История востока. 4 курс .(1 – й семестр).

История востока. 4 курс .(1 – й семестр).

1. Предмет и периодизация истории Востока.

Под понятием «Восток» традиционно понимаются страны Африки и Азии. В период холодной войны возникло понятие «страны третьего мира», которое применялось в отношении стран Зарубежной Азии, Африки и Латинской Америки. Также был употребим термин «развивающиеся страны». Но в настоящее время последние два понятия становятся не совсем уместными, так как страны Востока в своем развитии шагнули далеко вперед (Японию и Китай, например, уже не назовешь странами третьего мира или развивающимися странами).

Для периодизации истории Востока наиболее распространенные формационный и цивилизационный подходы. Первый подход:

1) Новая история начинается с середина XVII (Английская буржуазная революция; или XVIII в. - Великая Французская революция) - начало XX вв. - Период генезиса и утверждения капиталистических отношений на Востоке, а также переход капитализма в империализм.

2) Новейшая история - 1914 (или 1917) - наст. время.

В отечественном востоковедении (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские считали рубежом Английскую буржуазную революцию, а ленинградские - французскую. Зато конечная дата - 1917 г. у советских востоковедов не вызывала споров.

Второй подход:

Л.С. Васильев предложил следующую периодизацию:

1. древность IV тыс. до н.э. - III в. н.э.;

2. восточное средневековье III - сер. XIX;

3. период колониализма сер XIX - сер. XX в.;

4. вторая половина XX в. - деколонизация Востока и формирование основных цивилизационных моделей на Востоке:

- азиатско-конфуцианская

- исламский мир

- индо-буддийская модель.

А.М. Родригес предложил несколько иную периодизацию:

1. 1492 - конец XIX вв. В этот период происходят Великие географические открытия (1492 г. - Колумб, 1498 г. - Васко да Гама). Эти открытия коренным образом изменили не только географическую, но и экономическую, социальную, политическую картину всего мира. На Западе началась «революция цен», ставшая катализатором капиталистических отношений и впоследствии превращения большинства европейских держав в метрополии.

2. C XX в. - новейшее время. На востоке именно в конце XIX - начале XX вв. начинается развитие собственных капиталистических отношений, что вызвало процесс появления новых классов и групп общества, возникновения буржуазного революционного движения и последующие буржуазные революции («пробуждение Азии»). Именно на грани веков произошли первые межимпериалистические конфликты (испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899 - 1902 гг. и русско-японская война 1904 - 1905 гг.).

Периодизация зарубежных историков:

1. С Начала XVI - новое время. Западные историки исходят из концепции Средневековья, продолжавшегося от краха Римской империи (конец V в.) до «эпохи Высокого Возрождения» (начало XVI в.). Верхняя грань Новой истории находится в подвижном состоянии.

2. По мнению большинства Зарубежных историков, грань Нового и Новейшего времени отстает всего лишь на время жизни одного поколения (20 - 25 лет) от текущего календарного года. При этом события последних 20-25 лет еще не могут получить должной оценки и относятся скорее к политологии.

Актуальность изучения истории Востока:

? Поиски корней и истоков мировой цивилизации приводят на Восток;

? Все мировые религии зародились на Востоке;

? Большая часть населения земного шара проживает на Востоке;

? Китай, Индия, Южная Корея, Япония и др. выходят на ведущее места по экономическому потенциалу;

? Сделав большие успехи в познании и покорении природы, западный мир обращается к восточному опыту в познании внутреннего мира человека.

? Комплекс проблем социально-экономического характера, существующих в афро-азиатском регионе (терроризм в Афганистане, проблемы нераспространения ядерного оружия, голод, ВИЧ и др.) требует вмешательства всех страны мира.

