Уточнен понятийный аппарат, относящийся к сфере рекрутмента: рекрутинговые услуги, рынок рекрутинговых услуг

Отсутствие ясности в понятийном аппарате вызывает сложности в исследовании рынка услуг по подбору персонала, в связи с этим автором была предпринята попытка уточнить дефиниции таких дефидентов, как рекрутинговые услуги, рынок рекрутинговых услуг. Авторы ранее опубликованных работ, посвященных сфере подбора персонала рассматривали рекрутинговую услугу только как информационную, основу которой составляет информация о соискателях на вакантное рабочее место (должность). Данная точка зрения является верной только частично: процесс оказания услуги по подбору персонала действительно базируется на сборе, обработке и предоставлении информации о кандидатах на вакантную должность, наиболее полно соответствующих заявленным требованиям заказчика, но, кроме этого, в обязанности рекрутингового агентства входит также установка взаимоотношений заказчика-работодателя с отобранными кандидатами. По мнению автора, профессиональная услуга по подбору персонала включает два компонента:

1. Информационный компонент, предполагающий сбор, обработку информации о вакансии и соискателях в результате чего появляется информационный продукт, обосновывающий соответствие и пригодность кандидата на вакантную должность. В упрощенной форме этот компонент включает информацию о соискателях, которая в свою очередь может включать данные либо обо всех заинтересованных в работе, либо отобранных по формальным признакам (пол, возраст, образование, опыт работы). В полной форме этот компонент включает сбор информации из различных источников о кандидатах на вакантную должность, проверку соответствия соискателей заявленным требованиям, оценку достоверности информации, полученной от кандидатов, отбор соискателей, наиболее полно соответствующих требованиям потенциального работодателя по профессиональным и психологическим характеристикам. Полную форму информационной составляющей включают только профессиональные услуги по подбору персонала оказываемые кадровыми агентствами.

2. Координационный компонент, который заключается в подготовке работодателя и соискателя к интервью, сопровождении перехода соискателя с предыдущей работы в компанию-заказчика, отслеживание процесса прохождения испытательного срока, а при необходимости в адаптации отобранного кандидата на новом месте работы. Чем выше во внутрифирменной иерархии уровень подбираемого персонала, тем более значимой становится роль координационной составляющей рекрутинговой услуги. Координационный компонент включают только профессиональные услуги по подбору персонала, оказываемые кадровыми агентствами.

Исходя из вышеизложенных особенностей рекрутинговой деятельности автором предложено следующее определение рекрутинговой услуги – профессиональная деятельность по заполнению вакансий компании-заказчика (работодателя) кандидатами, наиболее полно обладающими искомым набором характеристик и компетенций, соответствующих заявленным требованиям заказчика, включающая поиск, отбор кандидатов на вакантную должность и формирование взаимоотношений заказчика-работодателя с отобранными кандидатами. Только услуга, объединяющая оба компонента – информационный и координационный, ориентирована на полное удовлетворение потребностей работодателей в заполнении вакантных рабочих мест из внешних источников, т. е. основана на позиции маркетинга.

Интерес исследователей к сфере рекрутмента в основном направлен на совершенствование организационно-экономического обеспечения рынка услуг по подбору персонала и практически не затрагивает вопросы формирования маркетинговых механизмов его функционирования. В работах, включающих семантический анализ термина «рынок рекрутинговых услуг», он рассматривается как сфера проявления экономических отношений и согласования интересов между производителями и потребителями рекрутинговых услуг. Такой подход, по мнению автора, представляет собой общий механизм координации хозяйственных действий и не учитывает особенностей конкретных исследовательских задач. Несмотря на то, что с позиций маркетинга под рынком принято понимать совокупность потребителей определенного товара или услуги, при оценке параметров развития рынка необходимо также охватывать всех производителей товаров или услуг, удовлетворяющих потребность потребителя. В связи с этим автором предлагается под рынком рекрутинговых услуг понимать совокупность спроса и предложения услуг, удовлетворяющих потребность работодателей в заполнении вакансий кандидатами из внешних источников. Таким образом, при проведении маркетингового исследования рынка необходимо учитывать не только услуги - конкуренты, но и те услуги, которые могут частично или полностью удовлетворить те же потребности. Это позволит дать более точную оценку текущему состоянию рынка.

Наши рекомендации