Организационные модели менеджмента

1. Модель рациональной цели – оптимизация затрат и результатов достигаемая посредством планирования и умелого проектирования работ

2. Модель человеческих отношений – гибкость и внутренние процессы, нацеленная на развитие человеческих ресурсов и человеческого капитала, мастерства и сплоченности рабочей силы

3. Модель внутренних процессов - стабильность и контроль, достигаемые посредством управления информацией и коммуникациями

4. Модель открытых систем – гибкость, качество адаптационных механизмов, развитие способности к приобретению внешних ресурсов, внешней поддержки

Организационная эффективность зависит от соответствия технологического ядра с организационной структурой

Степень соответствия определяют:

• Уровень расходов на координацию

• Расходы на планирование

• Ритмичность работы управленческого аппарата

• Количество конфликтов

• Организационные особенности исследовательской деятельности

• Транзакционные издержки внутри и вне корпорации

• Модель выявления структурных барьеров повышения эффективности

Таким барьерами являются:

• Обособление во взаимодействиях система-подсистема возникают на основании выделения в организации подразделений, каждое их которых решает свою собственную задачу, имеет собственные потребности и стратегию. Отношения внутри подразделений могут развиваться в ущерб взаимодействию между подразделениями. Информационные потоки могут усиливать внутригрупповое обособление

• Власть, борьба за Влияние, также разделяют

• Характерные приемы снижения структурных барьеров

Снижение структурных барьеров лежит не только в плоскости изменения организационной структуры

• Доступ к информационным потокам внутри организации

• Регулярность и учет организационных особенностей стратегического и бизнес -планирования

• Оценка уровня выявления причин конфликтов

• Разработка организационных схем, повышающих мобильность персонала внутри организации

• Разработка эффективных процедур оценки персонала

• Формирование качественных систем стимулирования

• Изменение психологического профиля организации

• Модель структурных преобразований

Исходит из необходимости соответствия типа организационной структуры задачам организации.

• Формирование новых взаимодействий внутри организации, создание новых механизмов и процессов, например, в способах группировки и координации подразделений, использовании горизонтальных механизмов координации

• Внедрение новых методов принятия решений, требующих от подразделений участия в процессах целеполагания и планирования.

• Управление квалификацией и возможностями персонала

• Новые методы разрешения конфликтов

• Модель формирования эффекта реструктуризации (разукрупнения)

Основная задача модели- оптимизация размеров и организационной структуры при разукрупнении организации. Разукрупнение не всегда ведет к улучшению деятельности.

При оценке влияния реструктуризации на организационную эффективность используются следующие критерии:

• Длина и связанность производственных цепочек

• Капиталоемкость

• Количество поставщиков и потребителей

• Наличие и качество плана реструктуризации

• Процедуры взаимодействия частей организации внутри производственного цикла

• Объединяющие инвестиционные проекты

• Степень снижения уровня квалификации персонала после реструктуризации

• Затраты на единицу продукции

Методы экспертной оценки.

В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из "человеческого фактора", отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов.

Эксперты (от латинского "expertus" - опытный) – это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.

Процедура получения оценок от экспертов называется экспертизой.

Этапы подготовки и проведения экспертизы:

1. формулировка цели экспертного анализа;

2. формирование группы организаторов экспертизы;

3. разработка процедур проведения экспертной оценки;

4. подбор экспертов;

5. получение экспертных оценок;

6. обработка результатов опроса и анализ полученных данных;

7. установление степени достижения цели экспертизы.

Получение экспертных оценок

Если эксперт способен сравнить и оценить какие-либо объекты, явления, факторы, варианты действий, приписав каждому из них какое-либо число, то говорят, что он обладает определенной системой предпочтений.

В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации и обладают различной способностью к математической формализации.

Способы измерения объектов:

1. Ранжирование

Ранжирование – это расположение объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им свойства. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенный.

Если имеется n объектов, то в результате их ранжирования j-ым экспертом каждый объект получает оценку xij – ранг, приписываемый i-му объекту j-ым экспертом.

Значения xij находятся в интервале от 1 до n. Ранг самого важного фактора равен единице, наименее значимого – числу n.

Ранжировкой j-го эксперта называется последовательность рангов x1j, x2j, …, xnj.

Достоинством метода является его простота, а недостатком - ограниченные возможности использования. При оценке большого количества объектов экспертам очень трудно строить ранжированный ряд, поскольку приходится учитывать множество сложных связей.

2. Парное сравнение

Парное сравнение - это установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Парное сравнение можно проводить при большом числе объектов, а также в тех случаях, когда различие между объектами столь незначительно, что практически невыполнимо их ранжирование.

3. Непосредственная оценка

Часто бывает желательным не только упорядочить (ранжировать объекты анализа), но и определить, на сколько один фактор более значим, чем другие.

В этом случае диапазон изменения характеристик объекта разбивается на отдельные интервалы, каждому из которых приписывается определенная оценка (балл), например, от 0 до 10.

Именно поэтому метод непосредственной оценки иногда именуют также балльным методом.

Смысл метода состоит в том, что эксперт помещает каждый из анализируемых объектов в определенный интервал (приписывает балл). Измерителем при этом является степень обладания объекта тем или иным свойством.

Например, метод непосредственной оценки используется при проведении экзаменов. Здесь диапазон, характеризующий уровень знаний студентов.

Наши рекомендации