Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия политической модернизации.
Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию.
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств.
Существует следующая типология политических систем по критериям их развитости:
1) Примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя.
2) Традиционные системы.Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример – политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа.
3) Модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития.
Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.
Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности:
1) Модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений.
2) В ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей.
3) В процессе модернизации значительно расширилось политическое участие граждан.
Критериями модернизации являются:
· высокий уровень индустриализации;
· устойчивое экономическое развитие;
· наличие развитых политических и управленческих структур;
· значительное влияние факторов гражданского общества;
· высокое качество жизни населения;
· развитая профессиональная структура населения;
· значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре.
Основными предпосылками модернизации выступают:
· консолидация этнического, территориального, языкового пространства, формирование государства и нации;
· высокий уровень экономического развития
· доминирование городского населения над сельским;
· достаточно высокая активность граждан в политике;
· утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп.
Модели модернизации:
1) Классическая (хаотическая) страны Западной Европы, США, Австралия. Для них характерна синхронность созревания условий и факторов модернизации, наличие стабилизирующих факторов, растянутость во времени (14-19 вв.).
2) Запаздывающая и неорганическая (Япония, Бразилия, Аргентина, Балканские страны): отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства и авторитарный характер власти.
3) Форсированная (Южная Коре, Сингапур, Тайвань): ограниченные сроки модернизации (30-35 лет), ориентированность экономики на экспорт, авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок.
Условиями эффективности политической модернизации выступают:
· установление сильной исполнительной власти;
· необходимый уровень социально-экономического развития;
· последовательность осуществления преобразований;
· установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики;
· достижение определенного согласия между политическими силами;
· демократические убеждения политических лидеров;
· достижения в области культуры и образования;
· развитие внешнеполитических связей.
В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:
1) В экономике:
· Утверждение в производстве индустриальных технологий.
· Рыночные отношения
· Использование науки
· Создание развитого промышленного сектора
· Формирование услуг
2) В социальной сфере:
· Преодоление элементов сословности в общественных отношениях
· Расширение области целерациональных отношений основанных на профессиональных и рыночных критериях
3) В политике:
· Развитие централизованных государств
· Создание разветвленной политической системы со специализацией ее институтов
· Формирование конкурирующих элит
· Вовлеченность граждан в политику
· Становление правового государства и гражданского общества
4) В духовной сфере:
· Развитие систем образования, науки, СМИ
· Становление идейного многообразия (плюрализма)
Кризисы политического развития в ходе модернизации:
1) Революционный кризис представляет собой не способность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему.
2) Кризис революции заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников.
3) Кризис распределения материальных и социальных благ предполагает, что усиления экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и приводит к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса.
4) Кризис участия обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти.
5) Кризис идентичности связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей.
6) Кризис легитимности возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан.
Выводы:
1) Модернизация означает процесс перехода к современным демократическим обществам, к новому качественному уровню политической культуры и отношений.
2) Модернизация не есть копирование западных политических ценностей.
3) Модернизация – это глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, ее содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом и уровнем развития.
4) Модернизация в каждой конкретной стране есть длительный исторический этап последовательных преобразований. Ее нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и не творчески применяя опыт других стран.
5) Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти.