Модели социальной политики разных стран. Проблемы выбора модели социальной политики с учетом дилеммы «равенство – эффективность».

Характеристики различных моделей социальной политики

Модели социальной политики разных стран. Проблемы выбора модели социальной политики с учетом дилеммы «равенство – эффективность». - student2.ru

Основные принципы зарубежных моделей:

1.Социал-демократическая модель. Под этим заголовком рассматриваются основные принципы так называемой скандинавской или нордической моде­ли. Главным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).

2. Консервативная модель. Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финанси­руемой "социальными партнерами", как называют в ЕС на­нимателей и нанимаемых, консервативная модель базирует­ся на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев на­селения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую.

3. Либеральная модель. Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США.

4. Католическая модель Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Христианском социальном учении) принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам.

5.Скандинавская модель Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные — добровольные или коммерческие — решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора.

Дисциплина: М1. Б.3 Информационно-аналитические технологии в государственном и муниципальном управлении

Методы анализа систем управления:

1. Общенаучные

2. Специфические

3. Диверсифицированные

Общенаучные методы:

1. Классификация это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.

Два вида классификации: деление общего и разделение целого

деление общего - предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие — в группах принадлежности.

например, воздействие — это есть сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.

разделение целого -главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого.

2. Декомпозиция это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

3. Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном явлении. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления

4. Системный анализ

5. Функциональный анализ

6. Морфологический анализ

7. Информационный анализ

8. Моделирование

9. Классификация

Специфические методы:

1. Социологическое обследование

2. Имитационное моделирование и деловые игры(искусственное экспериментирование)

3. Метод экспертных оценок

4. SWOT- анализ

5. Анализ взаимозависимостей элементов

6. Методы оценки организационной эффективности

7. SWOT-анализ метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

8. Методы экспертных оценок . Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Диверсифицированные методы:

1. Мозговой штурм Разработан Александрой Осборн. . Расширение поиска решений путем специальных психологических и организационных техник. "Мозговой штурм" проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей. Метод "мозгового штурма" построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и интуицивистов с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.

2. Метод синектики Синектика — греческое слово. Оно означает соединение различных, даже несовместимых элементов.

Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода американского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группового мышления", в специально созданной "группе синекторов".

Синектика

Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления.

Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции.

Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.

Каждый участник группы «вводится» определенными действиями в своебразный творческий «экстаз»

3. Проектирование концепций Концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

Существуют, например, американская и российская концепция исследования космического пространства, существуют различные концепции мирного использования атомной энергии, концепции реформирования экономики и пр.

Включает три этапа: дивергенция, трансформация, конвергенция

4. Метод Мэтчета Метод Мэтчета заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это приемы изменения «режимов мышления» для его сознательного приспособления к целям исследования.

Режим мышления — это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.

Наши рекомендации