История нового востока. часть i.
История Нового Востока. Часть I.
XVI – XVIII века.
Екатеринбург, 2016
Страны Азии и Африки к началу Нового времени.
Восток неоднороден и многолик. Ещё древние: греки и римляне говорили, что мудрость сосредоточена на Востоке. Восток рассматривался, как царство деспотии. Уже в XVI веке складывается концепция восточного деспотизма. Деспотический характер власти и широкие функции государства отмечали Гегель, Адам Смит, Карл Маркс.
Попытки обобщения материалов о Востоке были сделаны в XIX – XX веках. Использовался цивилизационный фактор. Тойнби указывал на самоценность восточных цивилизаций.
Феномен Восточной деспотии.
Восточная деспотия – распространенное явление в истории стран Востока. Каковы ее основные черты? Чем отличается восточная деспотия от деспотии вообще? Если объединить идеи трех известных ученых Запада – Гегеля, Маркса и Вебера – вероятно, получится ответ, близкий к истине. Нам кажется, именно эту концепцию излагает Л.С. Васильев в его двухтомной «Истории Востока». Гегель подчеркивал деспотизм власти на Востоке и бесправие социума. Карл Маркс писал о верховной собственности государства на землю в странах Азии. Макс Вебер в работах «Социология религий» и «Хозяйственная этика мировых религий» отмечал особенности менталитета народов Востока, их религиозную культуру, которая застыла в метафизических спекуляциях, косной традиционности и не знала «рационального» начала, известного Западной Европе эпохи Реформации. По мнению Л.С. Васильева, деспотизм возникает там, где нет частной собственности. Именно на Востоке возник феномен «власть-собственность», и эта связка возможна только в условиях существования деспотического государства. Традиционные же религии Востока этот деспотизм делали нормой! Почему? Вероятно, это связано с сакрализацией верховной власти в странах китайско-конфуцианской и арабо-исламской культурной традиции. В Европе в отдельные исторические периоды встречались монархи-деспоты. Однако деспотизм не стал нормой ни для античного общества, ни для средневекового! Для Востока деспотизм – это норма. Связка «власть-собственность» выросла из свободной прежде общины. Последняя теряла исключительные права на землю и вынуждена была делиться с властью. Таким образом, деспотия – форма самодержавной, неограниченной монархии, отличающаяся полным произволом власти и бесправием подданных.
Нам кажется достаточно обоснованной теория редистрибуции, предложенная Л.С. Васильевым. Постепенно складывается феномен перекрывающих друг друга владельческих прав: одна и та же земля, а, точнее, право на продукт с нее, принадлежали обрабатывающему ее крестьянину и общине в целом, от лица которой выступал человек – старейшина, распределяющий угодья; и региональному администратору; и верховному собственнику – т.е. государству. Основной доход с земли составлял налог – рента, не просто налог, и не просто рента, а именно «налог-рента». Налог шел на содержание государя-государства, рента – на содержание промежуточных структур, например, крупного землевладельца, который играл роль связки в схеме «государство-община».
Такая взаимозависимость складывалась постепенно, на протяжении столетий и закреплялась в сознании людей лучше, чем закон.
Страны Азии и Африки к началу Нового времени. (Другая версия).
Политическая карта Азии и Африки на рубеже нового времени
Китай
Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай. Правит династия Мин, с середины XIV до середины XVII в. Китай был развитым феодальным государством, имевшим экономические и политические связи со многими странами. Он торговал с различными феодальными владениями и государствами Азии. Однако Китай почти не имел связей с Европой и государствами Ближнего Востока. Слабыми были контакты и с такой крупнейшей страной Азии, как Индия.
Китай граничил с более слабыми, чем он, государствами. Правители Китая считали другие народы своими вассалами и данниками. Иногда им удавалось в той или иной форме навязать вассальную зависимость соседям. Но зачастую она носила чисто номинальный характер. В середине XVII в. сам Китай оказался под властью маньчжурской династии Цин. Маньчжурию и примыкавшие к ней районы населяли чжурч-жэньские племена, объединившиеся к концу XVI в. в единое Маньчжурское ханство — государственное образование раннефеодального типа со значительными пережитками родового строя.
