Понятие и формы непосредственной демократии

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Формы:

1. Референдум- это голосование граждан РФ по наиболее важны вопросам государственного или местного значения.

Референдум в России может проводиться на трёх уровнях власти: федеральном, региональном и местном.

Конституционно-правовые основы организации проведения референдумов определяется Конституцией РФ и ФЗ №67 Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ».

Правовой базой референдумов субъектов и местных референдумов также являются законы субъектов РФ.

Референдум РФ регулируется ФКЗ от 28.06.2004 №5 «О референдуме РФ». ФКЗ определяет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на общероссийский референдум.

В законодательстве РФ предусматриваются обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума РФ.

Назначает федеральный референдум Президент РФ после того как Конституционный суд РФ признает инициативу проведения референдума по предложенному вопросу соответствующей Конституции. Центральная избирательная комиссия РФ признает решение принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на общероссийском референдуме обладает высшей юридической силой и сопоставлено с самой Конституцией. Решение принятое на референдуме является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение может быть отменено или изменено только путем принятия решения на новом референдуме.

2. Свободные выборы.

Выборы- непосредственное волеизъявление граждан по вопросу замещения выборных должностей. Выборы характеризуются периодичностью. Выборы проводятся на всех трёх уровнях власти. Правовые основы выборов определяются Конституцией РФ, ФЗ №67, ФЗ О выборах депутатов Гос.Думы ФС РФ. На региональном уровне проведение выборов определяется законом субъектов РФ.

3. Всенародные обсуждения.

Обсуждения народом проектов законов, важных вопросов государственной и общественной жизни. Всенародные обсуждения представляют собой волеизъявление граждан относительно содержания того или иного законопроекта или вопроса общественного и государственного значения. В отличие от референдума волеизъявления граждан в данном случае осуществляется не в форме голосования, а в форме направления замечаний и пожеланий по вопросу вынесенному на обсуждение. Вопрос выносимый на народное обсуждение публикуется в СМИ (официальные сайты гос.органов, органов местного самоуправления и т.д). После гражданам предлагается в течение определенного времени направлять свои мнения по указанному адресу. Затем замечания и предложения населения обобщаются соответствующим органом и могут быть учтены в тексте принятого в последствии правового акта, а также при решении конкретных вопросов. Таким образом, это форма непосредственной демократии имеет консультативное значение (окончательное решение принимает орган государственной власти). Реализуется на трёх уровнях власти.

Проблемы: низкая осведомленность граждан, низкая активность населения, недостаточные возможности ознакомиться с результатами этого обсуждения.

4. Народная правотворческая инициатива.

Представляет собой разработку гражданами проекта закона или иного нормативного правового акта и внесение его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддержки реализации этой инициативы необходимым количеством голосов избирателей. На федеральном уровне граждане не обладают законодательной инициативой, а на региональном и муниципальном уровне обладают.

Механизм реализации: создаётся инициативная группа граждан. Она регистрируется в установленном порядке. Подготавливают проект закона или иного правового акта и начинает процедуру сбора подписей в поддержку своей инициативы. После того, когда имеется необходимое количество подписей (~3 %). Проект нормативного правового акта вносится в соответствующий орган власти на рассмотрение. Члены инициативной группы могут присутствовать при обсуждении их проекта. При этом полномочный орган обязан принять к рассмотрению этот проект, но окончательное решение остается за органом гос.власти.

5. Отзыв выборных должностных лиц.

Суть отзыва заключается в том, что депутаты представительных органов и выборные должностные лица могут быть отозваны избирателями путем голосования, т.е полномочия выборных лиц прекращаются досрочно по решению избирателей.

Две формы депутатского мандата:

1.Свободный. Избиратель только может избрать депутатом, при отсутствии возможности отозвать.

2.Императивный. Возможность избрать и отозвать.

Депутаты Гос.Думы обладают свободным мандатом.

Возможность на региональном и местном уровне: основанием отзыва может выступить совершение должностным лицом противоправных действий, бездействий квалифицированных в качестве таковых в судебном порядке.

Сама процедура неоднократно становилась предметом рассмотрения Конституционным судом:

1.В постановлении от 24.12.96, КСРФ определил общую возможность существования института отзыва

2.В постановлении от 7.06.2000, КСРФ указал, что отзыв главы субъекта РФ также допустим .

Нельзя упрощать процедуру отзыва.

Процедура достаточно формализована и выглядит как выборы наоборот.

Общие этапы процедуры отзыва депутата или выборного должностного лица:

1.Возбуждение инициативы отзыва. Создается и регистрируется инициативная группа. После регистрации она правомочна действовать

2.Сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву

3.Назначение голосования по отзыву

4.Агитация за или против отзыва. Агитировать могут совершеннолетние лица, не лишенные избирательного права. Кого отзывают, ему дается право ответить на претензии избирателей

5.Голосование по отзыву

6.Определение результатов голосования. Общее правило 50 % + 1

6. Собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов)- это форма непосредственной демократии, при которой граждане путем прямого волеизъявления могут принимать обращения к соответствующим органам или избирать делегатов призванных представлять интересы населения перед органами власти.

Только на муниципальном уровне- ФЗ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления.

К этой форме также относится сход граждан.

7. Петиция- коллективное обращение граждан.

Реализуется в виде направления гражданами в органы публичной власти обращений по различным вопросам государственного и общественного значения. Форма является консультативной.

8. Публичные слушания.

Проходят как правило в виде заседания организованного уполномоченным органом гос.власти или местного самоуправления с участием населения.

9. Опросы граждан (консультативный референдум).

Проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение принятое не имеет обязательной силы. Не дает окончательного решения того или иного вопроса. Но его нельзя считать просто социологическим опросом. Его проведение является условием принятия политического решения.

Наши рекомендации