Унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральных органов управления.

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают отнесенные им в ведение вопросы. Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном государстве может быть одно или несколько автономных образований. В целом, возрастает богатство разных форм автономий, их разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире.

Особенность федерализма как формы государственного устройства заключается в том, что допускается определенное соотношение между собственно федеративными связями, преобладающими и предопределяющими характер государственной, с одной стороны, и элементами унитаризма, конфедеративных отношений в модели конкретного государства- с другой. Это соотношение в допустимых пределах может варьироваться в зависимости от специфики государства.

В целом, в мире наблюдается демократизация федеративных отношений и возрастание ответственности носителей государственной власти пропорционально увеличению объема их функций и полномочий. Что смещает акценты в механизмах обеспечения единства и разделения государственной власти по вертикали.

При сохранении субординации системы общенационального права и государственной власти, необходимого сочетания элементов централизации и децентрализации в современной модификации федерализма система государственной власти все более интенсивно подкрепляется развитием отношений, основанных на нецентрализации, субсидиарности, а также кооперации, подразумевающей сотрудничество и взаимную ответственность сторон федеративных отношений, возрастание значения согласительных и координационных форм и процедур взаимодействия.

Обобщение названных основных тенденций позволяет вывести так называемую идеальную модель федерализма современного государства – нецентрализованный, симметричный, кооперативный федерализм, построенный на территориальном принципе организации государственной власти по вертикали. Все эти показатели характерны для стабильных федеративных государств, и они получают свое закрепление в соответствующих конституциях.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно- правовые акты:

Маастрихские Соглашения о Европейском Союзе. 1997.

Амстердамский договор о Европейском Союзе. 1997.

Соглашение между государствами-участниками о создании СНГ. 1991.

Договор о Союзе Беларуси и России.1997.

Конституции зарубежных государств

Конституция Российской Федерации.1993.

Конституция Республики Беларусь, 1994.

Научная литература:

Авраменко С.А. Новая Конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Государство и право.,2001.№7

Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: “Форум- Инфра- М”, 1998.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Инфра- М, 1998.

Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма-Инфра-М, 2000.

Дмитриев Ю.А., Казьмин Н.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория права. – М.: из-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995.

Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: из-во БЕК, 2000.

Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М.: Белые альвы, 1999.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 1999.

16. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции РФ. // Государство и право. 2000.№2.

Конституции стран Восточной Европы. – М., 1998.

Конституции стран Европейского Союза. – М., 2000.

19. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании. // Государство и право, 2000. №1.

Новые конституции стран СНГ и Балтии. – М.,1997.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. – Мн.: НТ ООО “Тетрасистема”, 1997.

Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: из-во БЕК, 1998.

Наши рекомендации