Монголия
Монгольские ханства граничили с Китайской империей на северо-западе страны. Завоевательная политика монгольских феодалов во времена Чингисхана и его преемников крайне отрицательно повлияла на монгольское общество. Войны и внутренние усобицы задержали развитие производительных сил, закрепилась феодальная раздробленность. К западу от Хангайских гор, до верховьев Енисея и Иртыша, находились ханства ойратов-монголов, к востоку от Хангайских гор располагались ханства северных и южных монголов, разделенные пустыней Гоби. Каждый из этих районов распадался на десятки враждовавших феодальных владений.
Феодальная раздробленность облегчила покорение Монголии маньчжурами. В 1636 г. феодалы Южной Монголии, которая в дальнейшем стала именоваться Внутренней Монголией, признали правителя маньчжуров своим ханом. Во второй половине XVII в. маньчжуры покорили Северную (Внешнюю) Монголию. Завоеванные маньчжурами монгольские земли с утверждением в Китае маньчжурской династии стали колониальной окраиной феодального Китая. К концу XVII в. сохраняло свою независимость лишь Ойратское (Джунгарское) ханство.
Корея
Одно из развитых феодальных государств Восточной Азии. В конце XVI в. она подверглась нашествию японских феодалов, которое было отражено в результате длительной и упорной борьбы. Вскоре, однако, последовало новое иноземное вторжение. В 1637 г. маньчжуры навязали правителям Кореи договор о вассальной зависимости, а после утверждения в Китае маньчжурской династии китайские императоры, ссылаясь на этот договор, рассматривали Корею как вассальное государство. Фактически же Корея сохранила свой суверенитет. Выплата дани китайским императорам ограничивалась посылкой символических даров в Пекин. Корейцы решительно отвергали притязания правителей Китая.
Страны Юго-восточной Азии
Крупнейшим государством Южной Азии была империя Великих Моголов. К середине XVII в. власть могольских императоров распространялась на всю Северную и Центральную Индию. Большая часть Афганистана также была подчинена Моголами, которые пытались распространить свою власть и на государства Средней Азии.
К юго-востоку от Бирмы находилось тайское государство Сиам (ныне Таиланд). В начале нового времени Сиам, столицей которого тогда была Аютия (Аюттхая), неоднократно воевал с соседними государствами. В 1767 г. Аютия после двухлетней осады была захвачена и сожжена бирманцами. Несколько позднее королевство Сиам было восстановлено, и его столицей стал Бангкок.
В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке выделялись три крупные островные страны: Индонезия, Филиппины и Япония. Как уже отмечалось, Филиппины к началу нового времени были испанской колонией, а в Индонезии стали утверждаться голландские колонизаторы. В Японии сложилось более или менее централизованное феодальное государство абсолютистского типа, и к середине XVII в. она была одним из развитых феодальных государств Азии.
Средний Восток и Малая Азия
Обширные районы Среднего Востока входили в состав иранского государства, которым правила династия Сефевидов. В период наибольшего расцвета, при шахе Аббасе I (1587—1629), империя Сефевидов включала не только Иран (Персию), но и западные районы современного Афганистана, часть Туркмении, Закавказье, Ирак. Народы, объединенные в этой империи, отличались друг от друга по своему социально-экономическому и культурному развитию. Даже в период расцвета империя Сефевидов не была прочным государственным образованием, а начиная со второй половины XVII в. феодальный Иран постепенно теряет свое могущество и силу.
Расположенные к западу от государства Сефевидов Малая Азия и арабские страны входили в состав созданной в результате многочисленных завоеваний турок-османов Османской империи, владения которой были расположены в трех Частях света — Азии, Европе и Африке. Между Сефевидами и османскими султанами шла борьба за Ирак и арабское побережье Персидского залива. Сирия, Ливан, Палестина, Ирак, Хиджаз, Йемен были завоеваны турками, но власть османского султана над большей частью Аравийского полуострова была в значительной степени номинальной. В середине XVII в. арабские Племена создали на восточном побережье полуострова свой имамат Оман.
Египет
Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба — берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.
Марокко
Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV— XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас). Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.
Введение.
Китай – одна из древнейших цивилизаций. Китай всегда оказывал влияние на соседние народы и являлся своеобразным центром Дальневосточной суперсистемы.
В истории Китая с древнейших времен до наших дней важнейшим является чередование династических циклов. По мнению С.А. Нефедова и О.Е. Непомнина, в Поднебесной имели место восемь таких циклов. Первым был Раннеханьский цикл (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.); вторым – Позднеханьский цикл (25 – 220). После длительного перерыва, почти в четыре столетия наступил третий – Танский цикл (618-907). Четвертым был Сунский цикл (960-1279), пятым – Минский цикл (1368-1644). За ним следовал Цинский цикл (1644-1870) – шестой круговорот в истории Китая. Его сменил седьмой – Тайпинский цикл (1870-1949). Восьмой цикл, цикл Нового «Сяокана», начался в 1950 г. и продолжается в наши дни. Подобная цикличность, по мнению ведущих отечественных синологов, не исключает линейного развития внутри каждого цикла. Однако в конкретной истории Китая чаще наблюдался застой. Именно это, считает О.Е. Непомнин, склоняет историков-востоковедов к определению экономики Поднебесной до середины XIX в. как традиционной экономики. С точки зрения формационной составляющей, она не выходила за рамки «азиатского способа производства».
Города и ремесло.
Во времена династии Мин в городах проживало 10% населения страны. Фернан Бродель обращает внимание на исторически сложившуюся иерархию китайских городов, она фиксировалась в последнем слоге их названия. Например,
ФУ (СУ) – город первого ранга – центр провинции – Ганьсу;
ЧЖОУ – город второго ранга – центр области – Гуанчжоу;
ЯН (АНЬ) город третьего ранга – центр уезда – Юньнань, Учан.
Население городов было многочисленным. Так, например, в Пекине проживало около двух миллионов человек. По мнению С.Б. Сенюткина, города Цинской эпохи не являлись, по сути, центрами производства, не определяли судьбу социально-экономического развития страны. Городское население состояло из ремесленников (39%), служилой бюрократии (40%), торговцев и ростовщиков (20%). Таким образом, 60% населения городов или 6% населения страны были связаны с ремесленно-производственной деятельностью. И это, включая жен ремесленников, стариков и детей. О чем это свидетельствует?
Китайский город обслуживал, в основном, сам себя. Ремесленную продукцию покупали городские чиновники, высшие и низшие чины армии, проживающие в городе землевладельцы. Поэтому львиную долю ремесленных изделий составляли предметы роскоши: изысканная мебель, тонкая посуда, легкие нарядные ткани. Некоторые исследователи считают, что в Китае до начала XIX в. ремесло не смогло отделиться от торговли.
Ремесленные объединения.
Основной формой ремесленного объединения был цех (хан). Чтобы стать членом цеха, нужно пройти институт ученичества сроком в 5-6 лет, получить рекомендации от старшины и заплатить вступительный взнос. Цехи были скорее патриархально-семейными корпорациями, чем объединением ремесленников одной специальности. Даже профессиональные нищие имели собственные цехи, государство всячески поощряло подобные объединения нищих, ибо это упрощало систему контроля над городскими попрошайками. Кстати, чтобы стать членом такого цеха, нужно было внести значительный денежный взнос и устроить банкет для «директората» городских побирушек. Маньчжуры попытались ликвидировать цехи и заменить их существующей в китайской деревне еще со времен Конфуция круговой порукой.
Система круговой поруки.
