Проблемы и перспективы развития современного российского федерализма.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, для начала необходимо определить понятие федерализма.

Итак, федерализм – это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ. В государствах, основанных на принципах федерализма таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.

Для Российской Федерации вопрос о федерализме имеет важное теоретическое и практическое значение, так как Россия с начала 90-х годов переживает переходный период преобразования от советского государства в правовое и демократическое государство и проблемой этого этапа выступает становление и развитие российского федерализма. Во многом от его успешного развития зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России.

Если мы будем говорить конкретно о проблемах российского федерализма, то здесь можно выделить следующее:

-Во-первых, особо острой для Российской Федерации является проблема фактических социально-экономических асимметрий субъектов РФ: соответствующие различия не только аномальны, но и, несмотря на многолетнюю практику федерального «выравнивания», не обнаруживают признаков сокращения. Действительно не в проценты а «в разы» различаются субъекты РФ по доходам населения, насыщенности дорогами и иными коммуникациями, по энерго-, водо- и топливо снабжению и прочим базовым условиям жизнеобеспечения. Межрегиональная асимметрия напрямую не зависит от территориальной удаленности сравниваемых субъектов РФ.

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в различных масштабах и в отношении разных групп таких параметров. В России «выравнивание» осуществляется, преимущественно, селективно, применительно к отдельным территориям, а на общегосударственном уровне - в аспекте «бюджетной обеспеченности» населения, т.е. по важному, но вовсе не определяющему параметру социальной стабильности. Поэтому нельзя не сказать о том, что наше государство является не симметричной федерацией с ассиметричными элементами, а постепенно становится полностью ассиметричным, и в этом заключена огромная проблема, на наш взгляд. И даже конституционное равноправие субъектов тут помочь не может.

-Во-вторых, можно отметить следующую проблему российского федерализма - так называемая «русская» проблема. С точки зрения ее воздействия на федерализм, можно отметить следующие ее проявления: ухудшение общего психологического самочувствия русских, ослабление их традиционной межэтнической толерантности и усиление проявлений ксенофобии, а также опасность использования подобных настроений экстремистскими националистическими группами.

- В-третьих, невозможно не обратить внимание на следующую проблему - использование западных моделей построения федерализма. Вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения. В литературе признается, что при построении федеральной модели России «готовые рецепты» черпались из западных источников, но сам федерализм утверждался как некая альтернатива западной государственности и отражение некоей самобытности России, идеи федерализма в ней имеют совершенно иной смысл. Получается, что федерализм в Европе – модель новой интеграции, а в России – модель дезинтеграции, уничтожения суверенитета. Именно поэтому российский федерализм как одна из теорий государственного строительства принципиально отличен от федерализма европейского, хотя и пользуется его терминами и аргументами.

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, что перечисленные и охарактеризованные проблемы - это далеко не весь перечень проблем современного российского федерализма. Но учитывая ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в нашей стране, особо яркой, на наш взгляд, стоит проблема так называемого «русского федерализма». Отсутствие толерантных настроений постепенно проникает к нам через все сферы общественной жизни – СМИ, систему образования, духовно-культурную сферу, политические партии, различные общественные объединения и.т.д. Мы становимся нетерпимее к жителям многих субъектов нашего государства, высмеиваем их национальные особенности, культуру, а порой и относимся враждебно, разжигая конфликты и межнациональную рознь. Разумеется, все перечисленное лишь верхушка айсберга, сама проблема скрыта гораздо глубже, и здесь стоит уже задача государства попытаться урегулировать эту ситуацию не методами принуждения, а методами убеждения, искоренив шовинистическую пропаганду.

Также хотелось бы обратить внимание на уровень правовой безграмотности у нас в стране. К сожалению, множество жителей даже не знают отличие федерализма от федерации. Хотя, бесспорно, одно без другого существовать не могло и не может. Однако хотелось бы верить, что наши политические деятели смогут осуществить избранную государством политику и донести её в народ, так как согласно Конституции Российской Федерации «единственным источником власти является ее многонациональный народ».

Наши рекомендации