Какова современная международная финансовая система?
Весь XX век был для мирового капитализма веком финансового капитала и финансовой олигархии. XXI век принял эстафету у своего предшественника в несколько изменившихся исторических условиях, не по сравнению со столетней давностью, а по сравнению с большей частью минувшего века, когда на равных боролись две мировые системы — капитализм и социализм, попеременно привлекая на свою сторону страны «третьего мира».
Финансы можно определить как деньги, которые нельзя свободно израсходовать, т. е. деньги, предназначенные на конкретные цели, деньги, связанные обязательством их владельца как должника перед каким-либо кредитором.
Мировой капитализм занимается финансированием в основном в частном порядке, т. е. в частном интересе, мировой социализм (от системы которого остались лишь отдельные элементы, среди которых, правда, Китай) делает это в основном в общественном порядке, т. е. в общем (национальном) интересе. Традиционная роль государства как гаранта целостности общества реализуется в так называемой социальной политике (поддержке малоимущих) и финансировании, как сегодня говорят, общенациональных проектов. В советское время у нас, благодаря льготному режиму налогообложения, развивались еще общественные фонды потребления, которые осуществляли социальную поддержку более адресно и более эффективно.
Господствующая в современном мире международная финансовая система была создана Англией и США во время Второй мировой войны (1944). Она известна как Бреттон-Вудская по названию местечка, где принимались решения. Для послевоенной «мировой экономики» две страны, на территории которых не было боевых действий, соответственно, потери которых по сравнению с другими промышленно развитыми странами были несоизмеримо малыми, предусмотрели послевоенный «экономический» порядок, поддерживать который призваны две финансовые организации, устроенные как акционерные общества: Международный валютный фонд (МВФ) для выдачи краткосрочных кредитов и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) для выдачи долгосрочных кредитов.
В 1956 г. МБРР была учреждена Международная финансовая корпорация (МФК), а в 1960 г. — Международная ассоциация развития (MAP). Как положено в мире финансов, мало кто знает об учредительных документах этих всемирно известных финансовых институтов что-то конкрет-
ное. МФК вроде бы филиал МБРР, т. е. несамостоятельная организация. Ее создание преследовало цель расширить субъектный состав участников международных финансовых отношений за счет включения в них помимо государств — участников МВФ и МБРР частных предпринимателей (фактически — транснациональные корпорации). MAP — юридически не филиал, а самостоятельная организация, но она финансируется, говорят, из чистого дохода МБРР, т. е. существенно зависит от него. Мало того, МБРРи MAP имеют «единый управленческий персонал и единую административную структуру» и издают общие совместные годовые отчеты, в которых вместе называются Всемирным (Мировым) банком.
И. В. Сталин сразу фактически отказался от вступления в названные организации, а 5 марта 1946 г. в американском городке Фултоне Уинсто-ном Черчиллем была произнесена знаменитая речь, которую считают объявлением Англией и США «холодной войны» Советскому Союзу.
Во второй половине XX в. МБРР «прославился» своей «помощью» странам «третьего мира» так, что с 1980-х годов его название практически не употребляется в СМИ. Вместо этого активно «раскручивается» некий мистический Всемирный (Мировой) банк.
Во время «перестройки» М. С. Горбачев не только добился вступления нашей страны в вышеназванные организации, но и «свои» реформы назвал, позаимствовав слово из названия главного современного международного финансового института. В «перестройке» сегодня без труда просматривается Reconstruction, правда, без Development (развития).
Правовые аспекты экономики
Экономика как объективно необходимые отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ отражается во всех формах общественного сознания, в том числе и в праве, субстанцией которого является развивающаяся воля. Следствием этого является возможность общества во всех его лицах (с точки зрения права) — от международных межгосударственных организаций до индивидов — строить свои отношения на основании действующих норм права. Таким образом возникает картина правовой экономики, или экономики, урегулированной нормами права, кажущимися субъектам правоотношений, в конечном счете, плодами их общей воли, а не воли какого-либо третьего лица.
Результатом такого взгляда на действительность может быть позитивная мотивация, воодушевление соответствующих «субъектов», превращающееся в экономию рабочего времени, или рост производительности труда, т. е. в прибавочный продукт. Другими словами, не только наука, но и право (и любая другая форма идеологии) способно превращаться в непосредственную производительную силу в случае его овладения массами трудящихся: работник, которого не надо принуждать ни в грубой, ни в изощренной форме, трудится производительнее своего собрата, работающего «из-под палки», «на чужого дядю». 166
Практически указанная возможность становится действительностью лишь при условии соответствия норм права истинной воле единственного реального субъекта производства, каким является общество в целом. В современном мире этого нет. Поэтому, например, Международная Организация Труда (МОТ) запрещает принудительный труд — что можно было бы только приветствовать, — но данный запрет фактически действует лишь в отношении узкого круга лиц: заключенных (осужденных преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы), военнопленных и представителей имущих классов (феодалов и буржуа, в первую очередь — финансовой олигархии), в чьей собственности по закону находятся такие средства производства, применение которых по их прямому назначению требует совместного труда миллионов, а то и десятков миллионов людей. То, что большая часть из этих миллионов занимается наемным трудом, подчиняясь «дисциплине голода», т. е. не добровольно, а в силу нужды, современное право «не замечает».
Сегодня вообще принято рассматривать в качестве правоотношений в сфере экономики не отношения между людьми в процессе производства, в которых рождается общественное богатство во всех его видах — от материальных до духовных благ, - а отношения в сфере обращения, так называемые имущественные отношения, в которых любое благо может только прекратить свое существование в силу физического либо морального износа.
17. Юридическое лицо и его основные признаки
Юридическим лицом, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, признается организация, которая: а) имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б) может отвечать по своим обязательствам этим имуществом; в) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) способна нести обязанности; д) быть истцом и ответчиком в суде; и е) иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица всегда действуют только на основе специальных, именуемых учредительными, документах. А именно — на основании устава, либо договора и устава, либо только учредительного договора.
В учредительных документах юридического лица должно быть указано его название, место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные для юридических лиц.
Юридическое лицо, согласно действующему в России законодательству, подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей либо руководящего органа юридического лица,
уполномоченным на то учредительными документами. Юридическое лицо может быть ликвидировано также по решению суда на основании, указанном в законе.