В 1708 г. была узаконена система баоцзя. Суть ее заключалась в следующем: каждые 10 домовладений выбирали одного старшину (пай); каждые 10 пай – одного старосту (цзя); каждые 10 цзя – одного начальника (бао). Таким образом, государством санкционировалась особая форма городской и сельской общины с элементами личной несвободы. Членам общины запрещалось передвигаться ночью по улицам, ночевать в храмах, устраивать многолюдные сборища. За порядком следили начальники – бао. Для идеологической обработки населения Цины ввели институт «беседчиков». Первого и пятнадцатого числа каждого месяца «беседчики» разъясняли новые правительственные указы, напоминали правила морального поведения, а также вели записи добрых и дурных дел общинников. Институт «беседчиков» представлял собой систему тотальной слежки.
Внешняя политика.
Вскоре маньчжуры приступили к широкомасштабным завоеваниям.
§ На Востоке к вассальной зависимости приведена Корея;
§ На Севере – Внешняя Монголия;
§ На Северо-Западе маньчжуры продвинулись в Кашгарию и Джунгарию, территория была завоёвана. Образована провинция Синьцзяннь.
§ Юго-Запад – Тибет формально завоёван, но фактически оставался под властью далай-ламы.
§ Юг. Маньчжуры проникают в Индокитай, а именно в Бирму и Вьетнам, но больших успехов там им достичь не удалось.
К концу XVIII века Китай сформировался в своих современных границах. Но присоединённые земли не пригодны для земледелия. Отношения с ними строились по принципу «большой семьи», где «старшим братом» являлся Китай, «младшими братьями» – все остальные страны. «Старший брат» в такой системе отношений помогает «младшим», учит их уму-разуму, а «младшие братья» не только подчиняются, но и дарят подарки в виде небольшой дани. Следует заметить, что такие отношения не были обременительны для зависимых стран.
На завоёванных же землях ведётся политика ассимиляции. Распространяется китайский язык, обычаи. Все проявления сепаратизма жестоко подавляются.
Взаимоотношения с Западом и Россией.
В начале XVI в. в Макао обосновались португальцы. В XVII веке португальцев вытеснили голландцы и французы, а затем и англичане. Торговля ведётся через город Гуаньчжоу. Вся торговля постепенно переходит в руки англичан.
Вместе с португальцами в Китае появляются монахи-иезуиты. Действовали успешно. Представляли ассимиляционное направление. Взаимодействовали с китайскими традициями. Были приглашены к императорскому двору. К середине XVII века в Китае насчитывалось уже около 150 тысяч христиан. Во второй половине XVII века началась борьба среди миссионерских орденов, которая окончилась с принятием решения о чистоте христианских обрядов. Христианство в чистом виде, без учёта особенностей традиционной китайской культуры вызвало мягко говоря непонимание. В 1715 году император Каньси приказал изгнать всех христиан из Китая. Христианские храмы повсеместно разрушались.
К середине XVIII века Китай начинает проводить политику «закрытия» страны.
Причины:
§ Китай достиг предельных размеров;
§ Принцип самодостаточности Китая;
§ Осознание маньчжурской элитой возможности слияния оппозиционерских и сепаратистских кругов с Западом.
Взаимоотношения с Россией.
Во взаимоотношениях с Россией велась караванная торговля через Среднюю Азию и город Кяхта.
В XVII веке в Приамурье активно просачиваются казаки. Столкновения между маньчжурами и казаками. Ярким примером является осада Албазинского острога.
Эти столкновения приводят к тому, что российское правительство пытается разграничить территории Приамурья и заключает с Китаем Нерчинский мирный договор 1689 года. По Кяхтинскому договору 1728 года были установлены дипломатические отношения между Китаем и Россией. Была основана русская духовная миссия в Пекине.
Ода Набунага (1534-1582)
- Путем хитрой и коварной политики. а также путем вооруженного захвата, подчинил своей власти множество земель. 1573 год - сверг последнего сёгуна Асикага.
- Ввел рисовый налог для обеспечения армии продовольствием.