Тайпинское движение в Китае

Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметной антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли чуть ли не решающую роль в формировании той идейной доктрины, под знаменем которой многомиллионные массы китайского крестьянства выступили против царствующей династии и даже были близки к тому, чтобы одержать над ней верх. Как это могло случиться и как это понимать?Кризис империи начался, как упоминалось, с увеличения ввоза в Китай опиума, результатом чего было как массовое отравление населения южных провинций страны, так и выкачка из нее серебра и связанный с этим резкий финансово-экономический дисбаланс (лян, т.е. унция серебра, в 1830 г. соответствовал примерно 1000 медяковвэней, в начале 40-х годов - полутора тысячам, в 1848 г. - двум тысячам, а в начале 50-х годов - почти пяти тысячам). Обесценение медяков, в которых вели свои расчеты миллионы крестьянских семей, вело к росту налогов (ставки налога традиционно исчислялись в лянах) и массовому разорению земледельцев, что, в свою очередь, послужило причиной восстаний, вспыхивавших в Китае одно за другим, особенно на юге, в конце 40-х годов. Восстаниями руководили различные тайные общества, идейно-доктринальная основа которых при всем разнообразии восходила примерно к одинаковому набору лозунгов и требований, окрашенных чаще всего в религиозные, преимущественно даосско-буддийские цвета: восстановить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых. На этом общем фоне в начале 50-х годов выделилось движение тайпинов.Идея тайпин (великое равенство) восходит к рубежу нашей эры и в свое время вдохновила участников восстания «Желтых повязок» в Хань. Однако теперь она стала интерпретироваться несколько иначе. Идеолог движения тайпинов Хун Сю-цюань (1814-1864), неудавшийся претендент в конфуцианские сюцаи (он трижды терпел поражение на экзаменах на первую степень), в начале 40-х годов в Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, сблизился с христианскими миссионерами и проникся их идеями. Из христианстваХун взял, во-первых, идею о высшем едином Боге, чьим пророком он вскоре стал себя воспринимать, а во-вторых, столь близкую китайской традиции идею о социальном равенстве^ справедливости, которую он идентифицировал с принципом тайпин. Хун основал новое «Общество поклонения Богу» с традиционной для китайцев внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. Он резко выступил против привычных для восставшего китайского крестьянства даосско-буддийских лозунгов и изображений, заменив их почитанием высшего христианского Бога, идентифицированного в какой-то мере с конфуцианским Небом, что, однако, на практике вполне сочеталось как с традиционным конфуцианским культом морального совершенства, самодисциплины, ритуального церемониала, так и со столь же традиционными даосско-буддийскими требованиями равенства в его наиболее примитивной уравнительной форме. Эта смесь оказалась достаточно жизнеспособной для того, чтобы увлечь миллионы ставших тайпинами китайских крестьян. Войско тайпинов, хорошо организованное, разбитое на мелкие военно-религиозные ячейки с совместным строго регламентированным бытом (общность имущества и снабжение из общих складов, казарменные условия существования), стало быстро одерживать победу за победой, занимать один южнокитайский город за другим. Сделав своей столицей Нанкин, тайпины вскоре оказались перед необходимостью организовать управление уже достаточно большим государством. Казарменный аскетизм был для этого недостаточен. Пришлось ориентироваться на традиционные китайские формы управления, вплоть до конфуцианских экзаменов на ученую степень. Естественно, это не могло не поколебать прежних устоев и принципов идеологии тайпинов.Уже в середине 50-х годов движение тайпинов, как это не раз случалось в аналогичной ситуации с крестьянскими восстаниями в Китае, обрело очертания привычной для империи бюрократической структуры. Руководители движения получили княжеские титулы, обзавелись дворами и гаремами, стали ожесточенно соперничать между собой за власть. Тем временем события в Китае и явная неспособность маньчжурской династии справиться с восставшими начали всерьез беспокоить европейские державы, лишь недавно открывшие двери Китая 'для колониального капитала. Воспользовавшись незначительным инцидентом в качестве предлога, англичане осенью 1856 г. высадили войска в Гуанчжоу. Позже к ним присоединилисьфранцузы. Гуанчжоу был захвачен, войска стали продвигаться к Шанхаю, затем (в мае 1858 г.) были высажены на севере, близ Пекина и Тяньцзиня. Цинские власти предпочли пойти на переговоры и новые уступки державам (Тяньцзиньский договор 1858 г.). Правда, вскоре после подписания договора чуть оправившиеся от испуга маньчжурские власти решили было частично изменить его условия, но новая серия вооруженных столкновений китайских войск с экспедиционным корпусом держав, завершившаяся поражением Китая и разгромом знаменитого комплекса летних императорских дворцов Юаньминьюань, разграбленных и сожженных колонизаторами, привела к подписанию в I860 г. Пекинских соглашений. На сей раз последовали еще большие уступки державам - уже не только Англии и Франции, но и России.Тем временем тайпины, некоторое время находившиеся в состоянии острого внутриполитического кризиса, как бы обрели свое второе дыхание. В 1859 г. в Нанкин прибыл один из близких родственников Хун Сю-цюаня - Хун Жэнь-гань, ряд лет проведший в Гонконге в общении с христианскими миссионерами. Он принес с собой программу новых реформ, явственно несших отпечаток иноземного влияния. Суть преобразований сводилась к тому, чтобы содействовать частнособственническому предпринимательству, заимствуя при этом у Запада его опыт, достижения и даже некоторые институты. Но при этом следовало по-прежнему укреплять дисциплину, бороться с суевериями и всемерно укреплять власть государства. Впрочем, нововведения Хун Жэнь-ганя в том, что касается следования западному опыту, не могли быть реализованы. Более того, поладившие с цинским двором державы теперь, с начала 60-х годов, были заинтересованы в том, чтобы покончить с тайпинами (по букве новых договоров с Китаем после разгрома тайпинов они приобретали некоторые привилегии в районе бассейна Янцзы, оплота государства восставших).Это привело к тому, что державы, с одной стороны, стали вооружать маньчжурское войско, а с другой - сами решили вмешаться в ход военных действий. Была создана бригада во главе с англичанином Уордом (после его смерти ею командовал Гордон), которая нанесла тайпинам ряд существенных поражений. Активизировали военные действия и добились некоторых успехов и цинские армии. Началась блокада Нанкина. И хотя отдельные группировки войск тайпинов (в частности, армии Ши Да-кая) время от времени еще достигали успехов, участь восстания в целом была уже решена. В 1864 г. Нанкин был взят штурмом, Хун Сю-цюань покончил с собой, Хун Жэнь-гань был взят в плен и казнен. Вскоре и оставшиеся войска тайпинов прекратили сопротивление. С последней в истории императорского Китая великой крестьянской войной было покончено. Восставшие потерпели поражение.Это не была антизападная, антиколониальная акция, не было сопротивление традиционной структуры нежелательным нововведениям. Дело в том, что нововведения как таковые еще не успели сказаться и повлиять на структуру, вызвать с ее стороны сопротивление. А то, что уже успело проявить себя (ввоз опиума, утечка серебра и финансово-экономический кризис), было лишь привычными в истории империи сигналами, свидетельствовавшими о нарушении приемлемой жизненной нормы и о необходимости противостоять такого рода нарушениям. Иными словами, тайпинское восстание не было в полном смысле реакцией традиционной китайской структуры на колониализм. Оно было реакцией на кризис, хотя сам кризис был спровоцирован колониализмом.

Поражение тайпинов сняло проблему влияния христианских идей среди крестьян, но поставило немало новых вопросов, важных для страны. Первым из них был вопрос о формах существования Китая в новых условиях. Условия эти характеризовались, с одной стороны, слабостью династии, с трудом восстанавливавшей свои силы после изнурительной войны с тайпинами и энергичного натиска колониальных держав; с другой - проникновением в страну иностранного капитала и связанным с этим постепенным крушением традиционной структуры, неизбежной и мучительной переоценкой ценностей под воздействием европеизации. Найти выход из сложившейся ситуации оказалось для Китая делом весьма нелегким. Решение проблемы затянулось более, чем на столетие.

КИТАЙСКО-ЯПОНСКИЙ КОНФЛИКТ

Танзимат в Турции.

Реформы султана Махмуда II явились важным этапом в процессе «европеизации» Османской империи, ее экономического и культурного прогресса. Их логическим и естественным продолжением стали начавшиеся на рубеже 30-40-х годов XIX в. реформаторские мероприятия, вошедшие в историю Турции под названием Танзuмат (1839 - 1870).

Отправной точкой реформ 40-50-х годов стал султанский Гюльханейский хатт-и шериф (рескрипт) 1839 г., с подготовкой и провозглашением которого связано имя крупнейшего турецкого государственного деятеля того времени - Мустафы Решид-паши. Он был представителем новой прослойки османской бюрократии, которая все глубже осознавала необходимость проведения реформ ради спасения и упрочения империи. В формировании его личности и взглядов особую роль сыграло пребывание в середине 1830-х годов в Европе в качестве турецкого посланника в Париже, а затем посла в Лондоне, где он много внимания уделял изучению государственного устройства и политической жизни европейских стран.

Подготовка новой серии реформ была обусловлена существенными внешнеполитическими обстоятельствами: усилившейся зависимостью Османской империи от политики европейских держав после ее тяжелого поражения в конфликте с Египтом. Гюльханейский хатт-и шериф, названный так по месту его провозглашения - на площади перед султанским дворцом Гюльхане, - был обнародован 3 ноября 1839 г. Основные его положения заключались в провозглашении гарантий безопасности жизни, чести и имущества всех подданных империи, обеспечения справедливого способа взимания налогов, ликвидации откупной системы. Указ устанавливал гласность судебных процессов, гарантировал прекращение практики конфискации имущества осужденных, декларировал равенство подданных империи в их правах и обязанностях без различия вероисповедания.

