Умнова Н.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право. 1999.
Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право, 2000. №10.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ. 1997.
Чиркин В.Е. Основы конституционного права. – М.: Манускрипт, 1996.
Судебная практика:
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 января 1996г. по проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 1 февраля 1996г. по проверке конституционности ряда положений устава Читинской области.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 1997г. по проверке конституционности ряда положений Устава Тамбовской области.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 9 января 1998г. по проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Приложение 1
|
Рис. 1. Понятие формы государства
Приложение 2
Рис. 2. Признаки унитарного государства
Приложение 3
Рис. 3. Признаки федеративного государства
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Что такое территориально-политическое устройство государства?
- Какие субинституты включают статусы территориально-политического устройства?
- Каковы признаки унитарного государства?
- Понятие федерации и ее типы.
- Фактические признаки зарубежных федераций.
- Юридические признаки федераций.
- Что такое «сецессия»?
- Какие основные вопросы отнесены к ведению федерации?
- Компетенция субъектов федерации.
- Конкурирующая компетенция.
- Что такое федеральный округ?
- Понятие и виды автономии. Назовите автономные единицы Испании, Дании, Португалии.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
- Под формой государства понимается
A. Совокупность внутренних признаков государства.
B. Организация государственной власти.
C. Территориальная и национальная обособленность.
D. Совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.
- Из перечисленных стран: 1) Индия; 2) Дания; 3) Испания; 4) Великобритания;
5) Финляндия; 6) Португалия; 7) Франция; 8) Шри-Ланка, - имеют в своем составе административные автономии
A. 1,2,3,5,6,8.
B. 1,3,4,5,7,8.
C. 2,3,5,6,7,8.
D. 1,3,5,6,7,8.
- Из перечисленных пунктов: 1) дуалистический федерализм; 2) абсолютизм; 3) двух исключительных сфер; 4) трехчленная система разграничения компетенции; 5) компромисса, - к принципам разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации относятся
A. 1,2,3.
B. 1,3,4.
C. 2,4,5.
D. 1,3,5.
- В плане взаимодействия с административно-территориальными единицами унитаризм предполагает
A. Централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами.
B. Взаимный контроль местных и центральных органов власти.
C. Согласование решений центральных органов власти с территориальными органами.
D. Рекомендательный характер указаний центральных органов власти местным.
- Формы государственно-территориального устройства подразделяются на
A. Федерацию, конфедерацию и монархию.
B. Унитарную, федеративную и смешанную.
C. Федерацию, конфедерацию и республику.
D. Республику, монархию и федерацию.
- Из перечисленных пунктов: 1) военно-политические; 2) исторические; 3) национальные; 4) географические; 5) экономические; 6) социальные, условиями существенно влияющими на государственно-территориальное устройство, являются
A. 2,3,4,6.
B. 1,2,5,6.
C. 2,3,4,6.
D. 2,3,4,5.
- Одним из наиболее сложных вопросов федерализма является
A. Проблема двойного гражданства.
B. Формирование законодательной власти.
C. Формирование исполнительной власти.
D. Разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации.
- Из перечисленных пунктов: 1) географическое положение; 2) влияние метрополии;
Национальный состав населения; 4) исторические особенности становления национальной государственности; 5) особенности территории; 6) историческая традиция развития национальной государственности, - основными причинами разнообразия форм государства являются
A. 2,3,4,6.
B. 1,3,4,6.
C. 2,4,5,6.
D. 1,2,5,6.
- Государственные образования, составляющие федерацию
A. Являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.
B. Формально объединены только границами территории государства.
C. Не имеют собственного административно-территориального деления и полностью зависимы от центральной власти.
D. Имеют собственное административно-территориальное деление и полную независимость.
- Из перечисленных пунктов: 1) организация территории; 2) составные части территории; 3) правовое положение территориальных образований; 4) размер и форма территории; 5) национальный состав, - характеризующими государственно-территориальное устройство являются
A. 1,2,5,6.
B. 1,2,3,4.
C. 2,4,5,6.
D. 1,2,5,6.
- Существующие формы государства представляют собой
A. Форму правления и форму государственного устройства.
B. Форму исполнительной и судебной власти.
C. Форму законодательной и исполнительной власти.
D. Структуру законодательной власти.
- Важнейшей проблемой государственно-территориального устройства является проблема
A. Ограничения компетенции территориальных органов центральными.
B. Соотношения компетенции местных органов управления.
C. Соотношения и взаимосвязи между территориальными органами и центральными органами государственной власти.
D. Взаимосвязи территориальных органов власти между собой.
- Из перечисленных государств: 1) Великобритания; 2) Германия; 3) Франция; 4) Болгария; 5) Италия; 6) Швеция; 7) Люксембург; 8) Норвегия, - унитарными являются следующие
A. 1,4,6,7,8.
B. 2,4,5,7,8.
C. 1,3,4,5,6,8.
D. 1,2,3,4,5.
- Организация органов власти и управления субъектов федерации
A. Как правило, противоположна федеральной форме правления.
B. Имеет отдельные элементы федеральной формы правления.
C. Руководствуется основными принципами федеральной формы правления.
D. Всегда копирует федеральную форму правления.
- Из перечисленных государств: 1) Франция; 2) Великобритания; 3) Турция; 4) Венгрия; 5) Япония, - местные выборные органы самоуправления поставлены под прямой контроль центральной власти в (во)