- Отменил в подчиненных городах заставы и внутренние таможенные пошлины.
- Создание «свободных рынков» рынок без налогового сбора.
- Установил твердый обменный курс запрет использовать рис, как средство обмена.
- Чеканка денег.
В связи с недовольством и упорным сопротивлением феодалов в 1582 году, Ода Набунага, будучи окружен неприятелем, совершил самоубийство.
Тоётоми Хидэёси (1536-1598) -выходец из крестьян, возвысился наслужбе уНабунага
- Система «прямо контролируемых владений» (Нагасаки, Киото, Осака и др.) Наиболее развитые торговые и сельскохозяйственные центры, дававшие основной приток риса и другого дохода.
- Закрепощение крестьянства, укрепление сельской общины и развитие вассальных отношений. Перепись крестьян и деление на «основных крестьян» и крестьян без надела.
- Разоружение крестьян. Указ об «охоте за мечами» 1588 г.
- Деление общества на: Си (самураи), Но (крестьяне), симин (горожане).
- Увеличение налогового гнета путем уменьшение земельных площадей у крестьян.
- Перевод ренты на продуктовую (рисовую) основу.
- Корейская компания 1592 г. с целью расширения границ. Неудача. Ослабление юго-западных феодалов и крупных торговцев, поддерживающих Хидэёси.
После смерти Хидэёси разгорелась междоусобная война между Токугава Иэясу и оппозицией, сплотившейся вокруг сына Хидэёси – Хидэёри. Окончилась победой Токугава в битве при Сэкигахара 1600 г. Иэясу в этой битве впервые использовал Ниндзя в качестве лазутчиков
Оформление новой политической системы при первых сёгунах рода Токугава.
1603 г. Токугава Иэясу принимает титул сёгуна. Основывает сёгунат (1603-1867 гг.) столица г. Эндо (Токио). Начало системы военно-феодальной диктатуры. Отстранение от участия в политической жизни императорского дома. Но подчеркивание религиозного авторитета императора и получения санкции на власть от императора.
Токугава Иэясу (1603-1615)
- победил своих политических противников в битве при Сэкигахара (1600),
- принял титул вождя (1603)
- реформировал японское общество, укрепив центральную власть. Даймё были разделены на три группы, в зависимости от их отношения к Иэясу — "родственники" — "союзники" — "враги".
- Система заложничества. Для укрепления централизации в Эдо обязаны были переехать семьи всех даймё. Превращались в заложников. Самим крупным феодалам разрешалось половину времени проводить в своих владениях. Т. е. один год даймё могли жить у себя в провинциях, но следующий год обязаны были находиться в Эдо при дворе сёгуна. Такая система называлась "санкин котай".
- Разбил сына Хидэёси Хидэёри в битве при Тэннодзив 1614г. В результате чего наиболее опасные противники власти Токугава были устранены.
Токугава Иэмицу (1623-1651)
- Социальная структура общества была законсервирована. Самураям было запрещено переходить на службу к новому хозяину без согласия прежнего.
- Изъятие у крестьян оружия.
- Для ликвидации оппозиции внутри рода Токугава, конфисковал земли своего младшего брата Таданаги и заставил его совершить сэппуку.
- Для уменьшения влияния министров-старейшин, ввёл в 1634 году пост младших старейшин, на которые назначались командиры гвардии сёгуната.
- В течение 1632—1636 годов Иэмицу проводил централизаторский силовой курс, направленный на подавление политических и экономических свободдаймё. Конфисковал владения неблагонадежных тодзама-даймё.
- Ввёл систему периодических командировок для региональных властителей, которые должны были проводить год в ставке сёгуна.
- В 1634—1635 годах, провёл распределение полномочий и обязанностей управленцев сёгуната. Внедрена система ежемесячной ротации для управленцев высшего и среднего звена. Все решения в центральном правительстве должны приниматься коллегиально. Были созданы правила для подачи судебных исков и правила работы сёгунских совещаний.
Государственное устройство:
Сёгун опирался на административный совет – городзю, состоящий из представителей княжеских династий.
Возглавлял совет первый министр и главный советник сёгуна – тайро. Японское правительство называлось бакуфу.
В Японии времен Токугава сохранялось традиционное деление на провинции во главе с губернаторами – крупными князьями. Эра самурайства характеризуется непрерывными междоусобными войнами. Князья дома Токугава сумели остановить междоусобицы и добиться успехов в централизации страны.
Феодальная политическая система в период Эдо в Японии «бакухан тайсэй».
«Баку» — это сокращение от «бакуфу» (военное правительство Японии, сёгунат). «Хан» («княжество») — провинция, возглавляемая даймё.
В отличие от Европы в Японии существовало два уровня правительств: сёгунат в Эдо и правительства в каждом хане по всей стране. Провинции, имели определённый уровень суверенитета — независимую администрацию, а сёгунат отвечал за отношение с иностранными державами и национальную безопасность. Сёгун был самым сильным и влиятельным среди даймё, ответственным за свою собственную территорию, владения клана Токугава. Каждый хан самостоятельно осуществлял экономическую политику и сбор налогов.
Формы контроля Сёгуна над Даймё.
Сёгунат имел власть упразднять, делить и трансформировать ханы, и это было одним из главных рычагов управления провинциями. Существовала система заложничества — каждый даймё обязан был оставлять в Эдо заложников из своего клана (это могли быть наследники или жёны). Сами даймё обязаны чередовать место своего жительства — проводить один год в Эдо, один в своём хане. Это требовало очень значительных для экономики провинции расходов и являлось ещё одним важным средством контроля за лояльностью даймё.
Сёгун – император.
Несмотря на то, что реальной властью в Японии обладал сёгунат, император Японии в Киото всё равно был законным правителем Японии. Право управления страной было официальным образом делегировано императорским двором клану Токугава, а в конце периода Эдо в ходе реставрации Мэйдзи также официально возвращено императорскому двору.
Сёгунат назначал специального посредника ко двору императора, «Киото Сёсидаи», для того, чтобы иметь дело с императорским двором и аристократией.
Внешняя политика Токугава.
Внешняя политика данного периода включала в себя такие важные моменты, как «закрытие Японии» и борьбу с христианской верой. Два события были взаимосвязаны между собой так как Иностранцы, которые начали высаживаться на Японские острова, занимались в основном миссионерской деятельностью и насаживали католическую веру.
«Закрытие Японии»: причины и последствия.
Первоначально династия Токугава налаживала отношения с иностранцами, для поднятия престижа своего дома и так как страна нуждалась в передовых технических знаниях, европейских способах производства оружия. Иностранные же государства, стремясь укрепить свое влияние в Японии, начали насаживать католическую веру, чем внушили опасения дому Токугава, что привело к курсу на «закрытие страны».
Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были португальцы, прибывшие в Японию в 1542 г. Они обосновались на юге о. Кюсю и принялись насаждать католическую религию. Широкое распространение на юге страны христианской веры послужило поводом для беспокойства японских властей. Они боялись захвата японских территорий. В связи с этими опасениями Токугава Иэмицу в середине XVII в. ввел политику “закрытых дверей”, запрещавшую японцам покидать страну.
Европейцы в основном занимались миссионерской деятельностью. В это время в Японии проживало 700 тыс. человек, принявших христианскую веру. В 1614 г. был издан специальный указ, запрещающий принимать иностранную веру. В 1636 г. правительство Токугавы запретило японцам выезжать за пределы Японии, нарушителей ожидала смертная казнь. Иностранцам нельзя было заниматься миссионерской деятельностью, им разрешалось только вести торговлю.
1638 г. правительство Токугавы изгнало из страны всех португальцев и испанцев. Единственным открытым городом, где разрешалась внешняя торговля, стал город Нагасаки.
Политика Сакоку или самоизоляции (дословно «страна на цепи») проводилась вплоть до 1853 года.
