Компании и юридические лица в Евросоюзе

Порядок образования, функционирования и прекращения деятельности Европейской компании регулируется Уставом, в случаях, предусмотренных Регламентом, – учредительными документами компании, в остальных случаях – нормами национального законодательства государства – члена ЕС, где компания имеет зарегистрированный офис.

Европейская компания может быть образована компаниями или фирмами, зарегистрированными на территории одного из государств– членов ЕС, центральное управление и основная предпринимательская деятельность которых находятся внутри Сообществ.

В Уставе предусмотрено пять способов открытия Европейской компании:

1) посредством слияния акционерных обществ, по крайней мере, два из которых учреждены и функционируют на основании законодательства различных государств – членов ЕС;

2) посредством учреждения холдинговой Европейской компании акционерными обществами и(или) обществами с ограниченной ответственностью. При этом центральное управление, по-крайней мере, двух из них должно находиться на территории различных государств-членов либо филиал одного из них должен быть расположен на протяжении не менее двух лет на территории иного государства-члена, чем то, где расположен головной офис, и регулироваться его законодательством;

3) посредством создания совместного дочернего предприятия компаниями или фирмами с учетом требований по территориальной принадлежности;

4) посредством преобразования в Европейскую компанию акционерных обществ, зарегистрированных на территории одного из государств-членов и имеющих филиал на протяжении не менее двух лет на территории другого государства-члена, нежели то, где находится его центральное управление;

5) открытие филиала или дочерней компании самой ЕС.

Европейское объединение по экономическим интересам представляет собой достаточно гибкий и удобный инструмент для средних и малых предприятий с целью реализации определенных экономических целей или задач и развития их деятельности. Деятельность ЕОЭИ должна быть связана с основной деятельностью его участников . Участники ЕОЭИ несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам объединения. В случае досрочного выхода компания несет в течение пяти лет после своего выхода неограниченную солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в период ее членства. Для учреждения ЕОЭИ должен быть заключен соответствующий договор между его участниками, где указываются цели его создания, определяется доля каждого участника (прибыль распределяется в зависимости от доли).

Основные вопросы, связанные с формальной стороной регистрации компании, урегулированы Первой директивой «О гласности». В Директиве рассматриваются три основные группы вопросов, затрагивающих защиту интересов третьих лиц.

Первая группа включает перечень основных документов компании и минимальный объем информации, подлежащие предоставлению при регистрации компании и опубликованию. На момент принятия Директивы в государствахчленах практиковались три основных способа регистрации:

а) запись в реестре;

б) депонирование в специализированном отделе канцелярии суда;

в) публикация в одном или нескольких вестниках.

Директивой же предусматривается следующая схема . На регистрируемое общество должно быть заведено дело в соответствующем реестре. По усмотрению государства это может быть либо центральный, либо торговый реестры, либо реестр обществ. Полную или частичную копию необходимого документа компании, опубликованного таким образом, можно получить по почте за определенную фиксированную плату.

Помимо этого, документация подлежит обязательному, частичному или полному опубликованию (либо в форме упоминания о депонировании документа в дело или его записи вреестр) во фициальном национальном издании.

Обязательному опубликованию подлежат:

1) информация о структуре общества (учредительный договор, устав, изменения в учредительные и иные документы, судебное решение о роспуске);

2) информация о представительных органах, органах управления и контроля (назначение, снятие с должности лиц, имеющих законные полномочия совершать сделки от имени общества и представлять общество; назначение и идентификация ликвидаторов, а также их полномочия, если это не следует из закона или устава);

3) основные данные финансового и учетного характера: размер подписного капитала, баланс и счета прибылей и убытков за каждый финансовый год;

4) информация о переносе юридического адреса;

5) информация о роспуске компании;

6) судебное решение о недействительности компании.

Вторая группа вопросов – ответственность за неопубликование соответствующей информации. Общий принцип Директивы : непротивопоставимость третьим лицам неопубликованных сделок и сведений.

Третья группа вопросов, урегулированных Директивой, – недействительность общества. В Директиве уделяется внимание правовым средствам предотвращения неправильного составления учредительных документов: на выбор предлагается введение контроля со стороны государственной власти и нотариальное оформление.

Спортивное право Евросоюза

Лиссабонский договор в ст. 165 закрепил совместные задачи государств-членов по решению проблем европейского спорта. Спорт по смыслу Лиссабонского договора имеет социальные и образовательные функции. Он призван защищать физическое и психическое здоровье как профессиональных спортсменов, так и любителей. Вопросы регулирования спортивно-культурной деятельности в Европе были сформулированы в рекомендации Совета Европы «О принципах хорошего управления в спорте» 2005 года. В ней поставлены задачи истребления коррупции в спорте, роста популярности спорта, развитие спорта как средство, способствующее объединению людей. Кроме того, были сформулированы следующие принципы спортивной сферы:

1) единство структуры европейской модели спорта;

2) добровольность участия в спортивных состязаниях;

3) «честная игра»;

4) честность в управлении основными ценностями спорта;

5) демократичность, этичность, эффективность и подотчетность спортивной деятельности;

6) истребление коррупции и других злоупотреблений в спорте;

7) профессионализм организации и управления в спорте;

8) сочетание международного, европейского, государственного и неправительственного регулирования спорта.

В европейском спортивном праве большое внимание уделено не только реализации международных спортивных стандартов (например, Международного олимпийского комитета), но и проблемам организации безопасности спортивных соревнований, разрешению споров и конфликтов в сфере спорта. Не случайно международный центр по безопасности в сфере спорта и спортивный арбитражный суд находятся в Европе.

В целом спортивное право тесно связано с социальным правом.

Наши рекомендации