Европейские патенты и товарные знаки
В Евросоюзе и Совете Европы новым направлением интеграции является регулирование интеллектуальной собственности и охрана авторских и смежных прав в информационном пространстве. В учредительных актах Евросоюза содержатся общие вопросы действия европейских патентов и товарных знаков, а также задача устранения расхождений в национальном законодательстве об авторских правах. Кроме того государство ориентируется на использование стандартов Всемирной организации интеллектуальной собственности. Евросоюз участвует также в Европейской Патентной Конвенции 1973 года. Лиссабонский договор указывает, что наиболее сложные вопросы в сфере интеллектуальной собственности должны регулироваться специальными регламентами Европейской Комиссии. Например, Регламентом о создании товарного знака №207/2009 от 26 февраля 2009 года. Комиссия адаптирует акты Европейской патентной организации в Мюнхене, на основании которых создает собственные регламенты. В соответствии со ст. 52 Европейской Патентной Конвенции 1973 года, патент выдается на изобретения, которые обладают новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью. При этом компьютерные программы не являются патентоспособными. Особое место в сфере авторского права занимает Директива 98/44/ЕС «О правовой защите биотехнологических изобретений», регулирующий вопросы клонирования и молекулярно-генетической идентичности человека. В отношении специальных медицинских действует директива 65/65 о запрете реализации препаратов без разрешения специальных органов государств-членов (без защитного сертификата).В отношении произведений литературного и художественного уровня действует кодифицированная директива 2006/116/ЕС о гармонизации сроков охраны авторских и некоторых смежных прав. Она закрепила, что права автора охраняются до 70 лет после его смерти. Особое место занимают директивы, регулирующие защиту фотографий, теле-радио вещания и Интернета. Эти вопросы регулируются также «Зеленой книгой» Европейской Комиссии. В сфере промышленной собственности действует директива №98/71/ЕС о правовой защите промышленных образцов. Она предусматривает совместную компетенцию Евросоюза и государств-членов в регулировании промышленных образцов и моделей. Регламент Европейской Комиссии №2245/2002 О промышленном образце. Он установил размер и порядок уплаты регистрационных сборов. Базовая плата составляет 230 евро за промышленный образец, в последующем при регистрации тем же автором второго и третьего образца, плата уменьшается. Особую роль в регулировании вопросов авторского права играет Суд Евросоюза (например, Постановления Суда №92/93 и 326/92 по делам музыканта Фила Коллинза; Решение №15/74 по делу фармацевтической компании «Стерлинг»; Решение №35/87 по делу компании «Фиамма»). В отношении товарных знаков действует кодифицированная директива 2008/95/ЕС от 22 октября 2008 года. Она унифицирует обозначения из которых могут состоять товарные знаки; порядок и основания отказа регистрации товарных знаков, а также вопросы утраты права на товарный знак. В этих вопросах отдельно высказывались суд Бенилюкса и арбитражный комитет ВОИС. В настоящее время в отношении товарных знаков применяют и регламент Совета №207/2009 от 26 февраля 2009 года, регулирующий порядок регистрации товарных знаков и лицензирование.
Право конкуренции Евросоюза
Конкурентный рынок позволяет максимально эффективно распределять ограниченные ресурсы, в рамках конкурентного рынка достигается наиболее точный баланс спроса и предложения. В реальности такая ситуация недостижима: на рынок влияет очень много факторов, в том числе и не относящихся к его функционированию напрямую, поэтому рынок всегда работает не оптимально, более того, он неустойчив. Всегда существует опасность превращения закрытого рынка в монополистический, а такой рынок всегда работает крайне неэффективно.
Сам по себе рынок не может справиться с такой ситуацией, поэтому для поддержания на рынке конкурентной среды необходимо вмешательство государства. Государственно-правовое и наднациональное регулирование рыночной экономики состоит в создании наиболее благоприятных условий для высвобождения рыночных сил и их использования в интересах удовлетворения потребностей общества, повышения эффективности экономики и благосостояния населения. Одной из основных целей является поддержание эффективного функционирования рынка, в том числе через пресечение попыток фирм использовать запрещенные методы конкурентной борьбы на рынке. Благодаря этому решаются задачи повышения качества предлагаемых товаров и услуг, создания новых рабочих мест, ускорения инновационного процесса, стимулирования технического прогресса.
В условиях интеграции правовое обеспечение добросовестной конкуренции становится важнейшим средством построения и поддержания нормально функционирующего единого рынка. Его возникновение и дальнейшее устойчивое развитие предполагает, что все производители товаров и поставщики услуг из государств-членов без какой-либо дискриминации пользуются равными возможностями доступа к нему.
Весьма важной составляющей права конкуренции становится защита прав потребителей.
Нормы права конкуренции ЕС не существуют раздельно, а имеют свой иерархический порядок. Эта иерархия чрезвычайно важна, потому что при судебных разбирательствах конкретные нормы толкуются не сами по себе, а в общей системе норм и общие нормы задают те принципы, которым следуют судебные органы при толковании конкретных положений.
Центральное место в системе норм права конкуренции занимают ст. 2 и 3 Договора о ЕС. Статья 2 устанавливает список основных целей сообществ, которые должны быть достигнуты, а в ст. 3 содержится перечень основных конкретных задач ЕС.