Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модернизации
Условия эффективности политической модернизации:
- установление сильной исполнительной власти
- необходимый уровень социально-экономического развития
- последовательность в осуществлении преобразований
- установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики
- достижение определённого согласия между политическими силами
- демократические убеждения политических лидеров
- достижения в области культуры и образования
- развитие внешнеполитических связей
В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:
- в экономике:
- утверждения в производстве индустриальных технологий
- рыночные отношения
- использование науки
- создание развитого промышленного сектора
- формирование услуг
- в социальной сфере:
- преодоление элементов сословности в общественных отношениях
- расширение области целерациональных отношений, основанных на профессиональных и рыночных критериях
- в политической сфере:
- развитие централизованных государств
- создание разветвлённой политической системы со специализацией её институтов
- формирование конкурирующих элит
- вовлечённость граждан в политику
- становление правового государства и гражданского общества
- в духовной сфере:
- развитие системы образования, науки, СМИ
- становление идейного многообразия (плюрализма)
Кризисы политического развития в ходе модернизации:
- революционный кризис (представляет собой неспособность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему)
- кризис революции (заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников и др.)
- кризис распределения материальных и социальных благ (предполагает, что усиление экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и привод к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса)
- кризис участия (обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти)
- кризис идентичности (связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей)
- кризис легитимности (возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан)
Выводы:
1) Модернизация – процесс перехода к современным демократическим обществам и к новому качественному уровню политической культуры и отношений. Модернизация это не копирование западных политических ценностей.
2) Модернизация – глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, её содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом, уровне развития и т.д.
3) Модернизация в каждой конкретной стране – это длительный исторический этап последовательных преобразований. Её нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и нетворчески применяя опыт других стран.
4)Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти (Пример: Германия в 30-е годы).
38.Политическая культура. Сущность, структура, функции
Политическая культура – совокупность политический знаний и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности и политической активности людей. Поэтому политическую культуру нельзя сводить к знаниям и убеждениям.
Политическая культура содержит систему способов реализации знаний, является образцом политического видения.
Политическая культура тесно связана с понятием политическое сознание.
Политическое сознание – совокупность установок, ценностей, ориентаций, которые относятся к политической системе власти, поэтому политическое сознание – это условие и средство воспроизводства политической культуры.
Как правило, рассматривают уровни политического сознания:
- обыденный (формируется на основе будничного восприятия действительности)
- имперический (предполагает участие конкретного индивида/личности в деятельности, в ходе которой складываются систематизированные знания)
- теоретический (предполагает научное осмысление тех или иных событий, тенденций, фактов, на основе которого делаются соответствующие выводы)
Все три уровня сказываются на политической культуре. Политическое сознание – это и условие, и средство воспроизводства политической культуры.
Элементы политической культуры:
- знания
- учение
- понимания
- убеждения
Но они могут быть разного свойства, поэтому следует говорить о след. элементах полит. культуры:
- когнитивный элемент, который включает в себя:
- интерес к политике
- все те противоречивые тенденции, которые составляют политику
- оценочный элемент (оценка политических явлений через определённую призму политического сознания. К нормативно-оценочным можно отнести отношения между субъектами политики, массами. Степень культуры может быть разной)
- установочно-поведенческий элемент (стереотипы поведения). Эти стереотипы зачастую у политических субъектов связаны:
- с конкретной ориентацией
- с ориентацией относительно других
- с ориентацией на самого себя любимого
Формы политической культуры:
- духовная (сюда включается опыт, традиции, нравы, ценности, играют большую роль в политической культуре)
- предметная (касается образцов организации политических институтов, определения способов деятельности)
Носители политической культуры:
- конкретные индивидуумы
- социальные группы
- определённые институциональные субъекты (государство, политические партии, общественные объединения)
Политическая культура содержит в себе разнообразные субкультуры, которые представляют локальные и относительно самостоятельные ценности, как правило, выражающиеся в интересах определённых социальных групп, которые вырабатывают свои приёмы общения, поведения и т.д.
Политические субкультуры формируются на основе различий:
- социальных классов
- национально-этнических
- религиозно-политических
- региональных
Есть также след. субкультуры:
- молодёжные
- феминистские (борьба за равноправие женщин и мужчин)
Функции политической культуры:
- обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений, при этом накапливается опыт, необходимый как для функционирования социальных структур, так и для ограждения вмешательства государства или посторонних лиц в жизнь семьи, корпораций.
- познавательная и воспитательная (связана с приобретением субъектом знаний, необходимых для успешной деятельности в политике. Эта функция направлена на воспитание личности на основе конкретных ценностей)
- нормативная (связана с первыми двумя, а прежде всего, со второй. Он обеспечивает стабильность политической системы, направлена на усвоение определённых существующих политических норм, нормативов, которые обеспечивают стабильность политической системы)
- коммуникативная (тесно связана с нормативной, обеспечивает политическое общение объектов, субъектов, между субъектами и объектами и т.д.)
