Тема 10. политические и правовые учения

В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ XX века.

1. Политико-правовая доктрина солидаризмаЛ.Дюги.

2. Неокантианская концепция права Р.Штаммлера.

3. Психологическая концепция права Л.И. Петражицкого.

В началеXX в. стала отчетливо проявляться наметившаяся тенденция социализации гражданского общества.

Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию права и государства с ориентацией на развитие гражданского общества по капиталистическому пути.

1. Леон Дюги (1859-1928 гг.) – французский социолог, профессор права.основные труды: «Трактат о конституционном праве», «Государство, объективное право и позитивный закон».

Дюги утверждал, что все индивиды – это социальные существа, связанны между собой общностью потребностей и общественным разделение труда. Индивид лишь является «составной клеточкой социального организма». Поэтому люди нуждаются друг в друге, то есть солидарны друг другу. Солидарность – это закон функционирования общества. Факт солидарности порождает норму солидарности (это правовая норма, однако стоит выше государства и позитивного законодательства, которые служат для ее осуществления:«Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности»).Дюги видит смысл существования индивидов «только в выполнении известной работы в деле социального строительства». На основе этого Дюги предлагает создание новой политической организации общества, где признаются за индивидами права (частная собственность становится социальной обязанностью, осуществляемая в интересах всего общества).

Государство, по Дюги, «…проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства – «часть общественного организма». Правители организуют определенные службы, обеспечивают непрерывность их деятельности, а также контролируют их действия. При новом государственном строе – «более гибком, более гуманном, более защищающем индивида» - правители будут служить обществу, а власть будет принадлежать большинству из представителей всех классов. Законодательная власть должна принадлежать двухпалатному парламенту (палата депутатов (должна состоять из представителей всех существующих партий) и сенат (является представительством всех профессиональных организаций – синдикатов)). На основе синдикатов переустраивается общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приводит к децентрализации политической власти. Власть распределяется между синдикатами, которые выполняют различные политические и социально-экономические функции. Правительство лишь выполняет контрольные и надзорные функции.

Дюги понимал под законом – «волю нескольких голосующих человек». Закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной солидарности».

2. Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.) – немецкий юрист. Основная работа: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории».

Штаммлер дает абстрактное, формальное определение права: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение». Штаммлер обосновал новое понятие – «естественное право с меняющимся содержанием». Естественное право, утверждал Штаммлер, имеет «изменчивое содержание». Возникающие временами социальные конфликты и явления и порождают идеи изменения права. «Естественным правом с изменчивым содержанием» являются принимающие массовый характер идеи изменения содержания права, которые должны осуществляться применительно к конечной цели.

Штаммлер утверждал, что прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом. Это общество, где преодолено противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Но этот идеал вообще никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества.

3. Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) – русский правовед. Основные работы: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии».

Петражицкий утверждал «…благодаря этическим эмоциям человек проявляет себя как социальное существо». Этическая эмоция – это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. Петражицкий выделял два вида этических эмоций: нравственные эмоции (это переживания нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга). Нравственным эмоциям соответствуют нравственные нормы («нормы первого рода, односторонние обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы»); правовые эмоции (это переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга). Правовым эмоциям соответствуют правовые (юридические) нормы («нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы»).

Петражицкий определял право как совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный характер. Императивность, в понимании Петражицкого, есть осознание индивидом своего долга, обязанности. Атрибутивность – это осознание своего права. Петражицкий выделял: интуитивное право (это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев) и позитивное право (это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев). Петражицкий высоко оценивал интуитивное право. Также он делил право на: право официальное (это право, которое действует при поддержке государства. Официальное право включает в себя позитивное и интуитивное право) и неофициальное право (право, которое не имеет поддержки государства. К нему относятся: право детское, партийное, городское и т.п.).

Наши рекомендации