Причины:
§ Стремление оградится от иностранного проникновения из-за страха колонизации страны.
§ Сохранение самобытной японской культуры, быта и религии.
§ Сёгуны боялись усиления князей юго-западной и западной Японии. Князья этого региона уже стали христианами и вели активную торговлю с португальцами. Не следует забыть, что южные тодзама даймё были оппозиционны правящему дому и могли начать борьбу за власть.
Последствия:
§ В первую очередь закрытие страны привело к Лишению экономики перспектив развития и кризису в традиционной экономической системе Японии.
§ На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов. Товарно-денежные отношения не могли развиваться в условиях «закрытия».
Проявление кризиса Традиционной экономической системы.
С начала XVIII в. не растут площади обрабатываемых земель, нет роста урожайности. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. По переписи 1721 г. она составила 26 млн человек. В дальнейшем, при практически постоянной численности населения, доля сельских жителей снижается, городских растет. Это свидетельствует о расслоении и разорении крестьянства. Крестьяне покидают деревню, так как не в состоянии справиться с ростом налогов. К концу века рента составляла уже 60% урожая. Это привело к ряду крестьянских восстаний (1747 г., 1749 г., 1754 г., 1764-1765гг.).
Характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян.
Приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры.
Гонения на христиан.
Христианство проникло в Японию вместе с португальскими и испанскими купцами в середине XVI века. Особенно активны были иезуиты, которые создали многочисленную общину на южном острове Кюсю. Всего к концу XVI века в Японии насчитывалось около 300 тысяч христиан. Они пользовались покровительством и части самурайской знати - некоторые удельные князья открыто переходили в католичество и демонстративно носили кресты поверх одежды. Однако проникновение иезуитов вызывало подозрения - в них многие видели агентуру европейских колонизаторов.
В 1587 году объединитель Японии Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения христиан. Старт к репрессиям дала показательная казнь 26 активных католиков, которых распяли на крестах. Зверские расправы продолжились и при Иэясу Токугава, который завершил объединение Японии и создал централизованное государство. В 1614 году он запретил христианство по всей стране. Началось массовое разрушение церквей, а всем подозреваемым предлагалось наступить ногой на медную табличку с изображением Богоматери. Отказывавшихся подвергали мучительным казням.
Христиане перешли в подполье и в 1637 году подняли в районе города Симабара на острове Кюсю восстание во главе с самураями-христианами. Они героически сражались, но мятеж был жестоко подавлен. С тех пор запрет на христианство в Японии действовал более 250 лет, хотя в стране оставались крайне немногочисленные общины.
Отношения с голландцами.
Все контакты с западным миром были монополизированы голландцами-кальвинистами, особое положение которых в стране было обеспечено их помощью в подавлении восстания католиков. Два раза в год был разрешён заход голландских и китайских судов лишь в один порт в стране — Нагасаки.
Образование империи Великих Моголов.
Начало XVI в. Индия встретила в состоянии глубокой раздробленности. Делийский султанат формально продолжал существовать, но на деле его правители владели лишь жалким обломком державы. Возникшие на обломках султаната государства достигли значительного уровня экономического и культурного развития, но постоянные междоусобицы ослабляли и истощали их.
Занимавший делийский престол в 20-е годы XVI в. Султан Ибрахим не оставлял надежд вернуть отколовшихся вассалов под свою руку. Но и собственные придворные были недовольны им, в их среде возникла идея пригласить в Индию Бабура, правителя Ферганы. Бабур (1483-1530) принадлежал к династии Тимуридов. Он какое-то время правил Самаркандом, но лишился почти всех своих владений и бежал в Афганистан, где вскоре захватил власть в Кабуле. С 1519 г. он начал набеги на Индию, всякий раз увозя богатую добычу. Бабур давно мечтал о покорении Индии, но смог приступить к осуществлению этого замысла лишь в 1526 г. Итак, Бабур вторгся в Индию, захватил Панджаб и разбил султана Ибрахима, а затем занял Дели. Очень скоро пригласившие, его индийские феодалы поняли, что «этот тюрок» не собирается уходить обратно, а рассчитывает утвердиться на делийском престоле. Они объединились против Бабура, но были также разбиты. Бабур захватил еще ряд индийских земель и объявил себя их правителем, положив тем самым начало новой династии и новой империи — империи Великих Моголов.