После обнародования хатта реформаторы приступили к практическому проведению его в жизнь. Так, в 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление гарантий прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Было объявлено об отмене откупной системы при взимании налогов. Однако эти новшества вызвали активное сопротивление консервативных сил, прежде всего среде мусульманского духовенства. Весной 1841 г. дело даже дошло до отставки Решид-паши. Но Англия и Франция по дипломатическим каналам довели до сведения султана желание держав видеть продолженной политику реформ. В октябре 1845 г. Решид-паше был возвращен пост министра иностранных дел, а в сентябре 1846 г. он был назначен великим везuром, и проведение реформ продолжилось.

В 1845-1854 гг. последовало издание ряда законов, регулировавших вопросы землевладения и судопроизводства. В частности, в 1847 г. создан уголовный суд, действовавший уже не по шариатским установлениям, а на основе нового уголовного законодательства. Начала действовать сеть специальных коммерческих судов, а в 1850 г. был принят и Коммерческий кодекс, подготовленный на основе аналогичного французского. В 1854 г. правительство создало специальные суд для разбора уголовных дел между мусульманами и немусульманами.

Реальные последствия реформ этого периода оказались ограниченными. Безрезультатны были также меры, направленные против лихоимства и коррупции чиновничьего аппарата. Не удалось осуществить и отмену системы откупа налогов. Был лишь принят ряд постановлений, которые должны были обеспечить ликвидацию произвола местной администрации при сборе налогов.

Танзиматские реформы коснулись и непосредственно экономической жизни.

Они ознаменовали некоторый прогресс в защите прав земельной собственности. Реформаторы стремились стимулировать промышленное предпринимательство, но в условиях господства полуфеодальных и местами даже феодальных производственных отношений сдвиги в экономической жизни были крайне незначительными.

Реформы не обошли и сферу образования и просвещения: в 1846 г. был издан закон о начальном и среднем светском образовании, принято решение о создании университета. Но реформирование системы образования проходило медленно - не было кадров учителей и учебных пособий для светской школы. Развитие реформаторского движения приостановила Крымская война.

После окончания Крымской войны, буквально обнажившей социальные пороки и национальные проблемы империи Османов, ее правящие круги сделали еще одну попытку обеспечить развитие экономики и культуры с помощью реформ. Отправным пунктом нового этапа реформ стал султанский указ 1856 г., в котором была вновь провозглашена гарантия равных прав османских подданных всех вероисповеданий, а также было объявлено о намерении Порты провести ряд экономических реформ, в частности ликвидировать злоупотребления при сборе налогов.

Танзиматские реформы 50-60-х годов XIX в. осуществлялись под руководством двух видных представителей новой османской бюрократии - Али-паши и Фуад-паши. Они были сподвижниками Решид-паши, а после его кончины неоднократно занимали посты великого везuра и министра иностранных дел.

В 1858 г. был издан закон о земле, положения которого закрепляли результаты процесса ликвидации тимарной системы землевладения. Порта расширила права наследования земельных владений.

Реформы этого периода более серьезно затронули сферу законодательства. В августе 1858 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс, в основу которого легли принципы французского Уголовного права. 3 августа 1861 г. стал действовать первый в истории Османской империи Коммерческий процессуальный кодекс. Порта провела ряд реформ и в сфере судопроизводства. В 1860 г. было объявлено о создании в столице империи и в некоторых из провинциальных центров специальных коммерческих судов, которые учреждались вне юрисдикции мусульманского духовенства. Судебная власть была отделена от административной. Было предусмотрено увеличение числа светских судов.

В 60-х годах реформаторы осуществили ряд мероприятий, направленных на централизацию власти. Закон о вилайетах, принятый в ноябре 1864 г., предусматривал обеспечение принципа централизации власти, контроль Порты за деятельностью провинциальных властей.

В этот период указом султана были утверждены специальные регламенты, определившие статус немусульманских религиозных общин - греко-православной и армяно-григорианской. Согласно регламентам, светские дела общин, находившиеся в ведении их религиозных иерархов, переходили в компетенцию создававшихся при них гражданских советов. Но советы практически ставились под контроль султанской администрации.