A. 2,3,4.
B. 1,3,5.
C. 2,3,5.
D. 1,2,3.
- Из перечисленных признаков: 1) единая конституция; 2) единая национальная принадлежность; 3) единая система высших органов государственной власти; 4) единое гражданство; 5) единая система права; 6) единая судебная система; 7) территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, - характеризующими унитарное государство являются следующие
A. 1,3,4,5,6,7.
B. 2,3,4,5,6,7.
C. 1,2,3,4,5,6.
D. 1,2,4,5,6,7.
- Из перечисленных государств: 1) США; 2) Канада; 3) Великобритания; 4) Бразилия; 5) Япония; 6) Республика Венесуэла; 7) Марокко; 8) ФРГ, - федеративными являются следующие
A. 1,2,4,6,8.
B. 1,4,5,7,8.
C. 1,2,3,6,8.
D. 2,3,5,7,8.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:
1. Формы государственно-территориального устройства зарубежных стран: понятие и виды.
2. Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки и виды.
3. Становление и развитие национальной государственности в странах СНГ.
4. Формы государственного устройства в странах СНГ. Сочетание унитаризма и автономии.
5. Конференция, содружество и сообщество государств: общая характеристика, признаки и цели создания.
6. Особенности унитарной формы государственного устройства.
7. Конституционные основы административно - территориального устройства зарубежных стран.
8. Конституционные основы правового положения национальных меньшинств в зарубежных странах.
9. Вопрос и сецессии из федерации в мировой государственно-правовой практике.
10. Сравните Конституцию Испании и Италии и различие их территориального устройства как конституционного института.
11. Статус субъектов федерации, юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации.
12. Органы управления субъектов федераций в различных странах.
13. Виды и статус автономий в зарубежных странах.
14. Соотношение понятий «автономия» и «самоуправление», «автономия» и «федерация», «суверенитет» и «федерация».
15. Американский федерализм.
16. Германский федерализм.
[1] См.: Дмитриев Ю.А., Казьмин Н.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория права. М.,1995.
[2] См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 1999.
[3] См.: Дмитриев Ю.А., Казьмин Н.Ф., Лазарев В.В. и др. Указ. соч.
[4] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М.,2000.
[5] См.: Конституции стран Европейского Союза. М., 2000.
[6] Там же. с. 147.
[7] Там же. с. 86.
[8] См.: Мишин А.А. Указ. соч.
[9] См.: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Форум-Инфра-М,1998.
[10] Конституции зарубежных государств. М.: из-во БЕК, 1997. с. 586.
[11] См.: Мишин А.А. Указ. соч.
[12] См.: Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.:Юристъ,1999.
[13] Новые конституции стран СНГ и Балтии. М., 1997. с. 120.
[14] Конституции зарубежных государств. М.: из-во БЕК, 1997. с. 586.
[15] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Указ. соч.
[16] Мишин А.А. Указ. соч.
[17] См.: Арановский К.В. Указ. соч.
[18] См.: Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: из-во БЕК,1998.
[19] См.: Конституции стран Восточной Европы. М., 1998.
[20] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997.
[21] См.: Конституции зарубежных государств. М.: из-во БЕК, 1997.
[22] См.: Михалева Н.А. Указ. соч.
[23] См.: Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Манускрипт, 1996
[24] См.: Конституции стран Восточной Европы. М., 1998.
[25] См.: Там же.
[26] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997.
[27] См.: Новые конституции стран СНГ и Балтии. М., 1997.
[28] См.: Конституция РФ. Комментарий Конституционного суда РФ. М.: Юристъ, 1998.
[29] См.: Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании. // Государство и право. 2000. №1
[30]См.: Умнова Н. А. Современная Конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции. // Государство и право.1999.№11
[31] См.: Мишин А.А. Указ. соч.
[32] См.: Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации. // Государство и право.2000.№10.
[33] См.: Конституции зарубежных государств. М.: из-во БЕК, 1997.
[34] См.: Страшун Б.А. Указ. соч.
[35] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1998.
[36] См.: Страшун Б.А. Указ. соч.
[37] См.: Конституции зарубежных государств. М.: из-во БЕК, 1997.
[38] Конституция Российской Федерации.1993. ст. 94-95.
[39] См.: Арановский К.В. Указ. соч.
[40] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Указ. соч.
[41]См.: Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Манускрипт, 1996.
[42] См.: Мишин А.А. Указ. соч.
[43] Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: из-во БЕК, 1998.
[44] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997.
[45] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Указ. соч.
[46]См.: Конституции стран Европейского Союза. М., 2000.
[47] См.: Конституции зарубежных государств. М.: из-во БЕК, 1997.
[48] См.: Конституции стран Европейского Союза. М., 2000.
[49] См.: Страшун Б.А. Указ. соч.
[50] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Указ. соч.
[51] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Указ. соч.
[52] См.: Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции РФ // Государство и право. 2000.№2.
[53] См.: Страшун Б..А. Указ. соч.
[54] См.: Страшун Б..А. Указ. соч.
[55] См.: Баглай М.В. Указ. соч.
[56]См.: Комментарий к Конституции РФ // Под. ред. Л.А. Окунькова. М.: Из-во БЕК, 2000.
[57] См.: Комментарий к Конституции РФ // Под. ред. Л.А. Окунькова. М.: Из-во БЕК, 2000.