Бабур умер в 1530 г. Он разделил владения между сыновьями, отдал Индию любимцу — Хумаюну и завещал остальным братьям подчиняться ему. Но наследники и не думали выполнять волю отца. Против Хумаюна объединились братья и мусульманские феодалы из Бенгалии и Бихара. Разбитый в двух сражениях, бездарный и безвольный Хумаюн бежал в Синд, а затем в Иран. Власть на целые 15 лет (1540— 1555) перешла в руки афганских феодалов из рода Сур. Лишь в 1555 г. Хумаюн смог вернуться на делийский престол, но вскоре умер.
Акбар и его реформы
В 1556 г. тринадцатилетним подростком на трон взошел сын Хумаюна Акбар (1542—1605), ставший подлинным основателем империи и величайшим реформатором в истории средневековой Индии. Унаследовав от отца лишь несколько разоренных войной полунезависимых провинций, Акбар смог расширить свои владения во много раз, присоединив к ним богатейшие области Гуджарата, Бенгалии, Центральной Индии и Кашмира, а также земли деканских султанатов Берара и Ахмаднагара. Акбар осуществил ряд реформ, призванных создать сильное централизованное государство. Административная реформа разделила империю на 15 провинций во главе с наместниками, которым подчинялась четкая структура налогового и судебного аппарата. Была введена единая для всей империи система мер и весов, а также календарь, причем, что крайне важно, этот календарь был основан не на догматах ислама или индуизма, а на последних достижениях астрономической науки. Исключительную важность для экономики страны имела налоговая реформа, в рамках которой поземельный налог, раньше собиравшийся в натуральной форме и доходивший до одной трети урожая, был переведен в денежную. Чтобы уплатить его, крестьяне должны были продать урожай на рынке, тем самым способствуя развитию товарно-денежных отношений в империи. При Абкаре была достигнута упорядоченность системы сбора налогов, это позволило ему содержать большую армию, завоевывать новые земли, вести значительные строительные работу и при этом не разорять страну. В конце 70-х годов падишах попытался отменить существовавшую в течение веков военно-ленную систему и жаловать за службу не землями, а деньгами. Ответом на этот шаг стали мятежи в различных провинциях, так что реформу пришлось отменить. Акбару пришлось ограничиться введением системы из 33 рангов, которые присваивались феодалам, находившимся на государственной службе. Каждому чину соответствовала цифровая градация, показывавшая, сколько всадников должен был на доходы со своих земель содержать обладатель данного чина. Акбар активно содействовал развитию ремесла и торговли, отменив ряд наиболее тяжелых пошлин с купцов и ремесленников.
Но наибольшую славу принесла ему религиозная реформа, целью которой было консолидировать правящую элиту, вне зависимости от вероисповедания. В рамках этой реформы Акбар, вопреки установлениям исламского права, отменил существовавший на протяжении всей истории Делийского султаната, крайне обременительный и еще более унизительный налог с немусульман — джизию. Впервые в истории Индии, да и всего средневекового мира, Акбар отказался делить религии на «истинную» и «ложную», а подданных и вообще людей — на «истинно верующих» и «неверных». Целью политики государства было объявлено не благо мусульман, а «мир для всех». Акбар объявил в своих владениях полную свободу вероисповедания, отменил любую дискриминацию немусульман.
Религиозная политика Акбара вызывала недовольство мусульманских феодалов и консервативной части духовенства. Они напрямую обвиняли падишаха в ереси, поднимая народ на восстания против него. На их стороне был сын и наследник Акбара Джахангир (правил 1605 -1627): взойдя на трон, он свел на нет многие начинания отца. Слаб