Танзиматские преобразования этого времени затронули и центральные органы власти. В 1868 г. был создан Государственный совет, на который была возложена задача подготовки государственных законов и важнейших правительственных постановлений. В состав совета были включены и немусульманские подданные империи. В 60-х годах были созданы министерства - юстиции, просвещения, общественных работ, по делам вакфов. После Крымской войны начались новые реформы в армии, которая реорганизовывал ась по французскому образцу.

Продолжались преобразования в области просвещения и культуры. «Органический закон о всеобщем образовании», изданный в 1869 г., свидетельствовал о сдвигах, происходивших в развитии светской школы всех ступеней, - росте числа средних светских школ, открытии ряда новых гражданских средних учебных заведений.

В целом танзиматские реформы привели к переменам в политико-административной, экономической и культурной жизни страны, но они мало соответствовали потребностям развития огромного многонационального государства. Некогда могущественная держава представляла собой в середине XIX в. экономически отсталую сельскохозяйственную страну с низким уровнем развития производительных сил.

Южная Африка в 17-19 вв.

История востока. 4 курс .(1 – й семестр).

1. Предмет и периодизация истории Востока.

Под понятием «Восток» традиционно понимаются страны Африки и Азии. В период холодной войны возникло понятие «страны третьего мира», которое применялось в отношении стран Зарубежной Азии, Африки и Латинской Америки. Также был употребим термин «развивающиеся страны». Но в настоящее время последние два понятия становятся не совсем уместными, так как страны Востока в своем развитии шагнули далеко вперед (Японию и Китай, например, уже не назовешь странами третьего мира или развивающимися странами).

Для периодизации истории Востока наиболее распространенные формационный и цивилизационный подходы. Первый подход:

1) Новая история начинается с середина XVII (Английская буржуазная революция; или XVIII в. - Великая Французская революция) - начало XX вв. - Период генезиса и утверждения капиталистических отношений на Востоке, а также переход капитализма в империализм.

2) Новейшая история - 1914 (или 1917) - наст. время.

В отечественном востоковедении (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские считали рубежом Английскую буржуазную революцию, а ленинградские - французскую. Зато конечная дата - 1917 г. у советских востоковедов не вызывала споров.

Второй подход:

Л.С. Васильев предложил следующую периодизацию:

1. древность IV тыс. до н.э. - III в. н.э.;

2. восточное средневековье III - сер. XIX;

3. период колониализма сер XIX - сер. XX в.;

4. вторая половина XX в. - деколонизация Востока и формирование основных цивилизационных моделей на Востоке:

- азиатско-конфуцианская

- исламский мир

- индо-буддийская модель.

А.М. Родригес предложил несколько иную периодизацию:

1. 1492 - конец XIX вв. В этот период происходят Великие географические открытия (1492 г. - Колумб, 1498 г. - Васко да Гама). Эти открытия коренным образом изменили не только географическую, но и экономическую, социальную, политическую картину всего мира. На Западе началась «революция цен», ставшая катализатором капиталистических отношений и впоследствии превращения большинства европейских держав в метрополии.

2. C XX в. - новейшее время. На востоке именно в конце XIX - начале XX вв. начинается развитие собственных капиталистических отношений, что вызвало процесс появления новых классов и групп общества, возникновения буржуазного революционного движения и последующие буржуазные революции («пробуждение Азии»). Именно на грани веков произошли первые межимпериалистические конфликты (испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899 - 1902 гг. и русско-японская война 1904 - 1905 гг.).

Периодизация зарубежных историков:

1. С Начала XVI - новое время. Западные историки исходят из концепции Средневековья, продолжавшегося от краха Римской империи (конец V в.) до «эпохи Высокого Возрождения» (начало XVI в.). Верхняя грань Новой истории находится в подвижном состоянии.

2. По мнению большинства Зарубежных историков, грань Нового и Новейшего времени отстает всего лишь на время жизни одного поколения (20 - 25 лет) от текущего календарного года. При этом события последних 20-25 лет еще не могут получить должной оценки и относятся скорее к политологии.

Актуальность изучения истории Востока:

? Поиски корней и истоков мировой цивилизации приводят на Восток;

? Все мировые религии зародились на Востоке;

? Большая часть населения земного шара проживает на Востоке;

? Китай, Индия, Южная Корея, Япония и др. выходят на ведущее места по экономическому потенциалу;

? Сделав большие успехи в познании и покорении природы, западный мир обращается к восточному опыту в познании внутреннего мира человека.

? Комплекс проблем социально-экономического характера, существующих в афро-азиатском регионе (терроризм в Афганистане, проблемы нераспространения ядерного оружия, голод, ВИЧ и др.) требует вмешательства всех страны мира.

Наши рекомендации