Рынок услуг в сфере культуры.
Конкуренция в сфере культуры недостаточно развита.
Одним из наиболее распространенных в предпринимательской среде видов экономической деятельности в сфере культуры является деятельность в области фотографии. Также интерес представители предпринимательской сферы проявляют к таким видам деятельности, как: издательская деятельность; деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе; деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев.
За последние три года в сфере культуры в части увеличения объема услуг наблюдается положительная динамика. Наиболее выраженную динамику можно отметить в следующих направлениях деятельности: деятельность в области фотографии, производство фильмов, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа.
В связи с дефицитом бюджета в региональных государственных программах зачастую отсутствует финансирование проектов некоммерческих организаций в области культуры (гранты представителям творческих профессий, предоставление средств творческим союзам и профессиональным сообществам на организацию мероприятий в области музыкального, художественного, театрального искусства).
На рынке услуг в сфере культуры присутствуют ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции.
- географическая и транспортная удаленность округа оказывает влияние как фактор, сдерживающие и ограничивающие процессы доступа населения к достижениям российской и мировой культуры;
- проекты по оказанию услуг концертно-театральными организациями относятся к проектам с высокой степенью финансового риска при отсутствии даже минимальной прибыли;
- региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности
населения услугами учреждений культуры, что приводит к снижению доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений, значительное сокращение сети культурнодосуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг, крайне неудовлетворительное состояние
большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. Частично отсутствует обеспеченность объектами
инфраструктуры требуемого уровня (гостиницы, транспортная составляющая, наличие стационарного технического оборудования для качественной организации досуговых программ на местах, отсутствие концертного комплекса, несоответствие музейно-выставочных площадей утвержденным нормативам);
- частные кинопрокатные компании не заинтересованы в освоении отдаленных районов, ввиду низкой прибыльности проектов и отсутствия на местах техники, позволяющей воспроизводить современные кинофильмы в необходимом по лицензионному договору формате;
- высокая себестоимость арендной платы за помещение и высокая
оплата за коммунальные расходы приводит к большим затратам
на содержание помещений для организации культурно-досуговой деятельности (хореографические, художественные, музыкальные студии, мастерские ДЛИ и т.д.), что приводит к росту потребительской цены на оказание услуг или снижение качества условий оказания услуги;
- отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры.
В качестве решений предлагается обеспечение ценовой и территориальной доступности, высокого качества и необходимого объема, востребованных у различных групп населения области услуг в сфере культуры, предоставление информации о спектре и качестве предоставляемых услуг.
Так, введение налоговых преференций для предпринимателей, осуществляющих реализацию социально-направленных проектов с минимизацией прибыли, могло бы существенно мотивировать субъектов рынка в сфере культуры, поскольку социокультурные проекты изначально, в большинстве своем носят социальную направленность и низкую коммерческую составляющую.
Решение вопроса с целевым субсидированием транспортных расходов привозных артистов и коллективов (возможность приобретать льготные билеты для лиц, не имеющих местную прописку) будет способствовать снижению расходов на организацию гастролей в отдаленные районы, что позволит негосударственным учреждениям активнее входить в конкуренцию по этому направлению.