Понятие непосредственной демократии
Формами демократии, являются непосредственная и представительная демократии, при этом исторически первой возникла непосредственная демократия.Демократия называется прямой, или непосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества.
Примерами непосредственной демократии являются плебисциты, проводившиеся еще в эпоху Римской республики, когда на собраниях плебеев принимались решения, обязательные для всего этого сословия. Своеобразными плебисцитами были также и постановления большинства, провозглашавшиеся на родоплеменных собраниях у славян и древних германцев. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, некоторых других городах Руси.
Наиболее последовательно идея непосредственной демократии была разработана Ж.-Ж. Руссо, общепризнанным автором теории народного суверенитета, его неделимости и неотчуждаемости. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею о том, что власть народа и правление, которое его осуществляет, существуют лишь в интересах народа. Суверенитет неотчуждаем и неделим - учил Ж.-Ж. Руссо. На практике это означает, что никакое представительное собрание не может сосредоточить в себе всей полноты прав, принадлежащих народу. И эти права могут быть реализованы только всей совокупностью граждан. Ж.-Ж. Руссо порицал идею народного представительства: «Депутаты народа... не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлять окончательно»[32]. Концепция Ж.-Ж. Руссо, построенная на началах справедливости, совершенно правильно предугадывала то общее направление, в котором будет происходить развитие современных государств. Но она рисовала совершенно отвлеченный идеал, недостижимый в настоящем и едва ли достижимый в будущем[33].
В настоящее время ряд ученых также дают различные определения непосредственной демократии.
Так, В.В. Пылин характеризует непосредственную демократию как осуществление публичной власти непосредственно народом (населением), принятие им общеобязательных решений по вопросам государственного и местного значения[34].
Р.Ю. Горлачев исходит из понимания непосредственной демократии как сферы властных отношений, в рамках которой народ в целом либо его часть, организованная как самостоятельный коллектив (территориальный или иной), осуществляет свою власть на основе всеобщего участия и прямого волеизъявления каждого при принятии государственных и общественных решений[35]
Более полным, на наш взгляд, является определение В.В. Комаровой: «Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении»[36].
Таким образом, признаками непосредственной демократии можно назвать:
а) прямое волеизъявление граждан, которое не опосредуется какими-либо органами;
б) совпадение субъекта (источника) воли и субъекта выражения воли;
в) особый круг субъектов политических отношений, субъектов права ее осуществления;
г) участие граждан в принятии решений, в осуществлении власти от своего имени; право на непосредственное волеизъявление предоставляется правоспособному лицу на основании гражданства, достижения определенного возраста и проживания на соответствующей территории, членства в трудовом коллективе, общественной организации;
д) посредством институтов прямой демократии в принятии решений могут участвовать все правоспособные лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении;
е) сопоставление воли народа и формируемого им органа власти[37].
Критерием при выявлении форм непосредственной демократии являются ее существенные признаки, охватываемые содержанием понятия непосредственной демократии. Таким образом, вопрос о содержании понятия непосредственной демократии, выделении существенных признаков непосредственной демократии, рассмотренный выше, является ключевым вопросом при определении форм непосредственной демократии.
Несмотря на то, что разработкой и анализом этой проблемы занимались многие отечественные ученые - государствоведы, необходимо отметить, что в науке нет единства по поводу того, что относить к формам непосредственной демократии. Каждый из них по-своему определяет перечень форм волеизъявления народа, относящийся к институту непосредственной демократии, однако в целом можно утверждать, что под формами непосредственной демократии юридическая наука понимает «те ее проявления, которые институционализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя полноты государственной власти - народа»[38].
Исходя из тезиса об исключительной связи прямого народного правления с осуществлением государственной власти, из определяющего характера непосредственной демократии к формам прямого правления следует отнести: референдум; выборы; отзыв депутата либо выборного должностного лица; общие собрания населения; митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; народную инициативу; деятельность политических партий.