- адаптационная (связана с потребностью человека к приспособлению к изменяющейся среде, приспособлению к определённым условиям)
39.Основные типы политической культуры
Классификация типологии политических культур:
1) по открытости
2) по механизмам воздействия
3) по степени участия граждан в политике в общественной жизни
4) по цивилизационной направленности политических культур
Два типа культур:
1. тоталитарный (связан с недопущением открытости интересов различных социальных групп,
Характерно:
- запрещение всех и вся,
- отсутствие свобод,
- культ борьбы по отношению к другим
- рассчитан на:
- конфронтацию
- решение сложных проблем с позиции силового давления
2. плюралистический (предполагает общенациональное согласие, основанное на учёте и выражении различных мнений и позиций. Поэтому характерно наличие определённых оппозиционных взглядов. Уважение прав меньшинства должно сочетать слоями по отношению к воле большинства. Если оппозиция решила провести митинг, то можно. Но это не значит, что меньшинство (оппозиция) должна мешать большинству – перекрывать улицы, громить город и т.д.)
5) по механическому воздействию:
- государство и гос. структуры
- рынок и свободное волеизъявление людей
Этатистская культура(от ангд. state – государство). Рыночная культура предполагает борьбу идей, учёт определённых установок и их сверку, Этатистская политическая культура связана с воздействием государственных регуляторов, с процессами, которые регулируются гос. структурами.
6) по степени участия граждан в политике:
- патриархальная (существует в обществе, где ещё не сформировалась политическая система. Преобладают явные религиозные черты. Обнаруживается слабое участие и слабы интерес к политике)
- подданническая (характерна для той группы граждан, которые ориентируются на существующие политические системы. Характерен не очень высокий уровень политической культуры и активности граждан)
- активистская (все ориентации достигают высокой частности, ориентирована на соответствующие политических структуры, на активное участие в политике в целом, готовы выражать своё мнение, достаточно активное участвую в митингах, демонстрациях и т.д.)
В реальной политической жизни происходит сочетание этих типов политических культур.
Политические культуры от цивилизационной направленности:
- западная (воплощение ценности человеческой свободы. в основе – требование индивидуальной свободы, автономия личности)
- восточная (характерна ориентация на коллективистские формы организации, на определённые централизованные структуры, на власть)
В РБ сочетаются и западная, и восточная политическая культура. Характерно: трудолюбие, уважение к труду.
40.Сущность и основные этапы политической социализации личности
Политическая социализация – процесс, в ходе которого человек или группа людей усваивают ценности, нормы, установки, образцы поведения, которые позволяют ему в той или иной степени соответствовать требования общества.
Политическая социализация имеет две стороны:
- информирование о тех нормах, с которыми человек знакомится
- усвоение требований общества
В ходе социализации человек приспособляется к обществу, взаимодействию в нём.
Американские политологи выделяют виды социализации:
- вертикальная (передача определённых ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к сыновьям и т.д.)
- горизонтальная (осуществляется в пределах одного поколения (братьев, сестёр и т.д.))
Два уровня политической социализации:
- уровень ближайшего окружения (семья, знакомые)
- взаимодействие с такими же подобными, но в рамках гос. структур и различных негосударственных организаций
Этапы политической социализации:
- начальный этап (детские, юношеские годы. Происходит знакомство с такими понятиями, как власть, закон, государство, парламент и т.д.. Это знакомство происходит, как правило, в кругу семь, в школе. Зачастую образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным)
- этап зрелости (период сложившихся политических представлений. Человек стремится вырасти и реализовать себя в различных видах деятельности. В это период возможна корректировка взглядов и убеждений под влиянием других)
- пенсионный этап (политическая социализация замедляется, усиливается политическое отношение к действительности («Это то… Это не то… И вообще молодёжь никуда не годится…»)
Основные средства политической социализации (агенты социализации):
- семья (ребёнок осуществляет первый контакт с существующей действительностью. В западной политологией семья называется политический агентом, через которое политическая культура передаётся от одного агента к другому.
- школа и учебные заведения осуществляют социализацию через учебные программы, в процессе образования осуществляется целенаправленная передача накопленных знаний и ценностей другим поколениям, и возникает отбор этих знаний
- сверстники и родственные группы (школьные и студенческие друзья, коллеги по работе, приятельские кланы)
- политические партии, политические организации, общественные объединения (оказывают влияние на формирование социализации)
- СМИ (значительную часть знаний, убеждений и т.д. мы получаем через СМИ, Интернет, соц. сети)