Тема № 7. Политические и правовые учения Европейского Просвещения.

План:

1. Политические и правовые учения во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо.

2. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.

3. Политические и правовые учения в Италии в XVIII в.

Методические рекомендации по изучению темы

Французская политико-правовая мысль наиболее полно использовала концепции «естественного права», общественного договора и народного суверенитета для критики феодальных государственно-правовых институтов. Следует обратить внимание на значение прогрессивных для своего времени политических идей Вольтера.

Идеология французского просветительства много занималась теорией государственного механизма, которым следовало заменить монархию. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей, получившем наиболее законченную форму у Ш. Монтескье. Следует обратить внимание на его учение о роли географического и политического факторов в формировании законов, на его доктрину о политической свободе и законности.

Изучая доктрину общественного договора следует отметить, что наиболее многопланово идея общественного договора была разработана в учении Ж.-Ж. Руссо. Особенного внимания заслуживает теория народного суверенитета, реализуемого в «общей воле». Необходимо уяснить, что концепция общественного договора имела прогрессивное значение для своего времени. Следствием этого учения стало осмысление королевского абсолютизма как власти, нарушившей общественный договор и узурпировавшей права народа. Пристальное внимание необходимо обратить и на своеобразную позицию Руссо как теоретика непосредственной демократии.

Особенности развития политических и правовых учений немецкого и итальянского просвещения обусловлены особенностями социально-экономического развития Германии и Италии. Следует подчеркнуть: просветительство носило компромиссный характер, что обусловило появление умеренных доктрин в идеологической сфере и консервативных в политической сфере. Немецким просветителям (С. Пуфендорф, X. Томазия и X. Вольф) были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала.

В учении передового итальянского юриста Ч. Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-правовой теории того времени были громадны, необходимо обратить внимание на то, что гуманистические идеи на совершенствование общих условий жизни и законодательства связывались все-таки с просвещенным монархом.

Вопросы для самоконтроля

1. С чем связывал Вольтер программу общественных преобразований?

2. Какие основные положения, содержащиеся в развернутой политической доктрине Монтескье, имели наибольшее значение для идеологии просветительства?

3. Какая классификация форм государства была предложена Монтескье?

4. В чем выражается новизна учения Монтескье о разделении властей?

5. Каковы главные черты учения Руссо о происхождении неравенства?

6. Какое место и роль общественному договору и народному суверенитету отводит Руссо в своей политической концепции?

7. Учениями каких авторов представлены естественно-правовые теории немецкого Просвещения XVII-XVIII вв.?

8. Что было присуще учениям немецких просветителей?

9. Какие идеи правовой теории Чезаре Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовном законодательстве?

Тема № 8. Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)

План:

1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве.

2. Политико-правовая теория Иоганна Фихте.

3. Философия права Георга Гегеля.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении политико-правовых взглядов представителей немецкой классической философии следует иметь в виду, программные требования в их философских доктринах, как правило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрессивных концептуальных представлений с умеренными, а порой и консервативными практико-идеологическим и установками.

Усвоению политико-правовых воззрений Канта на государство и право должно предшествовать уяснение его философских положений. В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического и априорного видов познания. Необходимо дать характеристику учения Канта о праве, уделив пристальное внимание понятию нравственного закона и требованиям категорического императива. Также следует отметить вклад Канта в разработку политической теории: он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам Кант этот термин не употреблял).

Следует отметить, что в общетеоретических взглядах И. Фихте прослеживается приверженность естественно-правовой доктрине, но при этом они отличаются своеобразием методологических, философских основ. В творчестве И. Фихте отчетливо и ярче, нежели у Канта, сказывается двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства.

При анализе политико-правового учения Г. Гегеля нужно иметь в виду, что он стремился дать «философское» объяснение государства и права. Главное его произведение, посвященное этим вопросам – «Философия права» (1821 г.). Гегель создал грандиозную философскую систему, основными частями которой являлись логика, философия природы и философия духа, которые в свою очередь делятся на несколько учений. Государство и право были отнесены к предмету философии духа, которая освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. Разбирая теорию Гегеля, надо обратить внимание на знаменитый афоризм мыслителя, в котором выражено его понимание предмета и методе философии права: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».

