Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия политической модернизации.

Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию.

Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств.

Существует следующая типология политических систем по критериям их развитости:

1) Примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя.

2) Традиционные системы.Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример – политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа.

3) Модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития.

Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.

Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности:

1) Модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений.

2) В ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей.

3) В процессе модернизации значительно расширилось политическое участие граждан.

Критериями модернизации являются:

· высокий уровень индустриализации;

· устойчивое экономическое развитие;

· наличие развитых политических и управленческих структур;

· значительное влияние факторов гражданского общества;

· высокое качество жизни населения;

· развитая профессиональная структура населения;

· значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре.

Основными предпосылками модернизации выступают:

· консолидация этнического, территориального, языкового пространства, формирование государства и нации;

· высокий уровень экономического развития

· доминирование городского населения над сельским;

· достаточно высокая активность граждан в политике;

· утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп.

Модели модернизации:

1) Классическая (хаотическая) страны Западной Европы, США, Австралия. Для них характерна синхронность созревания условий и факторов модернизации, наличие стабилизирующих факторов, растянутость во времени (14-19 вв.).

2) Запаздывающая и неорганическая (Япония, Бразилия, Аргентина, Балканские страны): отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства и авторитарный характер власти.

3) Форсированная (Южная Коре, Сингапур, Тайвань): ограниченные сроки модернизации (30-35 лет), ориентированность экономики на экспорт, авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок.

Условиями эффективности политической модернизации выступают:

· установление сильной исполнительной власти;

· необходимый уровень социально-экономического развития;

· последовательность осуществления преобразований;

· установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики;

· достижение определенного согласия между политическими силами;

· демократические убеждения политических лидеров;

· достижения в области культуры и образования;

· развитие внешнеполитических связей.

В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:

1) В экономике:

· Утверждение в производстве индустриальных технологий.

· Рыночные отношения

· Использование науки

· Создание развитого промышленного сектора

· Формирование услуг

2) В социальной сфере:

· Преодоление элементов сословности в общественных отношениях

· Расширение области целерациональных отношений основанных на профессиональных и рыночных критериях

3) В политике:

· Развитие централизованных государств

· Создание разветвленной политической системы со специализацией ее институтов

· Формирование конкурирующих элит

· Вовлеченность граждан в политику

· Становление правового государства и гражданского общества

4) В духовной сфере:

· Развитие систем образования, науки, СМИ

· Становление идейного многообразия (плюрализма)

Кризисы политического развития в ходе модернизации:

1) Революционный кризис представляет собой не способность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему.

2) Кризис революции заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников.

3) Кризис распределения материальных и социальных благ предполагает, что усиления экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и приводит к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса.

4) Кризис участия обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти.

5) Кризис идентичности связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей.

6) Кризис легитимности возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан.

Выводы:

1) Модернизация означает процесс перехода к современным демократическим обществам, к новому качественному уровню политической культуры и отношений.

2) Модернизация не есть копирование западных политических ценностей.

3) Модернизация – это глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, ее содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом и уровнем развития.

4) Модернизация в каждой конкретной стране есть длительный исторический этап последовательных преобразований. Ее нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и не творчески применяя опыт других стран.

5) Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти.

Наши рекомендации