Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
· принципом гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;
· принципом фундаментализации, способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественно-научным и гуманитарным знанием;
· принципом компетентностного подхода, определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
· принципом социально-личностной подготовки, обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
· принципом междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник вуза при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
· культурно-ценностной и личностной ориентации;
· гражданственности и патриотизма;
· социального взаимодействия;
· коммуникации;
· здоровьесбережения;
· самосовершенствования.
В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник должен развить следующие метапредметные компетенции:
· владение методами системного и сравнительного анализа;
· сформированность критического мышления;
· умение работать в команде;
· владение навыками проектирования и прогнозирования;
· сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мо-тивационно-ценностных ориентации;
• умение учиться, постоянно повышать квалификацию.
2)Цели и задачи учебной дисциплины «Политология»
В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла политология занимает свое особое место. Изучение политологии позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.
В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира.
Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы.
Основные цели преподавания дисциплины:
· формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;
· утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;
· развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.
Задачами изучения дисциплины являются:
· усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций - предметных и
операциональных;
· развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;
· ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;
· утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;
· формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т. д.).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· основные теоретико-методологические проблемы политологии;
· ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;
· специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;
· природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;
· специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;
· сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения.
Выпускник должен уметь:
· формировать и аргументировать свою политическую позицию;
· анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;
· участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;
· взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;
· применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
· воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга;
· оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем;
· осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.
Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что понимание политического аспекта экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.
ТЕМА 2: Становление и развитие политической науки.
2.1.Политическая мысль Древнего Востока.
2.2.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
2.3.Политическое учение Средневековья.
2.4.Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.
2.5.Политическая мысль Нового времени.
2.6.Политическая мысль России X-XIX в.в.
2.7.Политическая мысль Беларуси X-XIX в.в.
2.8.Основные направления современной политологии.