Следует уяснить, что понятие права Гегель рассматривал более широко, нежели это было принято в философии и юриспруденции того времени. Идеей права он считал всеобщую свободу.

Необходимо отметить оригинальность концепции Гегеля в отношении гражданского общества и государства, которые, но его мнению, представляют собой несовпадающие сферы общественной жизни. Важно уметь дать характеристику того и другого, обратив внимание на выделение объективной и субъективной сторон государства.

Надо также уметь показать, каким образом решается Гегелем проблема политическою отчуждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные положения учения Канта о праве?

2. Какую трактовку естественного права дает Кант?

3. Какие основные идеи и принципы правового государства были сформулированы Кантом?

4. В чем заключаются основные положения политико-правовой теории И. Фихте?

5. В чем состоит своеобразие подхода Гегеля к трактовке естественного права?

6. Какой путь, но мнению Гегеля, проходит идея права в своем развитии?

7. Какую характеристику государства дает Гегель (с объективной и субъективной стороны)?

1. Как Гегель рассматривал гражданское общество?

ЛИТЕРАТУРА

1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1997.

2. История политических и правовых учений: Учебник для юридич. вузов и факультетов./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1995.

3. История политических и правовых учений. Изд. 2-е, перераб. и доп./ Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1998.

4. История политических и правовых учений: Учебник./ Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.

5. История политических и правовых учений: Хрестоматия. Под ред. К.И. Дементьева. – М., 1996.

6. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. – М., 1977.

7. Медведев Р. Взаимосвязь идеологии, политики и общественных наук.// Коммунист. – 1990. - № 16.

8. Нерсесянц В.С. Политические учения и современность. – М., 1976.

9. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. – М.,1997.

10. История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1985.

11. История политических и правовых учений. Домарксистский период. / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

12. Аристотель. Политика. Соч. т. 4. – М., 1983.

13. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.

14. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1996.

15. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.

16. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. – Л., 1982.

17. Даватур А. Политика и полития Аристотеля. – М.-Л., 1965.

18. Ильин Г.Ф. Религия Древней Индии. – М., 1959.

19. История политических учений. Под ред. О.В. Мартышина. Вып.1 – М., 1996, разделы 1-2.

20. История политических и правовых учений. Древний мир и Средневековье. – М.,1988.

21. Кечекьян С.Р. Учение Аристотеля о государстве. – М., 1947.

22. Коренев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. – М., 1983.

23. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. – М., 1982.

24. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979.

25. Платон. Государство. Соч. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971.

26. Платон. Законы. Соч. Т. 3. Ч. 2. – М., 1972.

27. Рерих Е.И. Основы буддизма. – Таллин, 1990.

28. Словарь античности. – М., 1996.

29. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. – М., 1996, гл. 2,3,4,6.

30. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. – С.-Пб., 1993.

31. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. III-I вв. до н.э. – М., 1977.

32. Утченко С.Л. Цицерон и его время. 2-е изд. – М., 1986.

33. Фролов Э.Д. Огни Диоскуров: Античные теории переустройства общества и государства. – Л., 1984.

34. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.

35. Чернышев Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. – Новосибирск, 1992..

36. Эбелс Г. Обзор развития политических учений Древнего мира. – Рига, 1990.

37. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

38. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1986.

39. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. Вып. 1. – М., 1994.

40. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.

41. Баргош Ю. Фома Аквинский. 2-е изд. – М., 1975.

42. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.

43. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

44. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1986.

45. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. Вып. 1. – М., 1994.

46. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». – М., 1965.

47. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.

48. Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.

49. Игнатенко А.А. Общественно-политические воззрения Абу аль-Хасана аль Маварди (974-1058). Народы Азии и Африки. 1989, № 4.

50. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1993.

51. Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. М., 1982.

52. Клочков В.В. Религия, государство и право. – М.: Мысль, 1978.

53. Рейснер М. Идеология Востока. Очерки восточной теократии. – М.-Л., 1927.

54. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984.

55. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

56. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1986.

57. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся странах. Сб. статей. М., 1976.

58. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

59. Сагодеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). – М., 1973.

60. Сагодеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.

61. Старостина С.А. Некоторые аспекты исламской концепции государства и права в российской литературе. – В сборнике статей адъюнктов и соискателей Калининградской высшей школы МВД России. Вып. 2. Калининград, 1997.

62. Старостина С.А. Идея правового государства в свете исламской правовой доктрины. – В межвузовском сборнике научных трудов: Актуальные проблемы теории отечественного и зарубежного государства и права. Калининград, БИЭФ, 2000.

63. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

64. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение./Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1986.

65. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. Вып. 1 – М., 1994.

66. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1996.

67. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Макиавелли. – М., 1977.

68. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.

69. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия»: (О кн. Т. Мора). – М., 1991.

70. Ла Боэси, Этьен де. Рассуждения о добровольном рабстве. – М., 1962.

71. Лейст О.Э. Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов XVI-XVII веков. – М., 1966.

72. Макиавелли Н. Государь / Избранные произведения. – М., 1982.

73. Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. – Л., 1984.

74. Ревункова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., Мысль, 1988.

75. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Сост. Л.М. Брагина. – М., 1985.

76. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. – М., 1984.

77. Темнов Е.И. Макиавелли. – М., 1979.

a. Тема № 6

78. История политических и правовых учений. Домарксистский период./ Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

79. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

80. История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. / Отв. ред. В.С Нерсесянц. – М., 1989.

81. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып.1. – М., 19994.

82. Азаркин Н.М. Монтескье: (фр. мыслитель, юрист). – М., 1988.

83. Баскин М.П. Материал к лекции на тему: «Шарль Луи Монтескье – выдающийся философ-мыслитель». – М., 1996.

84. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1996.

85. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.

86. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. – М., 1977.

87. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.

88. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования – Вопросы философии, 1991, № 7.

89. Голубев В.И. Генезис и эволюция политических учений. М., 1995.

90. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

91. Кочарян М.Т. Поль Гольбах. М., 1978.

92. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.

93. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

94. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

95. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1993.

96. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

97. Пересветов И.С. Сочинения. – М.-Л., 1956.

98. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1996.

99. Прозорова А. Радищев Александр Николоаевич (1749-1802). – Л., 1979.

100. Пугачев В.В. А.Н. Радищев. Эволюция общественно-политических взглядов. – Горький, 1960.

101. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М., 1969.

102. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. – М., 1978.

103. Соколов В.В. Вольтер (общественно-политические, философские и социальные воззрения): Лекция. – М., 1956.

104. Татищев В.Н. Избранные произведения. – Л., 1979.

105. Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли./Под ред. М.М. Щербатова. – М., 1967.

106. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.

107. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.

108. Баскин Ю.Я. Кант. – М., 1984.

109. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.

110. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. – М., 1990.

111. Гегель Г. Философия права. – М., 1990.

112. Гегель Г. Политические произведения. – М., 1978.

113. Кант И. Метафизика нравов.// Соч. в 6 томах. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965.

114. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. – М., 1984.

115. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о государстве и праве и его уголовно-правовая теория. – М., 1963.

116. Соловьев Э.Ю. И. Кант. Взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.

117. Философия Канта и современность. – М., 1974.

118. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.

119. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.

120. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания: демократический период. – М., 1989.

121. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.

122. Графский В.Г. Технократический идеал в свете истории политического использования знаний в классовом обществе. // Политико-правовые институты в их историческом развитии: Сб. статей./Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1981.

123. Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание. – М., 1990.

124. Милон-Дельсон З. Политические идеи XX в. – М., 1992.

125. Политическая мысль Европы конца XIX- начала XX вв.: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Штинов. – Екатеринбург, 1991.

126. Раймон А. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

127. Федотов Г.П. Судьбы империй. // Судьба и грехи России. Т. 2. – Спб., 1992.

128. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. – М., 1988.

Наши рекомендации