится

генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов

как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о

согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого

топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных

прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды; применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот,

кредитов, системы штрафов и др.);

согласования национальной политики государств в экологической сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и

признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном

общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество

государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно,

констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в

то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного

мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие

тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества.

При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая,

охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования

новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании

государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно

является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником

прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных,

конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Наши рекомендации