Внедрение менеджмента качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. Оценка качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.

Система управления качеством оказания государственных услуг строится на следующих базовых механизмах:

· Разработка и внедрение Стандартов оказания государственных услуг.

· Оказание услуг, соответствующих по качеству Стандартам и потребностям населения, в условиях жестких финансовых ограничений.

· Становление услуги в качестве рыночного продукта открытого и нормированного для потребителя.

· Всестороннее освещение и информирование потребителя о видах, формах, нормативах, месте и времени оказания услуг.

· Вовлечение потребителя (общество и бизнес) в контур управления качеством оказания государственных услуг посредством мониторинга и общественной экспертизы.

· Выработку управленческих решений (администрирование, кадровые вопросы), направленных на совершенствование качества государственных услуг, оказываемых всей цепочкой ответственных контрагентов: бюджетные и внебюджетные структуры, курирующие их профильные министерства, районные администрации.

Социальная защита в условиях рынка. Субъекты социальной защиты. Группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Виды и формы социальной защиты. Основные проблемы и перспективы реформирования системы социальной защиты населения.

Социальная защита — система принципов, правил, методов,

законодательно установленных государством социальных гарантий;

мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление

оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей,

поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования

личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер,

действий, средств государства и общества, направленных против

ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица,

старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс

государственных мер социально-экономического и правового

характера по обеспечению гарантированного государством

минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых

слоев населения в период экономических преобразований и

связанного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная помощь может оказываться в различных формах –

в натуральном виде, в виде денежных выплат, услуг и льгот, которые

предоставляются нуждающимся, дополнительно к гарантированным

государством формам социальной защиты за счет средств

муниципальных и местных органов власти, предприятий, организаций,

благотворительных фондов, взносов частных лиц и др.

Социальная самопомощь — совокупность, социальных,

социально-психологических и социально-педагогических средств,

используемых отдельным индивидом или определенной социальной

группой для поддержания достойных условий своего существования.

Социальное страхование - часть государственной системы

социальной защиты населения, спецификой которой является

осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование

работающих граждан от возможного изменения материального и (или)

социального положения, в том числе по независящим от них

обстоятельствам.

Социальное обслуживание - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга - действие или действия в сфере

социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической,

разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях

улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его

возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные

жизненные потребности.

Социальная реабилитация - восстановление основных социальных функций личности, социальной группы, общественного

института, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни

общества, которая включает в свое содержание все аспекты

реабилитации (собственно социальные, психологические,

медицинские, профессиональные, педагогические).

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. Во‑первых,главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во‑вторых, к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. В‑третьих, объектом социальной защиты являются социально‑уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их ре­формированию:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоро­вья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагопо­лучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абст­рактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо слож­ных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономи­ческой и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболева­ниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных.

2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоя­тельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспо­моществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития се­мьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Наши рекомендации