Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии

Непосредственная демократия – это совокупность правовых норм, регулирующих принципы и механизмы воли народа, который осуществляет волеизъявление непосредственно, минуя каких-либо посредников.

Институты непосредственной демократии делятся на 2 группы:

1. К императивным формам непосредственной демократии относятся такие формы, решение которых является окончательным, обязательным и не подлежит какому-либо утверждению гос. органами или органами МСУ: императивный референдум, выборы депутатов и выборных должностных лиц.

2. Консультативные формы непосредственной демократии – это выявление воли народа в целях принятия оптимального решения соответствующим гос.органом или органом МСУ. При консультативной форме окончательное решение принадлежит органам гос. власти и органам МСУ.

Виды:

1. Референдум и выборы.

Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Выборы — формирование органов гос. власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

2.Митинг - массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций и событиям общественно-политической жизни.

Собрания – таммогут принимать разнообразные решения: политические, экономические, социальные и т.п. (принятие резолюций, выдвижение кандидатов, принятие законопроекта, избрание руководящего органа).

Шествия - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью проявления внимания к какой-либо общественной проблеме.

Демонстрации -форма непосредственной демократии, которая публично выражается группой лиц общественно-политическое настроение с использованием наглядной форма агитации (транспарантов, лозунгов, плакатов и т.д.).

Пикетирования -массовое собрание граждан направленных на блокирование какого-либо здания (сооружения) с целью воспрепятствования в его проникновение.

Съезды, совещания.

3. Индивидуальные и коллективные обращения в органы гос. власти, обжалования действий должностных лиц, отзыв депутата, забастовки.

4. Революции.

5. Законодательная инициатива, всенародные обсуждения, петиции.

Противоположность - представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы гос.власти и МСУ.

19. Референдум в Российской Федерации как демократический и конституционно-правовой институт: история проведения, понятие и виды, правовое регулирование.

Понятие референдума дано в ФКЗ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ».

Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Признаки:

1.Референдум – это форма прямого волеизъявления.

2.Референдум – это форма волеизъявления граждан.

3.Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.

4.Цель: принять определенные решения.

5.Обязателен механизм голосования.

6.Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.

Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.

Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:

1.Обширность территории государства.

2.Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.

3.Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.

История нормативного регулирования:

В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.

В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.

В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».

Практика проведения референдумов в России:

1) На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.

2) 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.

3) 12 декабря 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.

Виды референдумов:

I. По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):

· Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;

· Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;

· Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;

· Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.

II. По территориальному признаку:

· Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;

· Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;

· Местный.

III. От времени их проведения:

· До принятия закона парламентом;

· После принятия закона парламентом.

IV. По юридическим последствиям:

· Консультативный;

· Императивный.

V. По способу проведения:

· Обязательные(по вопросам, указанным в законе);

· Факультативные.

VI. По субъектам инициативы(Глава государства, Парламент и т.д.).

Наши рекомендации